В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия.
Уровень устанавливаемой предприятием цены на продукцию во многом определяется тем, какие цели ставит предприятие в ближайшее время и на перспективу. Как показывает практика, в условиях рыночной экономики наиболее распространенными являются следующие ценовые стратегии предприятия:
1) сохранение стабильного положения на рынке при уменьшении рентабельности;
2) получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с рынка;
3) вытеснение конкурентов;
4) обеспечение выживаемости в условиях рынка и предотвращение банкротства;
5) внедрение на рынке новой продукции;
6) завоевание лидерства по показателям качества.
Выбор политики цен основан на оценке приоритетов деятельности предприятия.
Процесс ценообразования на предприятии можно представить следующими основными этапами:
1) постановка цели (задачи) ценообразования;
2) определение уровня спроса на данный товар;
3) оценка издержек производства и степени регулирования цен на продукцию;
4) анализ цен и товаров конкурентов;
5) выбор метода ценообразования;
6) расчет исходной цены;
7) учет влияния на цену изделия дополнительных факторов;
8) установление окончательной цены.
Для эффективной реализации стратегии ценообразования и обоснования цен на товары необходимо определить рынки, на которых предприятие будет работать. Это позволит сопоставить возможности различных рынков и возможности предприятия в удовлетворении рыночного спроса.
На практике в зависимости от конкретных условий и целей предприятия используются различные методы расчета цены на товар. Все эти методы объединяются в две группы:
1) методы, основанные на затратном подходе;
2) методы, основанные на «целевом ценообразовании».
Первая группа методов отличается простотой расчетов. Основной принцип этих расчетов заключается в прибавлении к издержкам на производство товара определенной суммы прибыли, которую планирует получить фирма.
В «целевом ценообразовании» издержки производства также являются исходным элементом расчетов. Но в отличие от затратного метода прибыль устанавливается не в процентном отношении к издержкам производства, а является индивидуальной величиной каждого конкретного товара. Данная методика основывается на анализе безубыточности производства. Это достигается путем сопоставления издержек с ожидаемыми поступлениями при различных уровнях объема продаж.
На основе одного из вышерассмотренных методов предприятие определяет исходную цену на свою продукцию.
Окончательная цена изделия может корректироваться с учетом, например, каких-либо его уникальных, редких свойств, а также уровня обслуживания, особых гарантий покупателям.
14 СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ЕЁ ВИДЫ
14.1 Затраты, издержки, себестоимость продукции и их виды
14.2 Классификация затрат на производство и реализацию продукции
14.3 Структура себестоимости и факторы, её определяющие
14.4 Планирование себестоимости продукции в организации
14.5 Источники и факторы снижения себестоимости продукции (работ, услуг)