Оценивая действенность, эффективность фискальной политики, надо отметить ограниченность ее возможностей, обусловленную следующими обстоятельствами.
Направление изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимых для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, может приходить в противоречие с другими целями расходования государственных средств, например такими, как укрепление обороноспособности страны, охрана окружающей среды, финансирование научных исследований и т.п. Требование поддерживать твердый обменный курс и долгосрочный внешнеторговый баланс также не позволяет проводить в полной мере такую фискальную политику, которая необходима, исходя из существующих объемов производства уровня занятости и цен.
Кроме того, максимальный эффект фискальная политика дает только в краткосрочном периоде, в долгосрочном плане фискальная политика может приводить к отрицательным результатам.
Рост доходов (как следствие возрастания государственных расходов) повышает инвестиционный спрос, что при неизменном количестве денег в обращении ведет к росту процентных ставок и уменьшению фактических инвестиций и, следовательно, снижению темпов экономического роста в будущем.
|
|
Если же объем выпуска фиксирован (находится на уровне потенциального ВНП), то увеличение объема государственных расходов может произойти лишь за счет сокращения какого-либо другого элемента совокупного спроса. Поскольку объем потребления относительно постоянен, то увеличение государственных закупок может осуществляться лишь за счет сокращения инвестиций, т.е. опять-таки происходит вытеснение частных инвестиций. Это, в свою очередь, в перспективе ведет к снижению объемов производства со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Снижение налогов как стимул для роста объема производства, доходов и снижения безработицы также эффективно только в краткосрочном периоде (когда цены постоянны). Со временем, когда безработица достигает своего естественного уровня, рост совокупного спроса в результате снижения налогов приводит к повышению цен.
Наконец, еще один отрицательный момент связанный с проведением фискальной политики – это так называемый «эффект запаздывания». Требуется определенное время прежде чем фискальная политика окажет ожидаемое воздействие на экономику. Часть времени уходит на принятие решения о проведении тех или иных мер бюджетно-налогового характера (время прохождения соответствующего закона через властные структуры), затем пройдет еще время, прежде чем эти меры начнут давать результат. К этому моменту экономическая ситуация может измениться и меры по расширению экономики начнут давать эффект в период подъема, а сдерживающие меры придутся на период спада. В таком случае фискальная политика будет играть дестабилизирующую роль.