Производство любого вида продукта или оказание услуг требует определенных трудовых, материальных ресурсов и средств труда.
Стратегией каждой организации является получение максимальной прибыли. Это достигается использованием такого процесса производства, который при одном и том же объеме выпуска готовой продукции позволял бы применять наименьшее количество вводимых факторов производства. Организация, осуществляя определенные затраты на приобретение вводимых факторов производства (найм рабочих, закупка сырья и оборудования, плата за землю и др.), должно использовать такой производственный процесс, при котором один и тот же объем готовой продукции обеспечивается с минимальными затратами.
Затраты на приобретение вводимых факторов производства представляют собой издержки производства. Различают два вида издержек:
1) бухгалтерские издержки;
2) экономические издержки.
Бухгалтерские издержки включают в себя только явные затраты, т. е. платежи за приобретаемые ресурсы. Неявными издержками являются альтернативная стоимость услуг труда собственника-управляющего предприятием и альтернативная стоимость применения других непокупных ресурсов — земли, капитала, которые используют их собственники в своей деятельности. Альтернативной стоимостью труда, которую затрачивает предприниматель, управляя своим предприятием, является заработная плата, от которой он отказался, не предоставив свой труд другому, не своему предприятию. Альтернативная стоимость вложения средств в предприятие определяется максимально возможной прибылью, получаемой с этих денег, по сравнению с тем, если бы они были вложены во что-то другое. Например, приобретение акций другого предприятия, возможные дивиденды по сравнению с величиной альтернативной стоимости средств, вкладываемых в свое предприятие.
|
|
Экономические издержки работы предприятия состоят из явных затрат (бухгалтерские издержки) и стоимости непокупных ресурсов (неявных расходов).
Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:
– учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
– база для формирования отпускной цены на продукцию организации и определения прибыли и рентабельности;
|
|
– экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующей организации;
– определение оптимальных размеров предприятия;
– экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.
Различают следующие виды себестоимости:
1. Цеховая себестоимость.
2. Производственная себестоимость.
3. Полная себестоимость.
Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.
Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).
Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.
Индивидуальная себестоимость обусловливается конкретными условиями, в которых действует та или другая организация.
Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда.
В условиях рыночной экономики роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для организации заключается в следующем:
– в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении организации, а следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;
– в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива организации;
– в улучшении финансового состояния организации и снижении степени риска банкротства;
– в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;
– в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.
Из всего сказанного вытекает очень важный вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания в организациях.