Каждая теория представляет по-своему структуру этноса в зависимости от определения этноса, понимания его сущности. Но большая часть исследователей согласна с тем, что структура этноса иерархична и включает в себя следующие уровни:
1) собственно этнический, состоящий из этнические общностей и этносоциальных организмов, т.е. совокупностей людей, обладающих наибольшей интенсивностью этнических свойств и выступающих в качестве самостоятельных единиц этнических процессов;
2) микроуровень, состоящий из «микроэтнических единиц» — наименьших составных частей этнических общностей, в качестве которых выступают отдельные индивиды как носители этнических признаков и семья как наименьшая по численности этносоциальная группа, воспроизводящая основные элементы этнической культуры;
3) макроуровень, объединяющий «субэтнические подразделения» (субэтносы) — общности, у которых этнические свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем у основных этнических единиц, но осознающие свою этническую общность и имеющие специфические черты культуры;
|
|
4) метауровень, охватывающий суперэтносы — этнические образования, сложившиеся из нескольких основных этнических общностей, но обладающие этническими свойствами меньшей интенсивности, чем каждая из таких общностей в отдельности (например, европейское сообщество, исламский мир и т.д.).
У каждого из отмеченных уровней в свою очередь есть свои особенности. Так, основным объективным критерием для выделения этнокультурных метаобщностей служат те или иные компоненты культуры — металингвистические, метаконфессиональные, метахозяйственные и т.п. Помимо общности по соответствующему основному компоненту культуры (языку, религии, типу хояйства) такие образования имеют общие черты в некоторых смежных сферах повседневной культуры.
Особое место в этнической иерархии занимают микроэтнические единицы, представляющие собой предел делимости основных этнических общностей. Поскольку пределом делимости этноса, при котором в основном сохраняются его свойства, является отдельный человек, то, очевидно, человека можно считать собственно этнической микроединицей. Микроединицей следует, видимо, назвать основную элементарную общественную ячейку — семью, которой принадлежит важная роль в воспроизводстве этноса и главных этнических свойств.
Специфические особенности субэтносов обычно связаны с их происхождением. В одних случаях — это бывшие этносы, постепенно утратившие роль основных этнических общностей, в других — бывшие этнические группы, осознавшие совместно с другими свою общность, в третьих — социальные общности, обладающие специфическими чертами культуры (например, казачество). Особое место среди них занимают субэтносы, образовавшиеся на основе расовых групп, например американские негры, которых можно рассматривать как субэтнос североамериканской нации.
|
|
Исходя из такого рода структурной организации этносов, один и тот же человек может одновременно входить в несколько этнических общностей разных уровней. Например, можно считать себя русским (основная этническая общность), донским казаком (субэтнос) и славянином (метаэтническая общность).
Следует учитывать, что многие этносы не представляли и не представляют собой какие-то монолитные образования. Они различаются локальной спецификой разговорного языка, культуры и быта, имеют иногда самоназвание и как бы двойственное самосознание. Например, поморы и различные группы казаков, обладающие самосознанием, представляют собой субэтносы русского народа, а северные и южные русские — его этнические группы. Внутренние подразделения этносов часто ведут свое происхождение от вошедших в него племенных компонентов. Нередко они возникают при социально-религиозной дифференциации этноса, при сильном расширении этнической территории, когда мигрирующие части этноса попадают в различную природную среду, взаимодействуют с различными этносами и т.д.
В заключение следует подчеркнуть, что все этнические объединения различных уровней представляют собой динамические явления, подверженные различного рода изменениям, нередко сопровождающимся трансформацией одного вида общностей в другой. Так, у какой-либо этнической группы может появиться самосознание этнического характера, и она в этом случае превратится в субэтнос. В свою очередь, субэтнос может трансформироваться в этническую группу. Аналогичные превращения возможны также между метаэтническими и теми видами метаобщности, которые не обладают этническим самосознанием. Этническая история человечества знает немало подобных превращений