Государственный долг

Устойчивый бюджетный дефицит, финансируемый за счет государственных займов, приводит к возникновению государственного долга.

Государственный долг - это то, что государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит бюджета. Он представляет собой сумму бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков.

Поскольку для большинства стран рыночной экономики типичен бюджетный дефицит, то и государственный долг существует практически во всех странах.

Развитие государственного кредита сопровождалось со­зданием довольно сложной структуры управления государственным долгом. К важнейшим мероприятиям в этой области относятся определение размеров новых займов, сроков их выпуска, размеров процента по обязательствам казначейства, способов их размещения.

Необходимо помнить о том, что государственный кредит существенно отличается от частного. Последний используется, как правило, для целей производственного назначения. Выплата процентов по такому кредиту производится за счет прироста дохода. Государственный кредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, не связан в преобладающей своей части с производственной деятельностью. Государство погашает свою задолженность и выплачивает проценты по обязательствам за счет налогов. Таким образом, государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения. Все граждане страны как налогоплательщики оплачивают проценты по государственному долгу, но эти проценты в свой доход получают лишь кредиторы государства, а это, как правило, наиболее имущие слои населения.

Государственные займы выпускаются на различные сро­ки и делятся по этому признаку на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Различия между ними довольно условны. К краткосроч­ным займам обычно относят займы до 1 года (в ряде случаев до 3 лет), среднесрочным — от 3 до 5 лет, долго­срочным — свыше 5 лет.

Вопрос о соотношении между различными видами за­долженности по их срочности имеет далеко не второстепенное значение для управления государственным долгом. В условиях усиления инфляционных тенденций и общей неустойчивости денежного обращения возрастает удель­ный вес краткосрочной задолженности. В условиях быст­рого инфляционного обесценения денег инвесторы избе­гают вкладывать свои средства в долгосрочные правительственные обязательства. Кредиторы предпочитают кратко­срочные казначейские обязательства, которые меньше свя­заны с риском обесценения под влиянием инфляционных процессов.

В условиях крупных бюджетных дефицитов и роста процентных платежей по государственным обязательствам казначейства стремятся максимально отодвинуть во време­ни выплату задолженности. С этой целью широко применяется практика конверсии государственных займов. Суть осуществляемых при этом мероприятий сводится к тому, чтобы отсрочить погашение займа, по возможности пре­вратить краткосрочные обязательства государства в средне- и долгосрочные обязательства. При этом могут использо­ваться различные методы. Казначейство может обменять (с согласия инвесторов) свои краткосрочные обязательства на средне- и долгосрочные бумаги. Оно может также выкупить свои краткосрочные обязательства за счет выпуска нового долгосрочного займа под более высокий процент.

Такого рода мероприятия могут дать краткосрочный эффект и облегчить на время финансовое положение правительства, но они не могут способствовать сколько-нибудь прочной стабилизации бюджета, поскольку связаны, как правило, с дальнейшим увеличением процентных ставок и возраста­нием в конечном счете общей суммы задолженности. При значительных размерах государственного долга выплаты процентов по нему могут стать главной или даже единственной причиной дефицита государственного бюджета, замыкая порочный круг:

дефицит государственного бюджета → рост государственного долга → дефицит государственного бюджета.

Очень важно, на какие цели пошли государственные займы. Если они были истрачены на текущее потребление, вместо того, чтобы пойти на инвестиции и модернизацию производства, доходы oт которых дали бы возможность расплатиться с долгами в будущем, то рост долга и процентов по нему приведут к снижению темпов роста и ограничению потребления в будущем. Другими словами, если рост государственного долга и издержек процентов по нему не сопровождается соответствующим ростом инвестиции, то это приводит к тому, что выплата долга перекладывается на следующее поколение, сокращая объем потребления будущих налогоплательщиков.

Бурный рост процессов интернационализации хозяйственной жизни сопровождается ускоренным развитием международного кредита. Государства все более активно используют для мобилизации необходимых им финансовых ресурсов источники свободных денежных средств, находящиеся за пределами их национальных границ. В результате этого возникает внешний долг, который существенно отличается от внутреннего долга, о котором сказано выше. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные экономические организации (Международный банк развития и реконструкции, Международный Валютный Фонд и др.). Бремя внешнего долга отличается от бремени внутреннего долга.

Внутренний долг - это отношение между гражданами данной страны, при его возврате нет прямой потери товаров и услуг.

Внешний же долг погашается путем передачи товаров другой стране. Для того чтобы рассчитаться с внешним долгом, страна должна сокращать импорт и увеличивать экспорт товаров, при этом выручка от экспорта идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы роста, снижает уровень жизни. Кроме того, усиливается зависимость экономики как стран-кредиторов, так и дебиторов от внешних факторов, не поддающихся контролю национальными средствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: