Затраты, издержки, себестоимость продукции и их виды

Производство любого вида продукта или оказание услуг требует определенных трудовых, материальных ресурсов и средств труда.

Стратегией каждой организации является получение максимальной прибыли. Это достигается использованием такого процесса производства, который при одном и том же объеме выпуска готовой продукции позволял бы применять наименьшее количество вводимых факторов производства. Организация, осуществляя определенные затраты на приобретение вводимых факторов производства (найм рабочих, закупка сырья и оборудования, плата за землю и др.), должно использовать такой производствен­ный процесс, при котором один и тот же объем готовой продукции обеспечивается с минимальными затратами.

Затраты на приобретение вводимых факторов производ­ства представляют собой издержки производства. Различают два вида издержек:

1) бухгалтерские издержки;

2) экономические издержки.

Бухгалтерские издержки включают в себя только явные затраты, т. е. платежи за приобретаемые ресурсы. Неяв­ными издержками являются альтернативная стоимость услуг труда собственника-управляющего предприятием и альтернативная стоимость применения других непокуп­ных ресурсов — земли, капитала, которые используют их собственники в своей деятельности. Альтернативной стоимостью труда, которую затрачивает предприниматель, управляя своим предприятием, явля­ется заработная плата, от которой он отказался, не предо­ставив свой труд другому, не своему предприятию. Альтернативная стоимость вложения средств в предпри­ятие определяется максимально возможной прибылью, получаемой с этих денег, по сравнению с тем, если бы они были вложены во что-то другое. Например, приобретение акций другого предприятия, возможные дивиденды по сравнению с величиной альтернативной стоимости средств, вкладываемых в свое предприятие.

Экономические издержки работы предприятия состоят из явных затрат (бухгалтерские издержки) и стоимости непокупных ресурсов (неявных расходов).

Себестоимость продукции представляет выраженные в денеж­ной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресур­сов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

– учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

– база для формирования отпускной цены на продукцию организации и определения прибыли и рентабельности;

– экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перево­оружение и расширение действующей организации;

– определение оптимальных размеров предприятия;

– экономическое обоснование и принятие любых управлен­ческих решений и др.

Различают следующие виды себестоимости:

1. Цеховая себестоимость.

2. Про­изводственная себестоимость.

3. Полная себестоимость.

Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.

Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные рас­ходы.

Полная себестоимость отражает все затраты на производст­во и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие рас­ходы).

Различают индивидуальную и среднеотраслевую себесто­имость.

Индивидуальная себестоимость обусловливается конкрет­ными условиями, в которых действует та или другая организация.

Среднеотраслевая себестоимость определяется как средне­взвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда.

В условиях рыночной экономики роль и значе­ние себестоимости продукции для предприятия резко возраста­ют. С экономических и социальных позиций значение сниже­ния себестоимости продукции для организации заключается в следующем:

– в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении организации, а следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;

– в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива организации;

– в улучшении финансового состояния организации и сни­жении степени риска банкротства;

– в возможности снижения продажной цены на свою про­дукцию, что позволяет в значительной мере повысить кон­курентоспособность продукции и увеличить объем продаж;

– в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.

Из всего сказанного вытекает очень важный вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания в организациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: