Субъекты рыночного хозяйства. Глава 11 Рынок и условия его возникновения

Понятие рынка

Глава 11 Рынок и условия его возникновения. Субъекты рыночного хозяйства

Обращаясь к понятию «рынок», можно выделить два основных подхода к его трактовке.

Первый основан на выделении политико-идеологического и философского содержания рынка и рыночных отношений, когда в качестве основных характеристик рынка рассматриваются:

рынок как способ организации общественного производства, основанный на свободе предпринимательства и ограниченной роли государства. В этом своем качестве рынок противостоит способам организации, опирающимся на применение методов централизованного планирования и административного регулирования;

рынок как способ поведения хозяйственных субъектов, определяющий критерии принимаемых ими решений и характер отношений между субъектами («рыночное поведение»);

рынок как способ мышления, формирующий соответствующее мировоззрение участников хозяйственной деятельности («рыночное мышление»).

Второй подход к трактовке понятия рынка основан на выделении его конкретно-экономического содержания.

В этом случае рынок рассматривается как совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров, услуг и работ, как механизм, позволяющий определять соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг.

Рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д.

Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства (домохозяйства), бизнес (предприниматели) и правительство (государство).

Домашнее хозяйство – основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства – труда, капитала, земли, предпринимательской способности. Полученный от продажи факторов производства денежный доход (заработная плата, прибыль, рента, процент с капитала и т.д.) расходуется для удовлетворения личных потребностей, а не для наращивания прибыли.

Бизнес – это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес, потребляя ресурсы и неся при этом определенные денежные издержки, поставляет необходимые населению товары и услуги.

Государство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики (налоги, субсидии, дотации). Государство покупает товары, услуги, ресурсы для государственных нужд и государственных предприятий.

Субъекты рынка связаны между собой потоками спроса и предложения через рынки потребительских товаров и услуг и рынки ресурсов (рис. 11.1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: