Этносфера — это совокупность всех этносов и их этноценозов. В течение ряда лет биологическая теория развития этносферы выдвигалась JI. Н. Гумилевым. Этнос в ней трактуется в качестве природного (биологического) явления и изучается в рамках географии (этнография, или этнология, считается географической дисциплиной).
Тем не менее культура, создаваемая этносами, странным образом рассматривается в качестве социального явления. История человечества выглядит как цепь многочисленных этногенезов (формирований все новых этносов из обломков тех, что пришли к своему упадку и концу).
Причиной формирования и развития этноса Л. Н. Гумилев считает так называемый пассионарный толчок, истоки которого ищет за пределами этноса и даже за пределами Земли, а реальными организаторами этноса и этнического процесса он объявляет осо-
бо энергичных и деятельных людей, спаянных общей целью и общими интересами, — пассионариев.
JI.H. Гумилев видел в этносе «биосоциальный организм», характеризуемый, как и прочие организмы, определенной длительностью существования, членимой на отдельные периоды, обладающие собственной спецификой. Значительное внимание в концепции Гумилева уделяется исследованию проблем возникновения этносов, то есть тому, что в отечественной этнографии получило наименование этногенетические исследования.
Под этногенезом понимаются процессы развития этносов, их зарождения, существования и гибели. Соответственно социогенез - это процессы развития общества, его зарождения, преобразования и гибели. Для спонтанного общественного развития этносфера и этногенез: всего лишь фон, на котором реализуется социальное движение. Этногенез рассматривается как процесс, детерминированный в основном географическими и геокосмическими факторами, а формирование этноса — как продукт совокупного действия космических энергий и особенностей ландшафта «места развития».
В своем бытии, которое в каждом отдельном случае будто бы имеет одинаковую длительность — около 1500 лет, этнос проходит ряд обязательных фаз: от скрытого или инкубационного этапа через акматическую стадию подъема к фазам, знаменующим его упадок и затухание. В процессе своего роста и усиления этнос может объединить в политико-культурное образование несколько или даже много этносов, которые в таком случае образуют суперэтнос (арабы эпохи Халифата, Византия периода расцвета, Россия XIX в. и т.п.).
JI. Н. Гумилев не соглашается с мнением географа Д. И. Колесника о том, что все процессы этногенеза, то есть формирования этноса, проистекают в тех или иных географических условиях, и, следовательно, встает вопрос о роли ландшафта как фактора, представляющего экономические возможности естественно сложившимся человеческим коллективам — этносам. Он считает, что сочетание истории с географией недостаточно, поскольку речь идет о живых организмах, которые всегда находятся в состоянии эволюции, либо инволюции, либо мономорфизма и взаимодействуют с другими живыми существами, образуя геобиоценозы.
Каждому биоценозу отвечает строго определенный участок поверхности Земли — биохор. Каждый вид животных «вписан» в ландшафт биохора, адаптирован к нему, в то время как человек расселен по всей поверхности Земли. Но потребность в адаптации к окружающему людское сообщество ландшафту остается и проявляется в том, что человечество распадается на этносы. Существование этносов, деление на этносы — плата за повсеместное распространение человека. Но если адаптация животных к ландшафту сказывается в самой структуре животного мира (деление на виды), то у человека адаптация к ландшафту проявляется не в структуре (нет разных видов разумных людей на Земле), а в поведении.
Коллективы людей (этносы), адаптируясь к ландшафту, вырабатывают свой стереотип поведения, относясь зачастую враждебно (отрицательная комплиментарность) к другому типу поведения (к другому этносу). Стереотип поведения — это фундамент этнической традиции, включающей культурные и мировоззренческие устои, формы общежития и хозяйства, этнос — верхнее звено некоторых геобиоценозов, заселенных этническими сообществами. Соответственно геобиоценоз, в который входит как верхнее звено некоторый этнос, следует назвать этноценозом.
В основе представления об этнической системе лежит теория Л. Н. Гумилева о пассионарности (от лат. passio — страсть).
По В. И. Вернадскому, живое вещество планеты связано с косным веществом посредством биохимической энергии или, как говорил сам ученый, посредством биогенной миграции атомов. К ней, «кроме питания и дыхания, может быть сведена вся бытовая (другая) деятельность живых организмов — использование ими косной или живой природы для жизни, механическое и техническое их проявление при рытье обиталищ, постройке гнезд, домов, все проявления человеческой техники, которая в наше время меняет биосферу, превращая ее в новое геологическое состояние — в ноосферу, меняет облик Земли, лик планеты...». Земля не переполнена живым только потому, что энергия разнонаправлена и одна система живет за счет другой. Люди как природные образования, как живые личности создают вокруг себя реальное энергетическое поле, испытывающее ритмичные колебания с разной частотой.
Эта энергия заставляет организмы размножаться до возможных пределов. Пределы очерчены границей геобиоценозов. Организмы тратят энергию на адаптацию к среде. Люди, входя в геобиоценоз, тратят биохимическую энергию (своего живого вещества) на поддержание равновесия со средой (либо на поддержание измененного ранее ландшафта, либо на адаптацию к ландшафту). Большинство этносов органически входят в состав геобиоценозов, образуя этноценоз. А некоторые, развиваясь и размножаясь, на что затрачивается биохимическая энергия, начинают распространяться за пределы своего биохора. Но расширение заканчивается тем, что они становятся новым этносом на новой освоенной территории. То есть наступает период стабилизации.
Биохимическая энергия, источником которой становится живое вещество, всегда стремится к максимальному своему проявлению. Биосфера получает больше энергии, чем требуется для поддержания ее равновесия, что ведет к вспышкам активности в живом веществе (саранча поднимается в воздух, летя навстречу своей гибели, киты бросаются на берег, микроорганизмы порождают пандемии). У людей это проявляется в виде взрывов этногенеза. Начинают бурно идти этнические процессы, идет зарождение новых этносов — пассионарные толчки.
Пассионарность как энергия — это избыток биохимической энергии живого вещества (людей), подавляющий в человеке инстинкт самосохранения и определяющий способность к целенаправленным сверхнапряжениям. Как характеристика поведения пассионарность — это эффект избытка биохимической энергии живого вещества (людей), порождающий способность к самопожертвованию ради (часто) иллюзорной цели.
Таким образом, пассионарный толчок в той или иной популяции людей ведет к проявлению пассионарности у членов популяции. Пассионарность — это генная мутация, то есть изменения в организме, передающиеся по наследству. Члены популяции, подверженные пассионарному толчку, становятся носителями пассионарного признака, что проявляется в способности их организма к повышенному поглощению биохимической энергии из среды и выдаче этой энергии в виде работы. Такие члены популяции называются пассионариями. Эти люди отмечены пассионарным признаком — функциональной способностью гена проявить себя соответствующим образом. Значит, пассионарный признак — способность гена дать организму возможность быть пассионарием, то есть человеком, подавляющим инстинкт самосохранения, жертвующим собой во имя поставленной цели.
Пассионарный признак является рецессивным, его носитель — рецессивный аллель, то есть ген измененной формы (мутированный) по сравнению с геном члена популяции, жившего до момента пассионарного толчка. Рецессивность означает, что признак не обязан проявиться в любом потомке, но он все же проявляется по определенному закону.
Популяцию, подвергшуюся пассионарному толчку, и появление там пассионариев называют пассионарной популяцией. Она либо превращается в этнос, либо погибает. Пассионарность энергия, которая питает исторический процесс, при этом направление исторического процесса определяется общественной формой движения материи.
Пассионарное поле активно влияет на соседние группы, заставляя их также колебаться в определенном ритме. В энергетическом смысле этногенез является источником культуры, потому что идет за счет пассионарности. Именно эта энергия — пассионарность — и растрачивается в процессе этногенеза, уходит на создание культурных ценностей и политическую деятельность. «Пассионарность — это характерологическая доминанта, непреодолимое in I утреннее стремление (осознанное или чаще неосознанное) кдеятельности, направленной к осуществлению какой-либо цели (часто иллюзорной)», — поясняет JI.H. Гумилев.
Пассионарии — это люди, определяющие лицо, своеобразие этноса при его зарождении; стремление к экспансии, освоению новых земель. С их честолюбивыми настроениями связаны периоды разладов и гражданских войн. Люди создают, преобразуют окружающую природную среду, кормящую их; в свою очередь преобразованный ландшафт формирует сам этнос, наделяя его неповторимым стереотипом поведения.
Для описания этноса, его зарождения, развития и гибели JI. Н. Гумилев использовал такие понятия, как пассионарии, гармоничные люди, субпассионарии, ландшафт, кормящий и окружающий данный этнос, культура. Каждому понятию отвечает подсистема, входящая в этнос как в систему. Все подсистемы связаны вполне определенными отношениями, характеризующими этнос как единое целое. Более того, подсистемы выполняют только им присущие функции.
Итак, в популяции следует выделить:
пассионариев — людей, подавляющих инстинкт самосохранения, склонных к самопожертвованию, имеющих повышенную способность превращать свою биохимическую энергию в работу;
гармоничных людей — импульс самопожертвования у них уравновешен инстинктом самосохранения. Это большинство людей, работоспособных, интеллектуально полноценных, уживчивых, но не сверхактивных. Они залог устойчивости этносах
субпассионариев — у них преобладает инстинкт самосохранения, они отличаются «отрицательной» пассионарностью, не способны эффективно превращать биохимическую энергию в работу. Это бродяги, бомжи, наемники-солдаты.
Этногенез как процесс, проявляющийся в работе, начинается с пассионарного толчка и характеризуется:
- появлением пассионариев в значимых количествах в ареале толчка (но не за его пределами)
- сменой стереотипа поведения в ареале толчка (зарождение нового этноса);
- территориальным расширением этноса (ведение войн и т.д.);
- демографическим взрывом в ареале толчка;
- жесткой регламентацией поведения членов новорожденного этноса, контролем брачных отношений, установлением охранительных мер по отношению к кормящему ландшафту;
- повышением активности во всех сферах жизнедеятельности (политической, военной, административной, культурной, религиозной);
- ростом числа субэтносов (казаки, староверы и пр.), внутри- этническим делением стереотипа поведения, усложнением этнической системы;
синхронным поведением этносов-ровесников, родившихся в зоне толчка (Россия и Турция!).
Этногенез характеризуется пассионарным напряжением:
Пассионарное напряжение =Количество пассионариев в этнической системе: Число людей в этносе
Длительность жизни этнической системы 1200—1500 лет. Этногенез имеет последовательные фазы: подъем, акматическая (перегрев), надлом, инерционная, обскурация (рис. 2.6).
Подъем — рост числа пассионариев и пассионарного напряжения, поддержка их гармоничными людьми (через интуицию). Экспансия этноса под лозунгом «Будь тем, кем ты должен быть!» Формирование социальных институтов. Введение новой морали, жесткая регламентация поведения членов этноса, введение ограничений в общественной жизни. «Новорожденный этнос изменяет ландшафт применительно к своим требованиям». Это усиление воздействия на ландшафт; корреляция, взаимосвязь с созданием организации. Длительность фазы — 200 лет.
Акматическая фаза (перегрев) — избыток пассионарности в этносе, господство пассионариев жертвенного типа. Лозунг этапа «Будь самим собой!» Снижается сопротивляемость этнической системы, давление на ландшафт уменьшается. Растет число борющихся друг с другом группировок, вражда между ними не затихает даже при внешней опасности (в случае России — XVII век). Большое число пассионариев-честолюбцев, преследующих личный успех ценой интересов этноса. Трудности с созданием центрального руководства. Борьба в идеологической и религиозной сферах. Влияние субпассионариев незначительно. Наибольшее число субэтносов. Насыщенность истории событиями. Длительность 200—300 лет. При переходе в фазу надлома лозунг этапа «Мы устали от великих!».
Надлом — резкое снижение пассионарного напряжения. Лозунг момента «Только не так, как было!» Резкий рост субпассионариев
Рис. 2.6. Фазы этногенеза (по Л. Н. Гумилеву)
за счет гармоничных людей. Острые конфликты внутри этнической системы. Резкое падение сопротивляемости этноса. Активное преобразование ландшафта (часто губительное), максимальное деструктивное воздействие на ландшафт. Распространение антисистем. (Россия, XX век, гражданская война — армия из субпассионариев; Тридцатилетняя война в Германии — 3/4 населения погибло.) Длительность — 200 лет. При переходе в инерционную фазу «Дайте же жить, гады!».
Инерционная фаза — «золотая осень» цивилизации, плавное снижение пассионарного напряжения под лозунгом «Будь таким, как я!». Укрепление государства и социальных институтов. Рост культуры и науки, ландшафт поддерживается в том состоянии, что унаследована. Доминирование гармоничных людей и людей с низкой пассионарностью. Длительность — 200 лет. При переходе к фазе обскурации «Не будь ты моим благодетелем!»
Фаза обскурации — низкая пассионарная напряженность, большое число субпассионариев. «Будь таким, как мы!» — вот лозунг момента. Долг, трудолюбие, совесть не в почете. Преступность, коррупция. Армия теряет боеспособность. Авантюристы во главе государства. Сокращение численности этноса (хотя процесс этот тормозится притоком из окраинного или чужого этноса, или эмигрантов, доминирующих в общественной жизни). Ландшафт предоставлен сам себе. Длительность — 200 лет. В конце этапа ведущий императив «Да когда же это кончится!».
Фаза регенерации, или гомеостаза, — возможное восстановление этнической системы за счет сохранившейся на окраинах ареала пассионарности. Ведущий императив «Будь сам собой доволен, тролль». Длительность — 200 лет.
Мемориальная фаза — состояние, близкое к этническому гомеостазу. Отсутствие пассионарности, сохранение культурных традиций прошлого. Жизнь памятью о былой славе этноса под лозунгом «Вспомни, как было прекрасно». Завершается это стадией вырождения под лозунгом «А нам ничего не надо».
Рис. 2.7. Фазы этногенеза «Западный мир и Россия»
В качестве примера рассмотрим, как Л; Н. Гумилев представляет развитие во времени этногенезов Западно-Европейского суперэтноса и России (рис. 2.7).
Какова природа пассионарных толчков Л. Н. Гумилев полагает, что они имеют космическое, внеземное происхождение, причем их длительность — 1 — 5 лет, но не меньше года, они проявляются на поверхности Земли в виде узкой полосы шириной в 200— 300 км и длиной до 20 тыс. км.
J1.H. Гумилев составил карту девяти пассионарных толчков, имевших место в прошлом земной цивилизации, и проанализировал ее с точки зрения наложения фаз этногенеза на истории конкретных этносов на основе традиционной хронологии. Толчки находятся в интервале от XVIII в. до н.э. до XIII в. н.э., и совпадают они с усилением геологической активности в местах их возникновения.
JI.H. Гумилев пытался объяснить пассионарные толчки вспышками солнечной активности, но ему не удалось найти убедительных подтверждений своей догадки. Идея космического происхождения пассионарных толчков, которую он выдвинул, сразу вооружила противников его теории этногенеза. Они стали критиковать ее, во-первых, как сугубо географо-бисшогическую, а во-вторых, как содержащую «фантастические предпосылки». В истории науки всегда страдали теории, пытавшиеся связывать земные и космические явления: скептически воспринимались «прокосмические» теории Э. К. Циолковского, A. JI. Чижевского и С. Н. Лазарева. По существу, природа толчков осталась темным местом в теории Л. Н. Гумилева.
Совокупность всех этносов на Земле представляет собой сложную самоорганизующуюся систему. Это означает, что новый этнос черпает энергию для развития из гибнущих, а не со стороны (например, из космоса). Другими словами, если этносы, окружающие возникающий этнос, застыли на одном уровне этнического развития, для рождения нового не нужна большая энергия (из космоса, как это мыслил Л. Н. Гумилев). Впрочем, он подчеркивал, что число первых пассионариев крайне мало. Не так их много и в дальнейшей истории этноса. В этом смысле удачен термин «толчок»: малый толчок способен гору разрушить.
Таким образом, гипотеза Л. Н. Гумилева о пассионарных толчках, являющихся причиной зарождения новых этносов, вполне согласуется с условием малости величины требуемой для этого биохимической (пассионарной) энергии. Последнее означает наличие естественного препятствия на пути установления «точки отсчета» для этногенеза. Поэтому специалисты-этнологи и делают заявления, что стремление найти «точку отсчета» остается непреодоленным и до нее накопление отдельных этнических признаков оценивается в рамках становления отдельного народа, а после нее — как развитие уже сложившегося народа. Между тем очевидно, что становление народа само по себе представляет сложный исторический процесс, поэтому говорить о «точке отсчета» в достаточной мере бесперспективно.
Наибольшим распространением среди российских этнологов пользуется дуалистическая теория этноса, сущность которой изложена в трудах Ю. В. Бромлея. Исходный пункт этой теории состоит в том, что в этносе будто бы по-разному сочетаются, с одной стороны, так называемые собственно этнические свойства и характеристики (этнический язык, народно-бытовая культура, обрядовая жизнь, этническое самосознание, закрепленное в этнониме — самоназвании этноса), а с другой стороны, такие, которые рассматриваются преимущественно в качестве условий формирования и бытия собственно этнических элементов (природно- географо-территориальные, экономико-социальные, государственно-правовые и т.п.). В соответствии с этим делением этнос, по Ю. В. Бромлею, получает двойственную (дуалистическую) природу и как бы два смысла — узкий и широкий.
Этнос в узком смысле получил наименование этникос (с греч. «народный») и включал в себя «собственно этнические» характеристики (территория, язык, самоназвание и самосознание), а этнос в широком смысле был назван этносоциальным организмом (ЭСО) и, таким образом, выглядел как сочетание собственно этнических элементов и, кроме того, условий его складывания и функционирования. Наиболее часто приводимый случай приложения к реальности узкого и широкого смысла понятия «этнос» — пример украинцев. Все украинцы, живущие в мире, в том числе и в Канаде, — это этникос, а обитающие в пределах Республики Украина — этносоциальный организм.
Позитивными моментами дуалистической концепции можно, пожалуй, считать, во-первых, широкое распространение представления об этносе как главнейшем объекте изучения этнологической науки, а во-вторых, серьезную попытку теоретического решения вопроса о воспроизводстве этноса. Оно тоже мыслится как двоякий процесс. Это усвоение каждым последующим поколением социальных и культурных традиций, привычек, обычаев и т. п. через посредство социализации, а в этническом аспекте — этнизации личностей и групп.
Чаще всего указывают на необоснованность чрезмерного противопоставления «собственно этнических» и «внеэтнических» сторон и элементов в строении этнических общностей, ведь этникос не особое качество этноса («узкий смысл», «собственно этнос»), а лишь одно из многих состояний в этнической динамике. Наряду с этим ЭСО также отражает не «широкий смысл» самопроявления этноса, а лишь не слишком многочисленные частные случаи сочетания разных сторон этноса с фактами относительной экономико-политической и государственной обособленности.
К числу интересных концепций этноса следует также отнести оригинальное научное построение, выдвинутое некоторыми исследователями, в частности Н. Н. Чебоксаровым, которое удобно назвать информационной концепцией этноса. Она базируется на представлении о том, что во всяком социальном образовании, как и в обществе в целом, устойчиво циркулируют потоки сообщений (информации), имеющие свои генераторы (источники) и реципиентов (тех, кто их воспринимает). Отсюда делается предположение, что в границах устойчивых социальных общностей, каковы, например, этносы, информационные потоки должны быть интенсивнее и насыщеннее, чем за их пределами. Дальнейшее развитие концепции связано с мыслью о том, что в разных исторических типах этносов (от племени до современной развитой нации) плотность информационных потоков различна и по мере исторического развития она возрастает. Все классические проблемы этноса предполагается рассматривать с изложенной точки зрения.
Теоретическая ясность и стройность информационного подхода к этносу несомненны. Однако трудности с его научным использованием все же значительны. Одна из них состоит в том, что в рамках этноса циркулирует не только та информация, которая имеет свое бытие в направленных сообщениях (устной и письменной речи, газетах, книгах, передачах радио, ТВ и пр.); своей информационной стороной обладает вся, так сказать, ткань этноса — от особенностей его расселения до психологических характеристик входящих в него людей.