Выразительность графических средств

Рассмотрим эмоциональное восприятие основных элементов графики - точки, линии, пятна.

Разные типы линий вызывают различные, вполне определенные, чувства и ассоциации. Форма линий, их направление, изменение толщины - все это определяет выразительность рисунка:

· горизонтальные линии ассоциируются с основательностью, спокойстви­ем, тишиной;

· вертикальные - передают стремление вверх, рост, торжественность;

· спиральные - характеризуют вращательно-поступательное движение, развитие;

· ломаные - агрессивность, неуравновешенность;

· волнообразные - передают движение, скорость;

· наклонные восходящие, или активные - ассоциируются с надеждой, взлетом, подъемом;

· наклонные нисходящие, или пассивные - выражают чувства нестабиль­ности, грусти, бессилия.

Форма и толщина линии несет дополнительную информационную и эмо­циональную нагрузку. Аморфные неровные линии передают порывистость и непредсказуемость, четкие линии одинаковой толщины подчеркивают стро­гость и деловитость изображения.

Графическая форма линии, а следовательно, и ее выразительность, зависят от инструмента и техники создания.

Четкие строгие прямые создаются тушью и чертежными рейсфедерами, та же тушь, но нанесенная кистью, дает сложную выразительную форму. Ка­рандаш, пастель, перо, уголь, аэрозольный распылитель - инструменты, создающие различные по характеру линии.

Современные компьютерные программы, в частности, CorelDRAW, позво­ляют имитировать разнообразные художественные техники: акварель, масло, мозаика и т. д. Выбор инструмента и правильное его использование зависит от задачи, поставленной перед дизайнером.

Линию, создаваемую с помощью рисующих инструментов векторной ком­пьютерной программы, называют контуром.

Прямая или ломаная линии создаются щелчками мыши в начале и конце рисуемого отрезка. Криволинейный контур формируется несколькими опорными точками (узлами), соединенными сегментами (кривыми Безье). Непосредственно с опорной точкой связаны управляющие линии, являю­щиеся касательными к кривой в опорной точке. Управляющие линии за­канчиваются управляющими точками, перемещение которых позволяет ме­нять кривизну сегмента (рис. 1.24).

При редактировании формы кривой можно добавлять или удалять опорные точки, изменять кривизну и длину сегментов, замыкать или разрывать линии.

Для рисования линий произвольной формы в CorelDRAW используются инструменты группы Freehand Tool (Кривая). Для редактирования - инст­рументы группы Shape Tool (Форма).

Можно менять вид контура: толщину, тип линии, цвет, форму окончания, имитировать угол наклона плакатного пера. Для этого нужно задать нужные параметры в полях Width (Толщина), Style (Тип линии), Arrows (Стрелки) и Calligraphy (Каллиграфия) диалогового окна Outline Pen (Параметры обвод­ки). Оно выводится на экран с помощью кнопки Outline Tool (Обводка), расположенной внизу панели инструментов (рис. 1.25).

Важное свойство линий векторной графики - возможность сохранять или из­менять их толщину при масштабировании всего изображения. В CorelDraw для этого нужно снять или установить параметр Scale with image (Масштабировать вместе с объектом) в диалоговом окне Outline Pen (Параметры обводки).

Векторные контуры можно превращать в объекты, т. е. цвет толстой линии преобразовывать в заливку, обведенную тонким контуром (рис. 1.27). Для этого нужно выделить линию и применить команду Convert Outline to Object (Преобразовать линию в объект) из меню Arrange (Управление).

Различные режимы инструмента Artistic Media (Художественная кисть) по­зволяют имитировать работу мягкой кисти, распылителя, плакатного пера, декоративной кисти (рис. 1.28).

Как правило, линии, нарисованные вручную, выглядят более "живыми", чем созданные с помощью компьютера. При всей сложности техники и ее ог­ромных возможностях, "ручное" изображение более интересно и эмоцио­нально.

Графика пятна также имеет определенный характер и вызывает эмоцио­нальные ассоциации.

· Квадрат - устойчивая, тяжелая, "надежная" фигура.

· Прямоугольник воспринимается по-разному в зависимости от его рас­положения относительно горизонта. Если вытянутый прямоугольник ориентирован по горизонтали, он будет ассоциироваться с повышенной устойчивостью, если вертикально - станет более легким, устремленным вверх.

· Треугольник более активен. При определенном соотношении сторон и повороте на плоскости он может быть устойчивым и статичным, или же ассоциироваться с движением, выражать динамику. В этой фигуре явно чувствуется борьба противоположностей.

· Круг - воспринимается как устойчивый или неустойчивый, в зависимо­сти от его расположения на листе и от окружающих объектов, но, как правило, он символизирует образ Солнца, с ним ассоциируются такие понятия, как мироздание, единство.

Пятно правильной геометрической формы, как и линия, может иметь либо четко очерченные, либо расплывчатые границы. Это существенно влияет на характер его восприятия. Пятна произвольной мягкой формы могут вызывать ассоциации со слож­ными неустойчивыми образами. Диапазон их очень велик, от печали до нежного воздушного облака.

Яркий пример использования выразительности линий и пятен - авангард­ные художественные направления начала XX века (рис. CD-1.34). Для про­явления своих мыслей и чувств, представители этих течений шли на созна­тельное искажение натуры. Художники отказывались от изображения видимой действительности и стремились к выражению духовного, динами­ческого, энергетического начала.

Роль абстрактных образов очень велика и в современном графическом ди­зайне. Они широко используются при создании различных знаков, в рекла­ме, в декоративном оформлении интерьеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: