double arrow

Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции

Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема.

Возможны два варианта методики факторного анализа реализации продукции.

Если выручка на предприятии определяется по отгрузке продукции, то баланс продукции будет иметь вид

Отсюда

.

Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

.

Отсюда

,

где , – соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

– стоимость выпуска продукции;

– объем реализации продукции за отчетный период;

, – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с базовыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.

Уровень оплаты отгруженной продукции характеризует состояние расчетов с покупателями.

Если , то это свидетельствует о росте дебиторской задолженности.

Поэтому в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.

Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в три группы:

1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и интенсивность их использования:

где – среднесписочная численность работников предприятия;

– среднегодовая выработка продукции одним работником;

– доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода;

2) обеспеченность предприятия основными средствами производства и интенсивность их использования:

где – среднегодовая сумма основных средств производства предприятия;

– фондоотдача основных средств;

3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:

где – сумма потребленных материальных ресурсов на производство продукции;

– материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат).

Расчет влияния данных факторов на объем валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем изучают причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи и их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет 1-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов в отчетном периоде:

Основные источники резервов увеличения реализации продукции:

1) резервы роста объема производства продукции

а) улучшение использования трудовых ресурсов

- создание дополнительных рабочих мест

- сокращение потерь рабочего времени

- повышение уровня производительности труда

где , , – резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени и повышения среднечасовой выработки;

резерв увеличения количества рабочих мест;

– резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия;

резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и повышения квалификации рабочей силы;

возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.

б) улучшение использования основных средств

- приобретение дополнительных машин и оборудования

- более полное использование фонда рабочего времени

- повышение производительности работы оборудования

где – количества оборудования;

– время его работы;

– выпуск продукции за один машино-час.

в) улучшение использования сырья и материалов

- дополнительное приобретение сырья и материалов

где – дополнительное количество j -го материала;

– норма его расхода на единицу i -го вида продукции;

– плановая цена единицы продукции.

- сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов

где – сверхплановые отходы материалов.

- сокращение норм расхода сырья и материалов на единицу продукции

где – планируемое сокращение расхода j -го ресурса на единицу i -го вида продукции;

– планируемый к выпуску объем производства i -го вида продукции.

2) резервы сокращения остатков нереализованной продукции

В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции.

Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.

Тема 10. Анализ использования трудовых ресурсов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: