Проблема экономического выбора. Эффективность рынка чистой монополии

Глава 2 Экономический выбор

Эффективность рынка чистой монополии

Чистая монополия – это рыночная структура, при которой одна фирма является единственным производителем в отрасли. У производимого товара нет близких заменителей, вступление в отрасль ограничено. Фирма имеет контроль над ценой товара и объемом выпуска.

Типы монополий:

закрытая – защищена от конкуренции с помощью юридических барьеров.

открытая – структура, при которой одна фирма на некоторое время становится единственным производителем, но не имеет защиты от конкуренции.

В то же время все типы монополий можно считать открытыми, т.к. законодательные барьеры могут быть отменены, а издержки – снижены за счёт внедрения новых технологий.

Предпосылки построения моделей чистой монополии:

1) целью фирмы является максимизация прибыли;

2) допускается, что существует простая монополия, т.е. продукция продается всем по одинаковой цене (нет ценовой дискриминации);

3) т.к. в отрасли действует одна фирма, то кривая спроса фирмы совпадает с кривой спроса отрасли и имеет падающий вид;

4) предельный доход фирмы в условиях чистой монополии всегда находится над кривой спроса. Это связано с тем, что при увеличении производства на одну денежную единицу продукции происходит увеличение дохода за счет увеличения объема производства и уменьшения чистой конкуренции MR<P.

Выручка будет максимальной там, где предельный доход равен нулю.

При чистой монополии фирма действует в условиях двух ограничений: со стороны спроса и со стороны издержек.

Предприятие должно выбрать такую цену и такой объем производства, чтобы прибыль была максимальна, т.е. фирма-монополист выступает искателем цены.

Подходы к установлению объема производства и цены фирмой-монополистом:

1. Нахождение такого объема производства и цены, при которых разность между общим доходом и общими издержками максимальна.

2. Фирма максимизирует прибыль, производя такой объем продукции, при котором предельные издержки равны предельному доходу (МС=MR).

Поскольку ресурсы являются ограниченными, экономика не может предоставить людям неограниченного выпуска товаров и услуг. Поэтому люди должны делать выбор, какие товары и услуги производить, а от каких отказаться.

Кроме того, нужно иметь в виду, что, одни и те же средства (ресурсы, деньги) могут быть использованы лишь в одном виде производства.

Например, деньги, израсходованные на покупку домны для производства чугуна, не могут одновременно быть истрачены на производство мороженого. Человек, использующий свой труд для выпечки хлеба, не может одновременно заниматься ремонтом ЭВМ. В этом смысле, используя какой-нибудь ресурс, мы теряем возможность использовать этот же ресурс каким-нибудь другим образом.

Эту потерю можно измерить и оценить с помощью альтернативных издержек.

Альтернативные издержки в экономике, использующей деньги, – есть сумма альтернативных денежных расходов и неполученных денежных доходов.

Следует производить товар, альтернативные издержки которого минимальны.

Издержки, которые нельзя отнести к альтернативным, не участвуют в процессе экономического выбора.

Сделав первый выбор, т.е. решив, ЧТО производить, необходимо сделать и второй – решить, КАК производить.

Существует множество способов производства одного и того же товара: велосипед можно собрать и в домашней мастерской, и на небольшом заводе, и на предприятии-гиганте. Торт может выпекать один человек, а может и целая бригада кондитеров, диетологов и дегустаторов. Для получения куриных яиц можно завести «домашнюю курочку», а можно построить ферму или птицефабрику. Какой из способов производства следует выбрать? Скорее тот, который является наиболее эффективным. Но что такое эффективность?

Из курса физики знакомо понятие технологической эффективности. На смену паровому двигателю пришел двигатель внутреннего сгорания, на смену ему – электрический, далее – атомный. Каждый последующий вид двигателя с точки зрения технологии (экологические и социально-экономические последствия использования этих двигателей мы опускаем) был лучше, т.е. эффективнее, предыдущего. Это проявлялось в увеличении отношения полезной работы, выполняемой двигателем, к энергии, потребляемой им.

Несколько иначе понимается эффективность в экономике.

Экономическая эффективность – это такая ситуация, в которой при заданных производственных ресурсах и технологии невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество других товаров.

С понятием экономической эффективности тесно связано понятие сравнительного преимущества.

Предприниматель должен найти тот вид деятельности, то производство, в котором он обладает сравнительным преимуществом.

Использование принципа сравнительного преимущества позволяет наиболее полно применять имеющиеся ресурсы, делает распределение ресурсов эффективным (т.е. решается проблема эффективного использования редких ресурсов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: