Санитарно-гигиенические и противопожарные требования к жилой застройке

При планировке жилых районов проектировщики должны удовлетворить ряд требований и правил, сведенных в СНиП 2.07.01-8S

Инсоляция – облучение солнцем – представляет собой один из приемов регулирования микроклимата помещений. Инсоляция помещений, гражданских зданий- обеспечивается такой их ориентацией и взаимным расположением, чтобы в период с 22 мар по 22 сентября в районах южнее 80° северной широты и с 22 апреля по 22 августа в районах севернее 58° северной широты не мене 3 ч в сутки непрерывно облучались естественными солнечными лучами комнаты однокомнатных квартир, 30 % комнат многоканатных квартир, все жилые помещения в общежитиях и гостиницах, нежилые помещения с пребыванием людей более 6 ч в сутки. В южных районах страны должны быть приняты меры по уменьшению инсоляции.

Для обеспечения инсоляции в жилых домах некоторых серий предложены два типовых варианта планировки квартир: меридиональная и широтная. При меридиональной ориентации здания располагают основными осями по направлению с севера на юг. 'В этом случае первую половину дня солнцем освещается восточный фасад, вторую – западный. Инсоляция при меридиональной ориентации удовлетворяется в течение дня для всех помещений здания.

При широтной ориентации здания утром инсолируется точный торец, днем – южный фасад и вечером – западный торцевой фасад дома. Комнаты, выходящие на север, солнцем практически не освещаются. Поэтому при широтной ориентации одно- и двухкомнатные квартиры ориентированны на юг. В многокомнатных квартирах хотя бы 30 % комнат должны выходить окнами на юг. Допускается также и диагональное размещение некоторых серий жилых домов с ориентацией основных жилых помещений на юго-восток и юго-запад.

Возможную ориентацию фасада дома по сторонам горизонта при условии обеспечения нормальных условий инсоляции каждой квартиры называют градостроительной маневренностью, которая определяется специальными графиками, составленными для исследуемых домов. По графикам градостроительной маневренности находят оптимальные варианты ориентации, а также недопустимые положения зданий с точки зрения удовлетворения условий инсоляции.

Инсоляция городской застройки зависит от взаимного расположения зданий, расстояний между ними, этажности, ориентации оконных проемов и объемно-планировочного решения жилых домов. В проектах планировки и застройки выполняют расчет инсоляции для всех типов помещений, применяя специальные методы и графики. В микрорайонах, кроме того, требование инсоляции должно соблюдаться для всех видов площадок: детских, тихого отдыха, хозяйственных, спортивных. Однако их надо защищать от излишней инсоляции.

Проветривание. Нормальный аэрационный режим жилой застройки имеет большое значение для создания благоприятных условий проживания людей. Его определяют на высоте 2 м от уровня земли. Повышенной считается скорость ветра, если она в «слое обитания человека» превышает 5 м/с. Скорость ветра на высоте, где ее определяют метеостанции, значительно выше. При правильном расположении зданий, с учетом их размеров и формы, можно снизить скорость ветра на 50 % и более. Окончательную картину аэрации определяют по графикам, составляемым для каждого жилого массива в районах с повышенной аэрацией. В случае необходимости в проект вносят изменения.

Наглядно видны результаты при проверке макета в аэродинамической трубе. Эффективна защита от ветра при помощи зеленых насаждений.

Полное отсутствие проветривания считается нежелательным. Обычно застой воздуха наблюдался в замкнутых каменных домах без озеленения при квартальной застройке. Чтобы этого избежать, проектировщики пользуются специальными приемами застройки жилой территории 5-, 9- и 12-этажными домами, применяют озеленение. Используя рельеф и озеленение при скорости ветра, не превышающей 7 м/с, добиваются успешного регулирования ветрового режима.

Защита от шума, пыли и газов. Планировку и застройку селитебной территории городов и других населенных пунктов следует осуществлять с учетом обеспечения допустимых уровней шума в соответствии с требованиями СНиП П-12-77. В современных родах весьма остро стоит вопрос снижения уровня шума. Источниками шума в городе являются все виды транспорта, трансформаторы, некоторые промышленные предприятия и др. Градостители стремятся защитить жителей от повышенного уровня шума, поскольку он вредно влияет на здоровье человека. Для помещений различного назначения определены допустимые уровни звука:

Палаты больниц, санаториев............................................ 25

Жилые и спальные помещения квартир, домов отдыха, пансионатов, детских дошкольных учреждений и школ

интернатов......................................................................... 30

Кабинеты врачей, киноконцертные залы, жилые комнаты

в гостиницах и общежитиях............................................ 35

Территории больниц, санаториев.................................... 35

Помещения школ, театров, библиотек, конференц-залов 40

Территории микрорайонов.............................................. 45

Служебные помещения учреждений.............................. 50

Залы столовых, кафе, ресторанов, фойе театров

и кинотеатров.................................................................... 55

Торговые учреждения, служба быта, вокзалы............... 60

При проектировании селитебной территории города рассчитывают допустимый уровень шума. При этом пользуются расчет ми шумовыми характеристиками транспортных потоков _ в час «пик», потоков железнодорожных поездов, а также источников шума внутри групп жилых домов. Эти данные определен измерениями на расстоянии 7,5 м от источников шума, дБ:

Транспортные потоки на всех категориях улиц и дорог

от скоростных до улиц местного значения............. 73...87

Железнодорожные поезда (пассажирские, электропоезда

и грузовые)................................................................. 66...91

Внутримикрорайоные источники шума от работы

мусороуборочных машин, разгрузки товаров........ 70...71

Игры детей, спортивные игры, купание детей

в бассейнах................................................................. 58...71

Для снижения уровня шума применяют искусственные и ее естественные элементы рельефа местности, а также размещают вдоль источников шума здания в виде сплошной застройки. В сторону источников шума могут быть ориентированы окна помещений, в которых уровень шума допускается более 50 дБА (магазины, предприятия службы быта и др.), а также окна подсобных помещений, одной комнаты многокомнатных квартир, жилых зданий повышенной звукоизоляцией.

В снижении уровня шума велика роль зеленых насаждений, которые могут выполнять роль экрана. В комплекс мероприятий снижающих уровень шума, входят оптимальное расположение в планировочной структуре города промышленных предприятий, аэродромов, транспортных магистралей и сооружений, регламентация движения всех видов транспорта по магистральным улицам и дорогам, использование подземного пространства для размещения инженерного оборудования города, складов, холодильников, транспортных коммуникаций, ресторанов, бассейнов, спортивных залов, рынков, автомобильных станций, автобаз. Существуют проекты по перемещению по подземным трубам почты, продуктов, мусора и т.д.

В Москве разработана шумовая карта магистралей и улиц. При реконструкции магистралей городов создают экранирующие сооружения, шумозащитные экраны из зеленых насаждений, вводят ограничение движения отдельных видов транспорта в центральной, наиболее загруженной, части города.

Предварительный расчет уровней звука на селитебных территориях помогает выбрать оптимальный вариант застройки новых магистралей. Такая застройка имеет пониженный уровень шума, чему способствует применение акустических мероприятий (заглубление магистралей, земляные кавальеры и насыпи, соответствующее озеленение, планировочные и конструктивные решения застройки, применение новых строительных материалов). Например, в Москве для уменьшения шума и вибраций от линии метрополитена используют звукопоглощающий бетон.

Для уменьшения шума от железнодорожных магистралей проводят технические мероприятия: прокладывают бесстыковые пути; устанавливают акустические экраны; создают земляные кавальеры, сплошные бетонные заборы высотой более 2,5 м, одновременно способствующие безопасности движения. Ширина санитарно-защитной зоны между жилой застройкой и железнодорожными путями должна составлять 200...300 м. На сортировочных и погрузочно-разгрузочных узлах, примыкающих к селитебной территории, системы громкоговорящего оповещения должны переводиться на радио- или индивидуальную связь с одновременным внедрением световых табло.

От градостроителей зависит правильное размещение железно-Дорожных узлов, метрополитена, автодорог, воздушного и водного транспорта. Вблизи аэродрома устанавливают контрольные точки, в которых уровень шума не должен превышать допустимых значений. Направление взлетно-посадочной полосы проектируют с таким расчетом, чтобы путь следования воздушного транспорта не пролегал над селитебной территорией города, так как шум воздушного транспорта в настоящее время – один из наиболее Мощных и распространенных раздражителей. Уровень шума реактивного двигателя на расстоянии 100 м – 119 дБА. Уровень шума На аэродромах, расположенных вблизи жилых районов, снижают, уменьшая число ночных полетов и используя в ночное время малошумные самолеты.

Таблица1.1

Степень огнестойкости 1-го здания Расстояние между зданиями м, при степени огнестойкости 2-го здания
I, II III IV, V
I, II      
III      
IV, V      

Расчеты уровней звука на территориях городов и определение уровней их снижения приведены в СНиП II-12-77.

Важное место в защите селитебных территорий от избыточно го шума занимают архитектурно-планировочные решения, специалисты многих областей работают над проблемой создания; статического комфорта в городе.

В современных городах нередко повышена степень загазованности и запыленности воздуха. Частично улучшить его состояния можно с помощью озеленения. Однако загрязнение атмосферы городов – это серьезная экологическая проблема, которая • глобального подхода.

Противопожарные требования. В СНиП 2.07.01-89 установлены расстояния между зданиями и лимитируется их длина в зависимости от степени огнестойкости зданий. Рекомендуемые стояния между зданиями в зависимости от степени огнестойки приведены в табл. 1.1.

Расстоянием между зданиями считается расстояние в см. между наружными стенами или другими конструкциями. Расстояния между стенами без оконных проемов допускается уменью на 20%. Вокруг домов должно оставаться свободное пространстве для подъезда пожарных машин. Входы в микрорайоны дол располагаться на расстоянии друг от друга не менее 90 м, выезды – не менее 180 м.

Лекция №5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: