Рассмотрим асинхронный двигатель, на валу которого имеется нагрузка и обмотка статора которого потребляет из сети электроэнергию мощностью Р1=I1U1соsφ1. На рисунке изображена полоса, ширина которой численно соответствует этой мощности. При токе статора I1 происходит потеря мощности в проводах обмотки статора
затрачиваемая на нагрев обмотки. Созданный током статора магнитный поток (как вращающийся, так и рассеяния) обусловливает потери мощности Рпс1 в стальном магнитопроводе статора. Все эти потери компенсируются источником электроэнергии за счет мощности Р1. Оставшаяся часть электрической мощности посредством вращающегося магнитного потока передается со статора на ротор:
Электромагнитная мощность Рэм определяется током и ЭДС ротора. Ток в роторе обусловливает также потери мощности на нагрев его обмоток:
Так как частота вращения ротора п2 мало отличается от n1 потери мощности в стальном магнитопроводе ротора в режиме двигателя очень малы и ими обычно пренебрегают. Поэтому на энергетической диаграмме эти потери мощности не изображены.
|
|
Та часть электромагнитной мощности, которая остается после компенсации потерь на нагрев обмоток ротора, преобразуется в механическую мощность Рмех, под действием которой ротор асинхронного двигателя вращается. При вращении возникают механические потери мощности Рп.мех, обусловленные трением в подшипниках, трением щеток о кольца (у двигателя с фазным ротором), потерями на вентиляцию.
Полезную механическую мощность на валу двигателя
указывают в паспорте асинхронного двигателя.
Коэффициент полезного действия двигателя
Максимального значения КПД двигателя (как и в трансформаторе) достигает при нагрузке, близкой к номинальной. Двигатели малой и средней мощности имеют номинальный КПД пределах 70÷90%, двигатели большой мощности имеют КПД ~94÷96%.