Т5 Бухгалтерский учет лесопродукции в условиях применения программы «1С: Предприятие 7.7»

5.1 Организация учеталесопродукции в компоненте программы «1С: Бухгалтерия 7.7».

5.2 Учет лесопродукции и продукции переработки древесины.

5.3 Учет лесорубочных билетов и попенной платы.

-=1=-

В процессе автоматизации рабочего места бухгалтера повсеместно наблюдается переход к использованию компьютерных программ.

В лесохозяйственных учреждениях Республики Беларусь широко применяется программа массового назначения для автоматизации бухгалтерского учета «1С: Предприятие 7.7». В связи с этим особую важность приобретает постановка учета лесопродукции в компоненте программы «1С: Бухгалтерия 7.7».

Общие вопросы по учету лесопродукции.

Прежде всего, необходимо отметить, что учет лесопродукции обязательно должен осуществляется в разрезе бюджетной и хозрасчетной деятельности лесхоза, что позволит управлять затратами и правильно формировать себестоимость готовой лесопродукции.

Лесопродукция, заготовленная сторонними организациями, должна оформляться отдельным документом - Актом сторонней заготовки. Этим же документом оформляется трелевка и подвозка продукции, осуществленная сторонними организациями. Данная продукция может быть бюджетной и хозрасчетной.

По хозрасчетной продукции отдельно отслеживается движение продукции заготовленной на рубках главного пользования (тип ХР) и продукции купленной у бюджета (тип БХ).

Учет лесопродукции ведется в разрезе фаз движения продукции:

- фаза заготовки – соответствует франко-лесосеке;

- фаза трелевки и/или подвозки – соответствует промскладу;

- фаза вывозки – это нижний лесосклад.

В разрезе выше указанных фаз и калькулируется себестоимость продукции, затраты по которым собираются на счете 20 в разрезе видов продукции (хлысты, деловая, дрова, продукции переработки деловой, продукции лесопиления и прочей продукции), а также в разрезе пород (мягколиственная, твердолиственная, хвойная).

Фактические затраты, произведенные за месяц по каждой фазе закрываются согласно объемам продукции заготовленной, трелеванной (подвезенной), реализованной или пущенной в переработку по учетным ценам с доведением их при закрытии 20-го счета до фактической себестоимости.

Учетные цены при начале работы в программе могут соответствовать фактической себестоимости продукции за предыдущий период (месяц, квартал, год) или плановой себестоимости на текущий год.

При закрытии 20-го счета фактические затраты по продукции распределяются следующим образом:

- Д-т 20 трелевка (подвозка, вывозка)

- К-т 20 заготовка при перемещении продукции из фазы заготовки в фазу трелевки, подвозки или вывозки.

- Д-т 20 вывозка

- К-т 20 трелевка или подвозка при перемещении продукции с фазы трелевки или подвозки в фазу вывозки.

- Д-т 40 «Выпуск продукции, работ, услуг»

- К-т 20 при перемещении продукции на конечный склад по фактическим затратам, по продукции предназначенной для реализации.

Древесина, прошедшая фазу вывозки для реализации приходуется по счету 43 «Готовая продукция» по учетным ценам:

Д-т 43

К-т 40. «Выпуск продукции, работ, услуг»

Древесина, прошедшая фазу вывозки и используемая для лесопиления приходуется на счете 10.1.2 по учетной цене с отражением разницы между учетной ценой и фактической себестоимостью по счету 16.2 «Отклонение в стоимости собственной продукции»:

Д-т 16.2 «Отклонение в стоимости собственной продукции».

К-т 20 при перемещении продукции на нижний склад (цех переработки).

Учет продукции лесозаготовки ведется в разрезе: вида продукции (деловая, дрова, балансы и т.д.), породы, сорта и диаметра, единицы измерения продукции – кубические метры.

-=2=-

В учете лесопродукции выделяют следующие подразделы:

- оприходование продукции;

- реализация продукции;

- перемещение продукции между материально-ответственными лицами (местами хранения);

- списание продукции, и другие операции не входящие в выше перечисленные пункты.

Оприходование продукции осуществляется следующими документами:

- Наряд-акт на производство работ для лесозаготовки.

- Сменный рапорт для лесопиления.

- Акт сторонней заготовки.

Реализация продукции сторонним покупателям осуществляется при помощи документа «Накладная расходная». Реализация бюджетной продукции хозрасчету – при помощи документа «Накладная на перемещение» в режиме «Бюджет-хозрасчет».

Для внутреннего перемещения продукции используется документ «Накладная на перемещение», в котором предназначены различные режимы для перемещения.

Для осуществления операций списания, оприходования излишков, пересортицы предназначен документ «Акт на списание-приход».

Рассмотрим подробнее некоторые из вышеперечисленных документов.

1) Наряд-акт на производство работ. Данный документ находится: Журналы – Учет лесопродукции – Наряд на лесозаготовку. Документ применяется для оприходования продукции на фазе лесозаготовки, при трелевке (подвозке) продукции трактором или лесотранспортной машиной, осуществляется перевод продукции с фазы заготовки в фазу трелевки (подвозки), оприходование продукции, изготовленной из деловой древесины (балансы, вагонные стойки, фанерное сырье и т.д.); или дров (тех. сырье).

Заполнение акта-наряда на заготовку продукции. При создании нового документа, откроется окно следующего вида:

Рисунок 1 – Наряд-акт на лесозаготовку

Реквизиты в шапке документа заполняются следующим образом. Номер документа: формируется с учетом префикса, (справочник «Подразделения»). При выборе лесничества по полю «Лесничество» префикс автоматически добавится в номер документа. Дальше выбирается обход, квартал, в котором осуществлялись работы. Признак «бюджет»: заполняется (ставится галочка), если наряд-акт составляется по бюджетной лесосеке. Работа: при выборе данного поля открывается справочник «Выполненные работы». Из данного справочника выбирается конкретная работа (вид рубки). Заполняется объем хлыста. Уточнение: предназначено для вставки в печатную форму Наряда (заполняется выбором). «Билет» в данном поле выбирается лесорубочный билет, на основании которого ведется разработка лесосеки. Далее при разноске прихода продукции идет проверка на соответствие фаз и количества вносимой продукции данным, указанным в лесорубочном билете. Если количество лесопродукции по наряду будет заготовлено больше, чем указано в лесорубочном билете, то документ сохранится, но появится следующее сообщение:

Если заготовленной продукции не будет указано в ЛБ, то документ не проведется и появится сообщение:

Согласно законодательству не допускается вырубка тех пород, которые не указаны в лесорубочном билете.

Дальше переходим к заполнению строк наряда на заготовку продукции:

- N: Проставляется автоматически.

- N -: Не заполняется.

«Движение» выбираем «Приход».

«Материал» выбирается заготовленная продукция из справочника «Продукция» (обратите внимание на диаметр, породу, сорт).

«Длина» проставляется набором цифры, соответствующей длине сортимента.

«Фаза» выбирается исходя из внесенной породы продукции, если, например, продукция сосна диаметром 14-18 3 сорт и стоит галочка, что рубка бюджетная, то выбирается (из справочника «Виды продукции») Деловая древесина – Деловая древесина хвойных пород – Бюджетная заготовка; если рубка хозрасчетная (отсутствует галочка в окошке «бюджет»), то выбирается Деловая древесина – Деловая древесина хвойных пород – Заготовка деловой древесины хвойных пород.

Следующие графы заполняются автоматически, при выборе продукции (группа фазы, единицы измерения, порода, сорт, вид).

«Тип» для рубок главного пользования выбирается ХР (для бюджетных рубок поле «Тип» отсутствует).

«Количество» проставляется фактическое количество заготовленной древесины.

«Тяж. Условия», «Расст. трелевки» – не заполняется.

«Счет затрат» проставляется 20-ый по хозрасчетному наряду, далее выбирается статья «Заработная плата» и фаза из справочника «Виды продукции», которая должна соответствовать указанной в графе «Фаза» (заполняется автоматически); по бюджетному наряду ставится счет затрат 37 и выбирается аналитика, которая должна соответствовать работе в шапке документа и продукции, выбранной по данной строке.

Наряд составляется только по одному лесорубочному билету, если на данную лесосеку выписано два билета, то заготовка продукции будет оформляться двумя нарядами.

После того как все заполнено, нажимаем на кнопку «ОК» и сохраняем документ. Если не указан «Лесорубочный билет», то будет выдано соответствующее предупреждение, но документ будет проведен.

2) Акт-наряда на трелевку (подвозку) продукции. Заполнение акта-наряда на трелевку (подвозку) продукции происходит аналогичным образом, кроме следующих отличий. В поле «Работа» выбирается работа по трелевке или подвозке. Заполняется графа N- в ней проставляются цифры (количество цифр в наряде должно быть равно количеству стрелеванной (подвезенной) по наряду продукции), при этом для каждого наименования должно быть две строки: первая – расход из заготовки и вторая – приход на трелевку (подвозку), для каждой из этих строк проставляется одинаковая цифра (для первого наименования – 1, для второго – 2 и т.д.).

«Движение» по расходу с фазы заготовки – «Расход», для прихода на фазу трелевки (подвозки) – «Приход».

Количество по движению «Приход» и количество по движению «Расход» обязательно должно совпасть, иначе наряд не будет проведен и система выдаст соответствующее сообщение.

«Фаза» в строке расхода с фазы заготовки выбирается: Деловая древесина – Деловая древесина хвойных пород – Заготовка деловой древесины хвойных пород, в строке прихода в фазу трелевки выбирается: Деловая древесина – Деловая древесина хвойных пород – Трелевка деловой древесины хвойных пород.

3) Заполнение наряда на оприходование продукции переработанной в лесу.

Заполняется также как и наряд на трелевку (подвозку) только по виду движения «Расход» выбирается фаза, на которой была перерабатываемая деловая или дрова (заготовка, трелевка), а по виду движения «Приход» выбирается наименование приходуемой продукции и соответствующая ей фаза (например, наименование продукции – Балансы сосна, 6-13, 2 сорт, фаза – «Балансы хвойные»).

4) Сменный рапорт.

Данный документ находится: Журналы – Учет лесопродукции – Лесопиление. Этот документ применяется для оприходования продукции, полученной от переработки в цеху.

Порядок и особенности внесения данных. Открывшийся новый документ имеет следующий вид:

Рисунок 2 – Сменный рапорт

Реквизиты в шапке документа заполняются следующим образом.

«Номер документа» формируется с учетом префикса. При выборе цеха по полю «Подразделение» префикс автоматически добавится в номер документа.

Дальше переходим к заполнению строк сменного рапорта:

- N: проставляется автоматически.

- N-: устанавливаются цифры (их должно быть столько же сколько видов продукции было изготовлено по сменному рапорту (пиломатериалы необрезные, пиломатериалы обрезные, брус и т.д.)). Если из деловой хвойной изготовили пиломатериалы обрезные и необрезные, то в сменном рапорте должно быть 4 строки: первые две – количество деловой, которое пошло на обрезные, для них ставится «1», и вторых две – количество деловой, которое пошло на необрезные, для них ставится «2».

Если затраты по отходам относятся на конкретный вид, то для них устанавливается такая же цифра как и для этого вида продукции.

«Движение» для продукции, выступающей в качестве сырья – «Расход», для полученной готовой продукции – «Приход».

«Материал» из справочника продукции выбирается израсходованная и полученная продукция, из справочника материалы выбираются полученные отходы.

«Фаза» для движения «Расход» фаза не выбирается, для движения приход, выбирается фаза соответствующая приходуемой готовой продукции (например, оприходован пиломатериал необрезной хвойный, 25 мм, 3 сорт, ему соответствует фаза – Пиломатериал необрезной).

«Счет» при оприходовании готовой продукции устанавливается 43, а отходов 10.1.2.

Следующие графы заполняются автоматически при выборе продукции.

«Количество» ставится количество израсходованной и оприходованной продукции согласно сменному рапорту.

Документ при проведении формирует проводки следующего вида:

Д-т 10 «Материалы»

К-т 20 «Основное производство» при оприходовании отходов от переработки,

Д-т 43 «Готовая продукция»

К-т 20 «Основное производство» при оприходовании готовой продукции, полученной от переработки, на сумму по учетным ценам,

списание сырья пущенного в переработку оформляется проводкой

Д-т 20 «Основное производство»

К-т 10«Материалы» на сумму по учетным ценам.

5) Акт сторонней заготовки. Данный документ предназначен для разноски движения лесопродукции, которое выполнила сторонняя организация.

Порядок и особенности внесения данных. Открывшийся новый документ будет выглядеть как на рисунке 3.

При формировании нового документа заполняются следующие реквизиты:

«Лесничество, обход, квартал» выбирается конкретное лесничество, обход и квартал в котором работала сторонняя организация.

«Контрагент» из справочника контрагентов выбирается организация, которая выполнила работы.

«Работа» из справочника «Работы» выбирается тип выполняемых организацией работ.

«Билет» выбирается лесорубочный билет, в котором должно быть указано, что он выписан для организации, выбранной как контрагент, на данное лесничество, обход, квартал, работу.

Строки заполняются аналогично, как и в документе «Наряде на производство работ».

Рисунок 3 – Акт на производство работ сторонней организацией

В ведомости формирования себестоимости движение по данной лесопродукции выносится отдельными графами. Если формирование себестоимости по продукции, движение по которой осуществляется сторонними организациями, необходимо рассчитывать отдельно, то в справочнике «Виды продукции» должны быть внесены дополнительные фазы (например, Заготовка деловой древесины хвойных пород (Услуги)). При этом в документах по движению лесопродукции должны быть выбраны именно эти фазы и затраты по этим видам продукции должны собираться отдельно. С учетом этого в отчетах по продукции движение по этим дополнительным фазам будет выделено отдельно.

6) Накладная расходная. Документ используется для оформления реализации продукции из леса, со станции и из цеха, продукции бюджетной и хозрасчетной деятельности. В документе предусмотрена разноска реализации по контрактам по выбранной валюте.

Порядок и особенности внесения данных. Открывшийся новый документ будет иметь следующий вид:

Рисунок 4 – Расходная накладная

При вводе нового документа заполняются следующие реквизиты:

«Склад» выбирается конкретное место хранения, с которого происходит реализация продукции (лесничество, станция, цех).

«Получатель» из справочника «Контрагенты» выбирается покупатель, которому реализуется продукция. Если это физическое лицо, то в справочнике необходимо создать отдельную папку, в которую необходимо будет вносить всех физических лиц, кому была реализована продукция. Это необходимо для формирования корректных отчетов по реализации.

Счет дебета: в зависимости от того, какая реализация (бюджетная, хозрасчетная, валютная) выбирается счет дебет: если бюджетная – 62.3 (можно выбрать, только если установлен реквизит «Из леса» и выбран признак «Бюджет»), хозрасчетная – 62.1, валютная по контрактам – 62.2 (при выборе счета 62.2 появляется дополнительное поле «Договор», в котором обязательно выбирается контракт, по которому осуществляется отгрузка). (По счету 62.2 валюта может быть «белорусские рубли», если это реализация по внутренним контрактам).

Признак «В розницу»: устанавливается в случае, если это реализация физическим лицам и необходимо округление итоговой суммы, или это льготная отгрузка (при установленном признаке появляется дополнительная колонка «Льгота», в которой проставляется процент льготы).

Признак «На хранение»: если продукция не будет вывозиться, а останется на хранении, то устанавливается данный признак, если не вся продукция остается на хранении и необходим ежедневный учет остатков лесопродукции в лесу (в разрезе собственной и оставленной на хранении), значит надо создать документ «Списание с хранения» на то количество, которое вывозится сразу. Если нет необходимости в ежедневном учете, то такой документ можно создавать в конце месяца.

Признак «Применять НСП»: при установке данного признака появится дополнительное поле «Налог СП», в котором устанавливается процент налога с продаж и рассчитывается цена и стоимость с НСП. Если в документе был применен НСП, то в отчетах по реализации он будет отражен в отдельной графе.

Признак «Без налогов»: характерен только для хозрасчета. Если признак установлен, то не сформируется проводка по сельхозналогу (если признак не установлен, то по хозрасчетной реализации всегда формируется проводка Д-т 90.5 К-т 68.2 на сумму налога, при этом процентная ставка налога берется из справочника «Налоги», у налога, который выбран в константе «Респ-кий фонд стабилизации»).

Признак «Без расхода»: характерен только для бюджета. Предназначен для реализации прочей продукции, по которой не формируется приход (саженцы, семена и т.д.). Документ формирует только проводку по реализации Д-т 62.3 К-т 76.11.

Поле «Вывоз»: используется только для хозрасчета при реализации из леса, по умолчанию задано значение «транспорт заказчика», но может быть выбрано «наш транспорт», тогда в строках появляется дополнительное поле «Фаза приход/расход» - в нем всегда выбирается промежуточная фаза – Вывозка.

Поле «Реализация»: выбирается вид реализации (Обычный, По заявкам, Товарная биржа, До 1000 евро) предназначенный для отчета «Сведения о продаже лесоматериалов» Форма 1.1, в котором можно получить информацию по каждому виду реализации.

При перевозке железнодорожным транспортом, для печати в ТН информации о железнодорожной накладной и номере вагона в накладной используются специальные поля «ЖД» в шапке документа.

Далее в зависимости от того, какая это была реализация, заполняются строки документа:

«Бюджетная реализация».

«Обход и квартал» заполняются обход и квартал отправители.

«Продукция» из справочника продукции выбирается наименование реализуемой продукции.

«Фаза» выбирается бюджетная фаза, на которой находится реализуемая продукция.

«Распределение услуг» если в накладной показывается отдельно реализация услуг на сторону и стоимость этих услуг идет на увеличение стоимости реализованной продукции, то для продукции данный параметр устанавливается в «Да», а для самой услуги «Нет», при этом, после того как внесена услуга, у продукции автоматически заполняется поле «Цена с усл.», стоимость услуг распределяется пропорционально количеству по каждому виду продукции, у которого в распределении услуг выбрано «Да».

«Количество» заполняется количество реализуемой продукции.

«Цена отпускная» вводится цена реализации для данного вида продукции.

Бюджетная продукции реализуется без НДС, то есть в поле «%НДС», должно быть выбрано «Без НДС».

«Цена с услугами» если в документе отдельно показана реализация услуг и признак «распределение услуг» установлен «Да» для этого наименования, то в данном поле сформируется цена с учетом стоимости услуг. (Если стоимость услуг увеличивает стоимость нескольких наименований продукции, то она распределяется пропорционально количеству продукции, на которое распределяется услуга).

Если в накладную отдельной строкой вносится услуга (в справочнике «Продукции», для наименования должен быть выбран тип «Услуга»), то для нее не указывается фаза, в поле количество указывается общее количество продукции, на которое затем она будет распределена, если стоимость услуги идет на увеличение стоимости реализуемой продукции.

Документ формирует следующие проводки:

- Д-т 62.3 контрагент, которому была реализована продукция К-т 76.11;

- Д-т 88.2 К-т 38 место хранения, с которого была реализация.

Хозрасчетная реализация из леса:

«Поля» кредит и дебет 90 вид деятельности: значение выбирается из справочника продукции, если в карточке наименования продукции заполнены соответствующие поля, если не заполнены, то для кредита – Выручка от реализации продукции, для дебета – Себестоимость реализации продукции. Поля предназначены для заполнения в проводках аналитики по 90-му счету.

«Тип» БХ – куплена на хозрасчет с бюджета, ХР – хозрасчетная.

При разноске документа для реализуемой продукции, в справочнике продукции, в подчиненном справочнике «Цены» обязательно должны быть внесены цены на фазе вывозки (реализации) (цены вносятся документом «Установка цен»).

Документ формирует следующие проводки:

- Д-т 90.5 К-т 68.2 на сумму сельскохозяйственного налога;

- Д-т 90.2 К-т 43 на сумму плановой себестоимость (по учетным ценам);

- Д-т 43 К-т 40 на сумму по учетным ценам;

- Д-т 62.1 К-т 90.1 на сумму по ценам реализации с НДС;

- Д-т 90.3 К-т 68.2 на сумму НДС; если установлен признак «Применять НСП», то дополнительно сформируется проводка

- Д-т 90.5 К-т 68.2 на сумму НСП.

Хозрасчетная реализация со склада или из цеха аналогична реализации из леса, только для склада и цеха характерен контроль остатков по счетам 10 и 43. Проводки для документа аналогичны, только отсутствует Д-т 43 К-т 40 – так как продукция уже оприходована на склад, на счет 43 или 10.

Реализация в валюте аналогична хозрасчетной реализации, только проводка Д-т 62.2 К-т 90.1 формируется по выбранной в документе валюте. Ставка НДС в валютной реализации обязательно выбирается 0% (не БезНДС), это необходимо для формирования отчета «Отгрузка по нулевой ставке».

Реализация с льготой. В документе при выборе признака «В розницу» появляется поле «%Льготы», в котором задается процентная ставка льготы, при этом формируется проводки следующего вида:

- Бюджет – Д-т 62.3 К-т 76.11 на сумму с льготой,

Д-т 92.2 К-т 86.1 на сумму льготы,

Д-т 88.2 К-т 38 на полную стоимость;

- Хозрасчет – проводки делаются аналогичные, кроме того, дополнительно формируется проводка на сумму льготы Д-т 84.5 К-т 62.1.

«Печать документа» ТТН (книжная и альбомная); ТН; Протокол согласования цен; КН-1. Если продукция была вывезена собственным транспортом, то в окне для печати указывается признак «Владелец транспорта – мы», в появившемся поле выбирается автомобиль, которым произведена вывозка, если стороннее лицо, то оно выбирается из справочника контрагентов. Если в графе накладной Заказчик (плательщик) должно быть указано третье лицо (например, для отгрузки по контрактам: заказчик – Беллесэкспорт, грузополучатель – наименование контрагента по контракту (к примеру, Россия Цепрусс)).

7) Накладная на перемещение лесопродукции. Данный документ применяется как сопроводительный документ при внутреннем перемещении лесопродукции от места заготовки (лесосека) к местам складирования, переработки, отгрузки относящимся к лесхозу.

В документе реализованы следующие движения:

- передача с бюджета на хозрасчет;

- перемещение с леса на склад;

- перемещение между складами;

- перемещение между лесничествами, или внутри одного.

Порядок и особенности внесения данных. Открывшийся новый документ будет иметь следующий вид:

Рисунок 5 – Накладная на перемещение лесопродукции

При вводе нового документа заполняются следующие реквизиты:

«Вид перемещения»: выбирается соответствующее движение: бюджет-хозрасчет.

«Отправитель» из справочника «Места хранения» выбирается лесничество, по которому делается движение:

а) «Обход, квартал» по которым происходит движение.

«Продукция» из справочника продукции выбирается наименование продукции, которое передается.

«Фаза расхода» из справочника «Виды продукции» выбирается, с какой бюджетной фазы деловой, дров происходит реализация хозрасчету.

«Фаза прихода» выбирается хозрасчетная фаза, совпадающая с бюджетной (если расход с бюджетной трелевки, то приход будет исключительно на хозрасчетную трелевку.

Счет дебет: выбирается счет 20, если на хозрасчет приходуется как сырье, и 10, если как топливо или как строительный материал.

«Статья по счету 20» сырье, данная статья должна быть выбрана в константе «Статья 20 счета сырье».

«Распределение услуг» если в ходе реализации были оказаны услуги, которые затем увеличивают стоимость продукции, то для продукции данный параметр ставится «Да», а у услуги «Нет». После того как внесена услуга, у продукции автоматически заполняется поле «Цена с усл.», стоимость услуг распределяется пропорционально количеству по каждому виду продукции, у которого в распределении услуг выбрано «Да».

«Цена» покупная цена, проставляется вручную, в зависимости от того, с какой фазы происходит реализация.

«Количество» количество реализуемой на хозрасчет продукции.

Документ формирует следующие проводки:

- Д-т 20, аналитика: статьи расходов – Сырье, виды продукции – фаза прихода К-т 76.10;

- Д-т 76.10 К-т 86.1, аналитика: элементы расходов – Поступление выручки от мобилизации;

- Д-т 88.2 К-т 38, аналитика: места хранения – лесничество.

б) «Лес-склад» – предназначен для передачи продукции на станцию или цех, либо лесничеству на определенные нужды (отопление, строительство). Данный режим может использоваться только для хозрасчетной деятельности, то есть перед тем как переместить бюджетную продукцию на склад, ее предварительно необходимо передать на хозрасчет.

«Отправитель» лесничество, из которого происходит перемещение.

«Получатель» склад (станция), на которую перемещается продукция.

«Строки» обход, квартал, наименование продукции – также как и в предыдущем виде перемещения.

«Фаза расхода» хозрасчетная фаза, на которой находится, и с которой будет перемещаться продукция (для продукции выбирается фаза, по которой рассчитывается себестоимость для данного вида продукции).

«Фаза прихода» обязательно фаза вывозки для деловой или дров, для остальной продукции фаза прихода совпадает с фазой расхода.

«Тип» характеризует принадлежность продукции и влияет на расчет себестоимости и формирование отчетов по продукции: ХР – хозрасчетная продукция или БХ – куплено с бюджета на хозрасчет.

«Счет дебет» если передача происходит на цех, то счет дебет выбирается счет 10-ый (то есть предполагается, что лесоматериал круглый является сырьем для производства); если на станцию, то счет дебет 43 (как продукция); если на прочие нужды, то соответствующий счет (отопление – 10.3, строительные материалы – 10.8).

«Статья по счету 20» заполняется, если происходит перемещение на цех, ставится «Сырье»; количество – заполняется количество перемещаемой продукции.

Документ формирует следующие проводки:

- отпуск на станцию: Д-т 43, аналитика: места хранения – станция-получатель К-т 40, аналитика: виды продукции – фаза прихода, т.е вывозка;

- отпуск на цех, лесничеству для собственных нужд: Д-т 10, аналитика: места хранения – цех или лесничество-получатель К-т 20, аналитика: статьи расходов – Сырье, виды продукции – фаза вывозки.

в) «По складам».

«Отправитель и получатель» станция или цех.

«Строки» продукция – наименование продукции, которое перемещается.

«Счет дебет и счет кредит» заполняются в зависимости от движения: 43 или 10 (если перемещение со станции на станцию, то по Д-ту и К-ту 43, если станция–цех, то Д-т 10 К-т 43, если цех–станция, то Д-т 43 К-т 10).

«Цена» учетная цена, установленная документом «Установка цен».

«Количество» количество продукции, которое перемещается.

г) «по лесничеству» – количественное движение между обходами и кварталами одного лесничества, в случае, если изменилась нумерация обходов и кварталов.

«Отправитель и получатель» лесничество.

«Признак Бюджет» если признак не заполнен, то для хозрасчетной продукции заполняется Тип (БХ или ХР).

«Обход и квартал (получатель)» заполняется обход и квартал, на который перемещается продукция.

«Строки» обход и квартал – заполняется обход и квартал, с которого перемещается продукция.

«Продукция» из справочника продукции выбирается перемещаемая продукция.

«Фаза расхода и фаза прихода» фазы обязательно должны совпадать.

«Количество» количество перемещаемой продукции.

Документ имеет следующие печатные формы: ТТН (книжная и альбомная), Товарная накладная, Требование.

8) Акт на списание-приход. Документ предназначен для выполнения следующих операций по движению лесопродукции:

- списание продукции со станции или из цеха на затратные счета;

- оприходование излишков от инвентаризации;

- списание недостачи лесопродукции;

- пересортица;

- переоценка.

Порядок и особенности внесения данных. Открывшийся новый документ будет иметь следующий вид:

Рисунок 6 – Акт на списание-приход

При добавлении нового документа реквизиты заполняются следующим образом:

«Отправитель» - из справочника «Места хранения»: лесничество, станция, цех на котором происходит движение.

«Объект» Склад, Лес, Цех в зависимости от выбранного объекта будет строиться дальнейшая работа документа.

«Признак «бюджет» может проставляться только для объекта «Лес», так как на складе (станции) или цеху только хозрасчетная продукция.

«Операция» из предложенного списка можно выбрать следующие пункты:

«Списание» – при помощи данного режима можно производить списание продукции на счета затрат.

При списании со станции или из цеха заполняются следующие поля:

«Материал» из справочника продукции выбирается конкретное наименование, причем для данных объектов присутствует контроль остатков.

«Счет кредит» заполняется счет, с которого происходит списание (10.3, 10.8, 43).

«Цена» заполняется автоматически, выбирается та цена, по которой по которой материал был оприходован на склад (цех).

«Количество» берется с остатка по счетам 10 или 43, но может быть исправлено на списываемое.

Документ при проведении формирует следующие проводки: Д-т (счет затрат): счет на который списывается выбранный материал К-т (10, 43).

При списании из леса заполняются те же поля, но кроме того, заполняются:

«Фаза» указывается фаза, с которой происходит списание продукции.

Для хозрасчетной продукции заполняется колонка «Тип» (ХР или БХ). Проводок в данном режиме документ не делает, только движение продукции.

«Излишки» – при помощи данного режима можно оприходовать излишки, выявленные в результате инвентаризации.

Для объектов «Склад» и «Цех» (только хозрасчет) в данном режиме заполняются следующие поля:

«Материал» из справочника продукции выбирается приходуемое наименование.

«Д-т (счет)» счет на который приходуется продукция (43 или 10).

«Цена» автоматически выбирается из справочника цен по фазе вывозки (реализации).

«Количество» заполняется приходуемое количество продукции.

Документ создает следующие проводки: Д-т 43 (10) К-т 92.1 статья: «Излишки от инвентаризации».

Для объекта «Лес» (может заполняться признак «Бюджет») заполняются следующие поля:

«Обход, квартал» выбираются обход и квартал, на которых обнаружены излишки.

«Материал» из справочника продукции выбирается приходуемое наименование.

«Фаза» выбирается фаза, на которой обнаружены излишки и куда они должны быть оприходованы; для хозрасчета заполняется тип (БХ/ХР).

«Цена» проставляется вручную.

«Количество» указывается приходуемое количество.

Документ формирует проводки только для хозрасчета, для бюджета проводок нет, только движение продукции. Проводки по хозрасчету: Д-т 20 Статья расхода: «Сырье», Вид продукции: «Фаза, на которую осуществляется приход» К-т 92.1 статья: «Излишки от инвентаризации».

«Недостача» – при помощи данного режима происходит списание выявленных при инвентаризации недостач.

Для объектов «Склад» и «Цех» (только хозрасчет) в данном режиме заполняются следующие поля:

«Материал» из справочника продукции выбирается наименование, предназначенное для списания (для объектов «Склад» или «Цех» присутствует контроль остатков, поэтому выбрать можно только ту продукцию, которая есть на остатке).

«Счет кредит» счет, с которого будет происходить списание (43 или 10).

«Цена» проставляется автоматически цена по фазе вывозки (реализации).

«Количество» списываемое количество, не превышающее остаток на данном месте хранения.

«Цена реализации» проставляются цены реализации для расчета отклонения от учетных цен.

«Счет-дебет» проставляется счет, на который будет отнесена недостача (например, 73).

Документ формирует следующие проводки:

- Д-т 94 К-т 43 на сумму недостачи по ценам, по которым продукция поступила на склад/цех;

- Д-т 94 К-т 68.2 НДС от суммы недостачи в ценах прихода;

- Д-т счет отнесения недостачи К-т 94 на сумму недостачи с НДС по ценам прихода;

- Д-т счет отнесения недостачи К-т 98.4 разница между суммой недостачи с НДС по ценам прихода и суммой недостачи с НДС по ценам реализации;

- Д-т 98.4 К-т 68.2 разница между НДС от суммы недостачи в ценах прихода и НДС от суммы недостачи по ценам реализации;

- Д-т 98.4 К-т 92.1 разница между суммой недостачи по ценам прихода и суммой недостачи по ценам реализации (без НДС).

Для объекта «Лес» (может задаваться признак «Бюджет») заполняются следующие поля:

«Обход, квартал» выбираются обход и квартал, на которых обнаружена недостача.

«Материал» из справочника продукции выбирается материал, по которому обнаружена недостача.

«Фаза» выбирается фаза, на которой обнаружена недостача;

Для хозрасчета выбирается тип – ХР/БХ; остальные поля заполняются аналогично.

По хозрасчету документ проводок не формирует, только списывает продукцию, по бюджету формируются следующие проводки:

- Д-т счет отнесения недостачи К-т 94;

- Д-т 94 К-т 86.1;

- Д-т 88.2 К-т 38 на сумму по ценам реализации.

«Пересортица» – при помощи данного режима можно внести акт пересортицы, если в документах были указаны наименования с неверными свойствами: сорт, сортимент, порода, само наименование.

Для объектов «Склад» и «Цех» (только хозрасчет) в данном режиме заполняются следующие поля:

«Материал расхода» из справочника продукции выбирается наименование, которое было внесено не верно.

«Материал прихода» выбирается верное наименование продукции.

«Фаза прихода» выбирается для аналитики по 40 счету (всегда фаза вывозки, так как объект «Склад»).

Цены для материалов прихода и расхода выбираются из справочника цен (учетные).

«Количество» задается количество, которое не верно прошло в документах.

Документ формирует следующие проводки:

- Д-т 43 К-т 43 по ценам материала прихода;

- Д-т 40 К-т 43 разница: сумма по ценам расхода – сумма по ценам прихода.

Для объекта «Лес» кроме предыдущих полей заполняются:

«Фазы прихода и расхода» если пересортица происходит в пределах одного наименования, то фазы должны совпадать, если из одного в другое (лесоматериал в дрова), то проставляется фаза расхода – фаза по лесоматериалу, фаза прихода – фаза по дровам.

Для хозрасчета заполняется поле «Тип» (БХ/ХР).

Проводок по объекту «Лес» для бюджета документ не формирует, для хозрасчета проводки формируются, только если фазы прихода и расхода отличаются: Д-т 20 статья: «Сырье», вид продукции: «Фаза прихода» К-т 20 статья: «Сырье», вид продукции: «Фаза расхода» на сумму по материалу расхода.

«Переоценка» – при помощи данного режима производится переоценка продукции на складе (счет 43 (10)) за счет 40-го (16.2).

Данный режим предназначен только для объекта «Склад», запускается только после того, как создан документ «Установка цен» (документ «Установка цен» должен быть создан на первое число месяца, в котором происходит изменение цен, причем фактическое создание должно происходить ранее первого числа, для того чтобы документы нового месяца были разнесены с новыми ценами), при этом наименование, хранящееся по одной цене, двигается в минус, а по новой цене в плюс, ни разницу делается проводка.

Строки документа не заполняются, он просто сохраняется, при этом формируются проводки: Д-т 43 К-т 40 по видам продукции на сумму изменения (черным или красным).

Документ «Акт на списание-приход» в режиме «Переоценка» создается на первое число месяца, с которого произошло изменение цен, но при этом фактически документ формируется после того, как закрыт предыдущий месяц (приблизительно после 20-го числа текущего месяца).

Пример: цены изменились на 01 ноября 2011 года. Документ «Установка цен» создается до 01 ноября (например, 25 октября), в документе указывается дата: 01.11.2011. Документ «Акт на списание-приход» создается после того, как закрыт октябрь 2011 (например, 21 ноября), в документе указывается дата: 01.11.2011.

Документ имеет печатные формы «Акт на списание продукции» и «Акт на изменение качества лесопродукции».

9) Списание с хранения. Документ предназначен для списания продукции, которая ранее не была вывезена, а осталась на хранении в лесу или в случае если не вся продукция по накладной остается на хранении, часть вывозится сразу (в расходной накладной был выбран признак «На хранение»).

Порядок и особенности внесения данных. Открывшийся новый документ будет иметь следующий вид:

Рисунок 7 – Списание с хранения

При добавлении нового документа реквизиты заполняются следующим образом:

Если продукция была реализована с бюджета, то устанавливается соответствующий признак.

«Отправитель» из справочника «Места хранения» выбирается то место хранения, с которого прошла реализация и на котором продукция осталась на хранении.

Режим заполнения документа:

По всем – при нажатии на кнопку «Заполнить» в документ выберется вся продукция оставленная на хранения для данного отправителя.

По документу – из дополнительного поля необходимо выбрать конкретный документ и из него заполнится продукция.

По контрагенту – в дополнительном поле из справочника контрагентов выбрать конкретного покупателя и для него заполниться продукция оставленная на хранение по всем расходным документам.

При необходимости количество продукции можно исправить на то, которое фактически списывается с хранения.

-=3=-

В конфигурации предусмотрено автоматическое начисление и списание попенной платы с учетом окончания даты заготовки по лесорубочному билету.

Для начисления попенной платы предназначен документ «Лесорубочный билет», по которому также ведется учет заготовки лесопродукции по бюджетной и хозрасчетной деятельности.

Для учета заготовленной продукции в нарядах на лесозаготовку и актах сторонней заготовки выбирается номер лесорубочного билета, при этом проверяется на соответствие наименование лесничества, обхода, квартала, вида рубки, а также виды заготавливаемой продукции и ее количество. При проведении наряда с выбранным лесорубочным билетом уменьшается количество заготавливаемой продукции по билету.

Списание попенной платы по хозрасчетной заготовленной продукции осуществляется документом «Распределение месяца» в режиме «Попенная плата».

Лесорубочный билет (ЛБ).

Документ предназначен для учета выписки ЛБ лесопользователям, при рубках главного и промежуточного пользования и прочих рубках, он используется для контроля за вырубкой леса, а также служит основанием для Наряда на лесозаготовку (выбирается в нем).

Порядок и особенности внесения данных. При добавлении нового документа открывается окно следующего вида:

Рисунок 8 – Лесорубочный билет

Номер документа формируется с учетом префикса указанного в справочнике «Подразделения» с учетом выбранного лесничества.

«Лесничество» выбирается конкретное лесничество, в котором будет вестись рубка, из справочника «Места хранения».

«Вид рубки» из справочника работ выбирается определенная работа, на которую выписывается ЛБ (главное пользование, санитарная рубка и т.д.).

«Высечка» выбирается вид высечки – выборочная, сплошная или постепенная.

«Признак «бюджет» - ставится галочка, если ЛБ выписывается по бюджетной деятельности, при этом появляется дополнительное поле – Для кого выписывается ЛБ: для собственных нужд или для сторонней организации, если для собственных нужд, то появляется поле «Лесничество», в котором из справочника «Места хранения» выбирается наименование лесничества или лесозаготовительной бригады, которая будет вести рубку, при выборе значения «сторонней организацией», то дополнительно появляется поле «Организация», в котором из справочника «Контрагенты» выбирается организация, которая будет вести заготовку, а в полях «Доверенность» указывается номер и дата доверенности.

В реквизите «Способ учета» из перечисления выбирается необходимое значение: по пням, по площади, по количеству.

В реквизите «Вид пользования» из перечисления выбирается необходимое значение: главное, промежуточное, прочее.

В поле «Основание» вручную вносится наименование документа разрешающего проведение заготовки.

В реквизите «Заготовка древесины» выбором признаков указываются наименования заготавливаемой древесины: сухостойной, ветровальной, буреломной, усыхающей, ослабленной, сырорастущей.

Строки документа заполняются следующим образом:

«Группа лесов» вручную указывается номер группы лесов.

«Обход, квартал, выдел, лесосека» заполняются соответствующие значения, на которые выписывается ЛБ.

«Площадь лесосеки» ставится площадь, на которой будет происходить вырубка.

«Разряд такс» вручную указывается значение разряда.

«Главная порода» из справочника «Породы» выбирается наименование породы, по которой в большей степени будет вестись рубка.

«Фаза продукции» из справочника «Виды продукции» выбирается продукция (деловая, дрова), которая будет заготавливаться согласно ЛБ, на фазе заготовки.

«Группа пород» заполняется автоматически при выборе фазы.

«Количество» вводится, то количество продукции, которое должно быть заготовлено.

«Льгота, Сумма льготы» указывается процентная ставка льготы по попенной плате и автоматически рассчитывается сумма льготы.

«Сумма» указывается сумма начисляемой попенной платы, по конкретному виду продукции.

«Дата окончания заготовки» дата, до которой продукция из ЛБ должна быть заготовлена, реквизит обязательно должен быть заполнен, иначе документ не проведется. Данный реквизит используется для расчета ежемесячного распределения попенной платы в документе «распределение месяца», в режиме «Попенная плата», если необходимо продлить срок заготовки, то для этого предназначен документ «Распределение месяца», режим «Продление сроков заготовки ЛБ».

«Дата окончания вывозки» дата, до которой заготовленная продукция должна быть вывезена из леса.

Для формирования печатной формы лесорубочного билета дополнительно предусмотрены следующие реквизиты:

«Способ очистки лесосеки, Вывозка разрешается» выбираются из перечислений.

«Инженер лесного хозяйства» из справочника «Сотрудники» выбирается фамилия необходимого сотрудника.

После того как все заполнено, нажимаем на кнопку «ОК» и сохраняем документ.

Документ формирует проводки по начислению попенной платы:

- по хозрасчету: Д-т 97.6 К-т 76.4;

- по бюджету: для собственных нужд – Д-т 37 К-т 86.1, для сторонней организации – Д-т 76.9 К-т 86.1.

Для документа предусмотрена печатная форма лесорубочного билета, которая вызывается по кнопке «Печать» на форме документа.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: