1. С одной стороны, налоговый механизм можно признать процессом управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Этот процесс управления в экономической литературе традиционно разграничивают на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование налоговый контроль.
2. С другой стороны, налоговый механизм — это само реально налоговое производство. С таких позиций налоговый механизм выступает как экономический инструмент регламентирования системы налоговых отношений. Подчиненность таких действий закону исключает субъективизм в регулировании налоговых отношений.
Налоговые действия на разных уровнях власти и управления неоднозначны. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий задается совокупностью условии и правил реализации налоговых законов.Поэтому важно соблюдать принципиальные требования налоговой теории — обеспечить единство субъективного и объективного начал процесса налогообложения.
Налоговое производство, регламентируемое законами и подзаконными актами, зависит от целого круга законодательных требований, изложенных в Конституции РФ, Налоговом, Арбитражно-процессуальном, Земельном, Водном, Таможенном и других кодексах. Непосредственное влияние на налоговое производство оказывают положения Налогового, Гражданского кодексов, бухгалтерское законодательство и методические основы организации и ведения бухгалтерского учета. Гражданский кодекс, определяя правовой статус хозяйствующих субъектов, дает возможность устанавливать соответствующие им налоговые режимы (льготы, сроки уплаты налогов и др.).
Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением. Поэтому налоговые отношения являются предметом налогового администрирования.
У государства (в лице субъектов налогового контроля) возникают налоговые отношения с субъектами налогообложения — юридическими и физическими лицами, на которых лежит юридическая обязанность уплаты налогов за счет собственных средств. Налоговым отношениям может предшествовать система мер (управленческих, правовых и др.), принимаемых субъектами налогового контроля с целью создания соответствующих предпосылок для осуществления контрольных функций в рамках принятых норм и правил.
Развитие рыночных отношений придает управлению налогообложением иной экономический смысл. Управление постепенно выходит из статичного состояния и начинает оперативно реагировать на различные изменения налоговых правоотношений. В связи с этим сама система налогообложения приобретает индикативные свойства. В частности, недопоступление налоговых платежей в бюджет может сигнализировать о том, что:
1) действующие налоговые нормы перестали отвечать потребностям воспроизводства и их следует подвергать ревизии;
2) налоговые администрации утратили способность осуществлять мониторинг налоговых поступлений и перекрывать возможности ухода от налогов;
3) усилились международные интеграционные процессы и возникла необходимость освоения налоговыми администрациями особенностей зарубежного налогового законодательства, а также международных правил заключения договоров об избежании двойного налогообложения.
Такого рода сигналы обусловливают необходимость пересмотра методов налогового управления. Наука и практика могут выявить потребность в существенном изменении структур и функций налоговых администраций, направлений налоговой политики и методических основ налогового производства, что становится причиной принятия кардинальных мер, вплоть до проведения очередного этапа налоговой реформы,
Для определения оптимального пути развития и совершенствования налогового администрирования необходимо обозначить:
Принципы построения налоговой системы. Современные принципы построения налоговой системы и организации налоговой политики делятся на три группы:
1) организационные, отражающие административное управление процессом налогообложения (всеобщность, равномерность, гибкость);
2) экономические, определяющие воздействие налогов на экономику (эффективность, экономичность);
3) правовые, отражающие законодательную определенность налоговых отношений (единство, стабильность, определенность).