Анализ качества произведенной продукции. Качество продукции – совокупность свойств продукции (параметрические, эксплуатационные, потребительские

Качество продукции – совокупность свойств продукции (параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские и др.), способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с их назначением. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения: удельный вес новой продукции в общем ее выпуске; удельный вес продукции высшей категории качества; средневзвешенный балл продукции; средний коэффициент сортности; удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции; удельный вес сертифицированной продукции; удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам и др.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств: полезность; надежность; технологичность; эстетичность.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили рекламации от покупателей, потери от брака и др.

Первая задача анализа – изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по уровню качества продукции.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем выпуске продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности можно определить отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I сорта:

Вторая задача анализа – определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск продукции , выручку от реализации продукции и прибыль . Расчет производится следующим образом:

где и – соответственно цена изделия до и после изменения качества;

и – соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;

– количество произведенной продукции повышенного качества;

– объем реализации продукции повышенного качества.

Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении производится следующим образом: изменение удельного веса по каждому сорту нужно умножить на цену соответствующего сорта , результаты сложить. Полученное изменение среднего уровня цены надо умножить на общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении .

Аналогичным образом определяют изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет изменения сортового состава :

После этого можно определить влияниеизменения сортового состава на сумму прибыли:

где изменение среднего уровня цены за счет сортового состава;

– изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет сортового состава;

– фактический общий объем реализации продукции отчетного периода в натуральном выражении.

Подобные расчеты делают по всем видам продукции, по которым установлены сорта, после чего результаты обобщаются.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема выпуска и реализации продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске продукции; определяют потери от брака.

Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии, организации производства и квалификации рабочих, аритмичность производства и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: