Теория этногенеза Л. Н. Гумилева. Современные теории этноса в России

Этносфера — это совокупность всех этносов и их этноценозов. В течение ряда лет биологическая теория развития этносферы вы­двигалась JI. Н. Гумилевым. Этнос в ней трактуется в качестве при­родного (биологического) явления и изучается в рамках геогра­фии (этнография, или этнология, считается географической дис­циплиной).

Тем не менее культура, создаваемая этносами, странным об­разом рассматривается в качестве социального явления. История человечества выглядит как цепь многочисленных этногенезов (фор­мирований все новых этносов из обломков тех, что пришли к своему упадку и концу).

Причиной формирования и развития этноса Л. Н. Гумилев счи­тает так называемый пассионарный толчок, истоки которого ищет за пределами этноса и даже за пределами Земли, а реальными организаторами этноса и этнического процесса он объявляет осо-

бо энергичных и деятельных людей, спаянных общей целью и общими интересами, — пассионариев.

JI.H. Гумилев видел в этносе «биосоциальный организм», характеризуемый, как и прочие организмы, определенной длительностью существования, членимой на отдельные периоды, обла­дающие собственной спецификой. Значительное внимание в концепции Гумилева уделяется исследованию проблем возникновения этносов, то есть тому, что в отечественной этнографии по­лучило наименование этногенетические исследования.

Под этногенезом понимаются процессы развития этносов, их зарождения, существования и гибели. Соответственно социогенез - это процессы развития общества, его зарождения, преобразова­ния и гибели. Для спонтанного общественного развития этносфера и этногенез: всего лишь фон, на котором реализуется социаль­ное движение. Этногенез рассматривается как процесс, детерминированный в основном географическими и геокосмическими факторами, а формирование этноса — как продукт совокупного действия космических энергий и особенностей ландшафта «места развития».

В своем бытии, которое в каждом отдельном случае будто бы имеет одинаковую длительность — около 1500 лет, этнос прохо­дит ряд обязательных фаз: от скрытого или инкубационного этапа через акматическую стадию подъема к фазам, знаменующим его упадок и затухание. В процессе своего роста и усиления этнос мо­жет объединить в политико-культурное образование несколько или даже много этносов, которые в таком случае образуют суперэт­нос (арабы эпохи Халифата, Византия периода расцвета, Россия XIX в. и т.п.).

JI. Н. Гумилев не соглашается с мнением географа Д. И. Колес­ника о том, что все процессы этногенеза, то есть формирования этноса, проистекают в тех или иных географических условиях, и, следовательно, встает вопрос о роли ландшафта как фактора, представляющего экономические возможности естественно сло­жившимся человеческим коллективам — этносам. Он считает, что сочетание истории с географией недостаточно, поскольку речь идет о живых организмах, которые всегда находятся в состоянии эволюции, либо инволюции, либо мономорфизма и взаимодейству­ют с другими живыми существами, образуя геобиоценозы.

Каждому биоценозу отвечает строго определенный участок поверхности Земли — биохор. Каждый вид животных «вписан» в ландшафт биохора, адаптирован к нему, в то время как человек расселен по всей поверхности Земли. Но потребность в адаптации к окружающему людское сообщество ландшафту остается и про­является в том, что человечество распадается на этносы. Суще­ствование этносов, деление на этносы — плата за повсеместное распространение человека. Но если адаптация животных к ландшафту сказывается в самой структуре животного мира (деление на виды), то у человека адаптация к ландшафту проявляется не в структуре (нет разных видов разумных людей на Земле), а в по­ведении.

Коллективы людей (этносы), адаптируясь к ландшафту, выра­батывают свой стереотип поведения, относясь зачастую враждеб­но (отрицательная комплиментарность) к другому типу поведе­ния (к другому этносу). Стереотип поведения — это фундамент этнической традиции, включающей культурные и мировоззрен­ческие устои, формы общежития и хозяйства, этнос — верхнее звено некоторых геобиоценозов, заселенных этническими сооб­ществами. Соответственно геобиоценоз, в который входит как верх­нее звено некоторый этнос, следует назвать этноценозом.

В основе представления об этнической системе лежит теория Л. Н. Гумилева о пассионарности (от лат. passio — страсть).

По В. И. Вернадскому, живое вещество планеты связано с кос­ным веществом посредством биохимической энергии или, как говорил сам ученый, посредством биогенной миграции атомов. К ней, «кроме питания и дыхания, может быть сведена вся быто­вая (другая) деятельность живых организмов — использование ими косной или живой природы для жизни, механическое и техни­ческое их проявление при рытье обиталищ, постройке гнезд, до­мов, все проявления человеческой техники, которая в наше вре­мя меняет биосферу, превращая ее в новое геологическое состояние — в ноосферу, меняет облик Земли, лик планеты...». Земля не переполнена живым только потому, что энергия разнонаправлена и одна система живет за счет другой. Люди как природные об­разования, как живые личности создают вокруг себя реальное энергетическое поле, испытывающее ритмичные колебания с раз­ной частотой.

Эта энергия заставляет организмы размножаться до возмож­ных пределов. Пределы очерчены границей геобиоценозов. Орга­низмы тратят энергию на адаптацию к среде. Люди, входя в гео­биоценоз, тратят биохимическую энергию (своего живого веще­ства) на поддержание равновесия со средой (либо на поддержа­ние измененного ранее ландшафта, либо на адаптацию к ланд­шафту). Большинство этносов органически входят в состав геобио­ценозов, образуя этноценоз. А некоторые, развиваясь и размно­жаясь, на что затрачивается биохимическая энергия, начинают распространяться за пределы своего биохора. Но расширение заканчивается тем, что они становятся новым этносом на новой освоенной территории. То есть наступает период стабилизации.

Биохимическая энергия, источником которой становится жи­вое вещество, всегда стремится к максимальному своему прояв­лению. Биосфера получает больше энергии, чем требуется для под­держания ее равновесия, что ведет к вспышкам активности в живом веществе (саранча поднимается в воздух, летя навстречу сво­ей гибели, киты бросаются на берег, микроорганизмы порожда­ют пандемии). У людей это проявляется в виде взрывов этногенеза. Начинают бурно идти этнические процессы, идет зарождение новых этносов — пассионарные толчки.

Пассионарность как энергия — это избыток биохимической энергии живого вещества (людей), подавляющий в человеке ин­стинкт самосохранения и определяющий способность к целена­правленным сверхнапряжениям. Как характеристика поведения пас­сионарность — это эффект избытка биохимической энергии жи­вого вещества (людей), порождающий способность к самопожерт­вованию ради (часто) иллюзорной цели.

Таким образом, пассионарный толчок в той или иной популя­ции людей ведет к проявлению пассионарности у членов популя­ции. Пассионарность — это генная мутация, то есть изменения в организме, передающиеся по наследству. Члены популяции, под­верженные пассионарному толчку, становятся носителями пас­сионарного признака, что проявляется в способности их организ­ма к повышенному поглощению биохимической энергии из сре­ды и выдаче этой энергии в виде работы. Такие члены популяции называются пассионариями. Эти люди отмечены пассионарным признаком — функциональной способностью гена проявить себя соответствующим образом. Значит, пассионарный признак — спо­собность гена дать организму возможность быть пассионарием, то есть человеком, подавляющим инстинкт самосохранения, жерт­вующим собой во имя поставленной цели.

Пассионарный признак является рецессивным, его носитель — рецессивный аллель, то есть ген измененной формы (мутирован­ный) по сравнению с геном члена популяции, жившего до мо­мента пассионарного толчка. Рецессивность означает, что признак не обязан проявиться в любом потомке, но он все же проявляется по определенному закону.

Популяцию, подвергшуюся пассионарному толчку, и появ­ление там пассионариев называют пассионарной популяцией. Она либо превращается в этнос, либо погибает. Пассионарность энер­гия, которая питает исторический процесс, при этом направле­ние исторического процесса определяется общественной формой движения материи.

Пассионарное поле активно влияет на соседние группы, за­ставляя их также колебаться в определенном ритме. В энергетичес­ком смысле этногенез является источником культуры, потому что идет за счет пассионарности. Именно эта энергия — пассионар­ность — и растрачивается в процессе этногенеза, уходит на созда­ние культурных ценностей и политическую деятельность. «Пассио­нарность — это характерологическая доминанта, непреодолимое in I утреннее стремление (осознанное или чаще неосознанное) кдеятельности, направленной к осуществлению какой-либо цели (часто иллюзорной)», — поясняет JI.H. Гумилев.

Пассионарии — это люди, определяющие лицо, своеобразие этноса при его зарождении; стремление к экспансии, освоению новых земель. С их честолюбивыми настроениями связаны перио­ды разладов и гражданских войн. Люди создают, преобразуют ок­ружающую природную среду, кормящую их; в свою очередь пре­образованный ландшафт формирует сам этнос, наделяя его не­повторимым стереотипом поведения.

Для описания этноса, его зарождения, развития и гибели JI. Н. Гумилев использовал такие понятия, как пассионарии, гар­моничные люди, субпассионарии, ландшафт, кормящий и окру­жающий данный этнос, культура. Каждому понятию отвечает под­система, входящая в этнос как в систему. Все подсистемы связаны вполне определенными отношениями, характеризующими этнос как единое целое. Более того, подсистемы выполняют только им присущие функции.

Итак, в популяции следует выделить:

пассионариев — людей, подавляющих инстинкт самосохранения, склонных к самопожертвованию, имеющих повышенную способ­ность превращать свою биохимическую энергию в работу;

гармоничных людей — импульс самопожертвования у них урав­новешен инстинктом самосохранения. Это большинство людей, работоспособных, интеллектуально полноценных, уживчивых, но не сверхактивных. Они залог устойчивости этносах

субпассионариев — у них преобладает инстинкт самосохране­ния, они отличаются «отрицательной» пассионарностью, не спо­собны эффективно превращать биохимическую энергию в работу. Это бродяги, бомжи, наемники-солдаты.

Этногенез как процесс, проявляющийся в работе, начинается с пассионарного толчка и характеризуется:

- появлением пассионариев в значимых количествах в ареале толчка (но не за его пределами)

- сменой стереотипа поведения в ареале толчка (зарождение нового этноса);

- территориальным расширением этноса (ведение войн и т.д.);

- демографическим взрывом в ареале толчка;

- жесткой регламентацией поведения членов новорожденного этноса, контролем брачных отношений, установлением ох­ранительных мер по отношению к кормящему ландшафту;

- повышением активности во всех сферах жизнедеятельности (политической, военной, административной, культурной, ре­лигиозной);

- ростом числа субэтносов (казаки, староверы и пр.), внутри- этническим делением стереотипа поведения, усложнением этнической системы;

синхронным поведением этносов-ровесников, родившихся в зоне толчка (Россия и Турция!).

Этногенез характеризуется пассионарным напряжением:

Пассионарное напряжение =Количество пассионариев в этнической системе: Число людей в этносе

Длительность жизни этнической системы 1200—1500 лет. Эт­ногенез имеет последовательные фазы: подъем, акматическая (пе­регрев), надлом, инерционная, обскурация (рис. 2.6).

Подъем — рост числа пассионариев и пассионарного напряже­ния, поддержка их гармоничными людьми (через интуицию). Эк­спансия этноса под лозунгом «Будь тем, кем ты должен быть!» Формирование социальных институтов. Введение новой морали, жесткая регламентация поведения членов этноса, введение огра­ничений в общественной жизни. «Новорожденный этнос изменя­ет ландшафт применительно к своим требованиям». Это усиление воздействия на ландшафт; корреляция, взаимосвязь с созданием организации. Длительность фазы — 200 лет.

Акматическая фаза (перегрев) — избыток пассионарности в эт­носе, господство пассионариев жертвенного типа. Лозунг этапа «Будь самим собой!» Снижается сопротивляемость этнической системы, давление на ландшафт уменьшается. Растет число борющихся друг с другом группировок, вражда между ними не затихает даже при внешней опасности (в случае России — XVII век). Большое число пассионариев-честолюбцев, преследующих личный успех ценой интересов этноса. Трудности с созданием центрального руковод­ства. Борьба в идеологической и религиозной сферах. Влияние суб­пассионариев незначительно. Наибольшее число субэтносов. Насы­щенность истории событиями. Длительность 200—300 лет. При пе­реходе в фазу надлома лозунг этапа «Мы устали от великих!».

Надлом — резкое снижение пассионарного напряжения. Лозунг момента «Только не так, как было!» Резкий рост субпассионариев

Рис. 2.6. Фазы этногенеза (по Л. Н. Гумилеву)

за счет гармоничных людей. Острые конфликты внутри этничес­кой системы. Резкое падение сопротивляемости этноса. Активное преобразование ландшафта (часто губительное), максимальное де­структивное воздействие на ландшафт. Распространение антисис­тем. (Россия, XX век, гражданская война — армия из субпассио­нариев; Тридцатилетняя война в Германии — 3/4 населения по­гибло.) Длительность — 200 лет. При переходе в инерционную фазу «Дайте же жить, гады!».

Инерционная фаза — «золотая осень» цивилизации, плавное снижение пассионарного напряжения под лозунгом «Будь таким, как я!». Укрепление государства и социальных институтов. Рост культуры и науки, ландшафт поддерживается в том состоянии, что унаследована. Доминирование гармоничных людей и людей с низкой пассионарностью. Длительность — 200 лет. При переходе к фазе обскурации «Не будь ты моим благодетелем!»

Фаза обскурации — низкая пассионарная напряженность, боль­шое число субпассионариев. «Будь таким, как мы!» — вот лозунг момента. Долг, трудолюбие, совесть не в почете. Преступность, коррупция. Армия теряет боеспособность. Авантюристы во главе государства. Сокращение численности этноса (хотя процесс этот тормозится притоком из окраинного или чужого этноса, или эмиг­рантов, доминирующих в общественной жизни). Ландшафт пре­доставлен сам себе. Длительность — 200 лет. В конце этапа ведущий императив «Да когда же это кончится!».

Фаза регенерации, или гомеостаза, — возможное восстановле­ние этнической системы за счет сохранившейся на окраинах аре­ала пассионарности. Ведущий императив «Будь сам собой дово­лен, тролль». Длительность — 200 лет.

Мемориальная фаза — состояние, близкое к этническому гомео­стазу. Отсутствие пассионарности, сохранение культурных тради­ций прошлого. Жизнь памятью о былой славе этноса под лозунгом «Вспомни, как было прекрасно». Завершается это стадией вырож­дения под лозунгом «А нам ничего не надо».

Рис. 2.7. Фазы этногенеза «Западный мир и Россия»

В качестве примера рассмотрим, как Л; Н. Гумилев представля­ет развитие во времени этногенезов Западно-Европейского суперэтноса и России (рис. 2.7).

Какова природа пассионарных толчков Л. Н. Гумилев полага­ет, что они имеют космическое, внеземное происхождение, при­чем их длительность — 1 — 5 лет, но не меньше года, они проявля­ются на поверхности Земли в виде узкой полосы шириной в 200— 300 км и длиной до 20 тыс. км.

J1.H. Гумилев составил карту девяти пассионарных толчков, имевших место в прошлом земной цивилизации, и проанализиро­вал ее с точки зрения наложения фаз этногенеза на истории конк­ретных этносов на основе традиционной хронологии. Толчки нахо­дятся в интервале от XVIII в. до н.э. до XIII в. н.э., и совпадают они с усилением геологической активности в местах их возникно­вения.

JI.H. Гумилев пытался объяснить пассионарные толчки вспыш­ками солнечной активности, но ему не удалось найти убедительных подтверждений своей догадки. Идея космического происхождения пассионарных толчков, которую он выдвинул, сразу вооружила про­тивников его теории этногенеза. Они стали критиковать ее, во-пер­вых, как сугубо географо-бисшогическую, а во-вторых, как содер­жащую «фантастические предпосылки». В истории науки всегда стра­дали теории, пытавшиеся связывать земные и космические явления: скептически воспринимались «прокосмические» теории Э. К. Циол­ковского, A. JI. Чижевского и С. Н. Лазарева. По существу, приро­да толчков осталась темным местом в теории Л. Н. Гумилева.

Совокупность всех этносов на Земле представляет собой слож­ную самоорганизующуюся систему. Это означает, что новый эт­нос черпает энергию для развития из гибнущих, а не со стороны (например, из космоса). Другими словами, если этносы, окружа­ющие возникающий этнос, застыли на одном уровне этнического развития, для рождения нового не нужна большая энергия (из космоса, как это мыслил Л. Н. Гумилев). Впрочем, он подчерки­вал, что число первых пассионариев крайне мало. Не так их много и в дальнейшей истории этноса. В этом смысле удачен термин «тол­чок»: малый толчок способен гору разрушить.

Таким образом, гипотеза Л. Н. Гумилева о пассионарных толч­ках, являющихся причиной зарождения новых этносов, вполне согласуется с условием малости величины требуемой для этого биохимической (пассионарной) энергии. Последнее означает на­личие естественного препятствия на пути установления «точки отсчета» для этногенеза. Поэтому специалисты-этнологи и делают заявления, что стремление найти «точку отсчета» остается непре­одоленным и до нее накопление отдельных этнических признаков оценивается в рамках становления отдельного народа, а после нее — как развитие уже сложившегося народа. Между тем очевид­но, что становление народа само по себе представляет сложный исторический процесс, поэтому говорить о «точке отсчета» в дос­таточной мере бесперспективно.

Наибольшим распространением среди российских этнологов пользуется дуалистическая теория этноса, сущность которой из­ложена в трудах Ю. В. Бромлея. Исходный пункт этой теории со­стоит в том, что в этносе будто бы по-разному сочетаются, с одной стороны, так называемые собственно этнические свойства и характеристики (этнический язык, народно-бытовая культура, обрядовая жизнь, этническое самосознание, закрепленное в эт­нониме — самоназвании этноса), а с другой стороны, такие, ко­торые рассматриваются преимущественно в качестве условий фор­мирования и бытия собственно этнических элементов (природно- географо-территориальные, экономико-социальные, государствен­но-правовые и т.п.). В соответствии с этим делением этнос, по Ю. В. Бромлею, получает двойственную (дуалистическую) природу и как бы два смысла — узкий и широкий.

Этнос в узком смысле получил наименование этникос (с греч. «народный») и включал в себя «собственно этнические» характе­ристики (территория, язык, самоназвание и самосознание), а эт­нос в широком смысле был назван этносоциальным организмом (ЭСО) и, таким образом, выглядел как сочетание собственно эт­нических элементов и, кроме того, условий его складывания и функционирования. Наиболее часто приводимый случай прило­жения к реальности узкого и широкого смысла понятия «этнос» — пример украинцев. Все украинцы, живущие в мире, в том числе и в Канаде, — это этникос, а обитающие в пределах Республики Украина — этносоциальный организм.

Позитивными моментами дуалистической концепции можно, пожалуй, считать, во-первых, широкое распространение пред­ставления об этносе как главнейшем объекте изучения этнологи­ческой науки, а во-вторых, серьезную попытку теоретического решения вопроса о воспроизводстве этноса. Оно тоже мыслится как двоякий процесс. Это усвоение каждым последующим поко­лением социальных и культурных традиций, привычек, обычаев и т. п. через посредство социализации, а в этническом аспекте — этнизации личностей и групп.

Чаще всего указывают на необоснованность чрезмерного про­тивопоставления «собственно этнических» и «внеэтнических» сто­рон и элементов в строении этнических общностей, ведь этникос не особое качество этноса («узкий смысл», «собственно этнос»), а лишь одно из многих состояний в этнической динамике. Наряду с этим ЭСО также отражает не «широкий смысл» самопроявления этноса, а лишь не слишком многочисленные частные случаи сочетания разных сторон этноса с фактами относительной эконо­мико-политической и государственной обособленности.

К числу интересных концепций этноса следует также отнести оригинальное научное построение, выдвинутое некоторыми ис­следователями, в частности Н. Н. Чебоксаровым, которое удобно назвать информационной концепцией этноса. Она базируется на пред­ставлении о том, что во всяком социальном образовании, как и в обществе в целом, устойчиво циркулируют потоки сообщений (информации), имеющие свои генераторы (источники) и реци­пиентов (тех, кто их воспринимает). Отсюда делается предположе­ние, что в границах устойчивых социальных общностей, каковы, например, этносы, информационные потоки должны быть интен­сивнее и насыщеннее, чем за их пределами. Дальнейшее развитие концепции связано с мыслью о том, что в разных исторических типах этносов (от племени до современной развитой нации) плот­ность информационных потоков различна и по мере исторического развития она возрастает. Все классические проблемы этноса пред­полагается рассматривать с изложенной точки зрения.

Теоретическая ясность и стройность информационного подхо­да к этносу несомненны. Однако трудности с его научным ис­пользованием все же значительны. Одна из них состоит в том, что в рамках этноса циркулирует не только та информация, которая имеет свое бытие в направленных сообщениях (устной и пись­менной речи, газетах, книгах, передачах радио, ТВ и пр.); своей информационной стороной обладает вся, так сказать, ткань эт­носа — от особенностей его расселения до психологических ха­рактеристик входящих в него людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: