Система цен и их классификация
Система цен характеризует собой взаимосвязь и взаимодействие различных видов цен. Она состоит из различных элементов, среди которых можно выделить как отдельные цены, так и определенные их группы.
Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифицируют по следующим основным признакам.
По характеру обслуживаемого оборота выделяют:
1) отпускные цены на продукцию промышленности, по которым организации реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;
2) закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;
3) цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены. По мере развития рыночных отношений сфера действия договорных цен расширяется;
4) розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям;
|
|
5) тарифы грузового и пассажирского транспорта;
6) тарифы на платные услуги населению;
7) цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости цены и их уровне.
Состав розничной цены приведен ниже (рисунок 13.1).
Себестоимость продукции | Прибыль предприятия | Акциз (по подакцизным товарам) | Налог на добавленную стоимость | Наценки посреднических организаций | Торговые наценки |
Отпускная цена предприятия | |||||
Оптовая цена | |||||
Розничная цена |
Рисунок 13.1 - Состав розничной цены
Основу цены продукции составляет ее себестоимость. Она характеризует текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции. Любое предприятие стремится к тому, чтобы возместить затраты, связанные с выпуском продукции, и получить достаточную сумму прибыли. Прибыль предприятия должна обеспечивать не только финансирование текущих расходов (например, материальная помощь работникам, надбавки к пенсиям работающим на предприятии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, дивиденды на акции и т. д.), но и развитие предприятия.
Важное место в структуре цены занимают налоги. Акцизы и НДС являются косвенными налогами, которые оплачиваются конечными потребителями. Перечень подакцизных товаров устанавливается правительством. Он включает алкогольную продукцию, табачные изделия, легковые автомобили, минеральное сырье и прочие изделия.
|
|
НДС имеет очень широкую базу обложения. Основная его ставка – 20 %. Вместе с тем по отдельным группам товаров установлены льготы по этому налогу.
Наценки посреднических и торговых организаций обеспечивают им возмещение затрат, связанных с продвижением продукции от производителей к потребителям, и получение определенной суммы прибыли.
В зависимости от сферы регулирования различают:
1. Свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. При этом покупатель и продавец ни до, ни после совершения сделки купли-продажи не связаны никакими обязательствами.
2. Договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства.
3. Цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия.
4. Регулируемые цены – цены, устанавливаемые под контролем государства. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок.
В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют:
1) цену «франко-склад поставщика»;
2) цену «франко-станция отправления»;
3) цену «франко-станция потребителя» и т. д.
Система франкирования показывает, до какого пункта по пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы; они соответственно включаются в цену товара.
Так, цена «франко-склад поставщика» означает, что все расходы по доставке продукции несет покупатель. В цену «франко-станция отправления» продавец включает расходы по доставке продукции на станцию отправления. Цена «франко-склад потребителя» означает, что все расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.
По времени действия цены подразделяются на:
1) твердые (постоянные), которые меняются в течение всего срока действия контракта;
2) текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменения ситуации на рынке;
3) сезонные, действующие в пределах определенного периода времени;
4) скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления. Эти цены позволяют учитывать изменения в издержках производства за период времени, необходимый для их изготовления.
В классификации цен отдельно выделяются цены, используемые в статистике:
1) текущие;
2) средние;
3) сопоставимые;
4) неизменные.
Статистические цены являются обобщенными, агрегированными. Они позволяют анализировать и выявлять тенденции в динамике цен, устанавливать изменения в динамике физических объемов производства и реализации товаров, а также осуществлять анализ стоимостных показателей.
Для выработки эффективной ценовой политики фирмы необходим всесторонний анализ факторов, влияющих на уровень цен. Основными из них являются:
1) спрос на продукцию;
2) государственное регулирование цен;
3) издержки по производству и реализации продукции;
4) конкуренция.
Значительное влияние на цену товара оказывает спрос. Чем выше цена товара, тем меньше предлагаемых по этой цене изделий могут приобрести покупатели. Зависимость между ценой товара и спросом на него описывается кривой спроса, показанной на рисунке 13.2.
Р
Р
0 Q
Рисунок 13.2 - Кривая спроса Рисунок 13.3 - Кривая предложения
Кривая спроса показывает обратно пропорциональную зависимость между ценой товара и спросом на него.
|
|
Если при росте цен кривая спроса падает, то кривая предложения, наоборот, возрастает. Это объясняется тем, что повышение цены заинтересовывает производителей в увеличении объемов продаж.
Цен, при которой спрос и предложение равны, называется равновесной. Эта именно та цена, по которой товар будет продан.
Рр Qр
Рисунок 13. – Равновесная цена
В действительности соотношение спроса и предложения постоянно меняется в результате воздействия на них различных факторов.
Для количественного измерения колебаний спроса и предложения под воздействием различных факторов используется понятие эластичности. Эластичность дает представление о том, в какой степени изменение цены воздействует на уровень спроса.
Степень ценовой эластичности измеряется на основе коэффициента эластичности (Кз):
, (13.1)
где Q1 - объем продаж по прежним ценам;
Q2 - объем продаж по новым ценам;
Р1 - прежняя цена изделия;
Р2 - новая цена изделия.
Спрос на различные товары может быть как эластичным, так и неэластичным. При эластичном спросе (незначительном изменении цены и значительном изменении спроса) значение коэффициента эластичности больше единицы. И наоборот, при неэластичном спросе, когда изменение цены не вызывает больших отклонений в спросе на данный товар, коэффициент эластичности менее единицы. К товарам неэластичного спроса относятся, например, товары повседневного спроса, относительно недорогие товары.
Определенную роль в ценообразовании играет государство, осуществляя регулирующую функцию. В условиях несовершенного рынка возникающая равновесная цена не способствует оптимальному состоянию и стабильности в обществе. Поэтому государство путем установления регулируемых цен целенаправленно создает новые условия равновесия. Но при этом необходимо учитывать следующие моменты:
1) устанавливаемая государством цена не может достаточно быстро меняться под влиянием изменений спроса и предложения, поэтому может возникать дефицит или затоваривание продукции, не находящей сбыта;
|
|
2) полный отказ государства от вмешательства в процесс ценообразования лишает общество возможности воздействовать на уровень цен предприятий-монополистов, а также лишает население социальной поддержки, особенно его малообеспеченных слоев.
Поэтому в условиях рынка, особенно в переходный период, необходимость государственного регулирования ценообразования усиливается.
Основу цены изделия составляют издержки, связанные с его производством и реализацией, поэтому их размер во многом определяет уровень цены.
В состав издержек входят затраты как зависящие, так и независящие от деятельности предприятия. Например, стоимость сырья, материалов, топлива, энергии, транспортные тарифы – факторы, внешние по отношению к предприятию. Поэтому увеличение этих затрат вызывает рост цены на товар.
Другая группа затрат – уровень использования сырья и материалов, степень загрузки производственных мощностей, производительность труда и другие – непосредственно зависит от уровня их организации на предприятии. Поэтому фирма в зависимости от прочности своего положения на рынке может маневрировать ценами. Если положение фирмы недостаточно устойчивое и повышение цен на продукцию нежелательно, то удорожание, например, по сырью можно компенсировать в определенной степени снижением норм расхода сырья, использованием вторичных ресурсов. Если же положение фирмы достаточно устойчивое, в этом случае увеличение издержек может быть перенесено на цену товара.
На уровень цен оказывает влияние и конкуренция, которая подталкивает фирмы к совершенствованию своей продукции, детальному обоснованию цены на нее. При этом фирма может ориентироваться или на рынок продавца, или на рынок покупателя. На рынке продавца доминирующее положение занимает продавец – производитель товара. В таких условиях фирме легче функционировать, поскольку ее продукция находится вне конкуренции. На рынке покупателя доминирующее положение занимает покупатель. И от того, насколько фирма сумеет учесть меняющиеся запросы покупателя и вовремя удовлетворить их, зависит ее благополучие.
На уровень цен оказывает влияние и ряд других факторов, например, стадия жизненного цикла изделия, организации–участники продвижения товара от производителя к потребителю. Учет влияния всех факторов в комплексе позволит фирме выработать правильную политику ценообразования.