Расчет размера удельных переменных затрат

Рис.1 Процесс бюджетного управления

Содержание бизнес-плана и задачи анализа

№ п/п Название раздела Содержание раздела Задачи анализа и оценки бизнеса
  Титульный лист Название и адрес фирмы. Имена и адреса учредителей. Суть предлагаемого проекта. Стоимость проекта. Ссылка на секретность.  
  Резюме Основные положения предполагаемого проекта. Цель предполагаемого производства. Новизна предлагаемой продукции. Сведения об объеме продаж, выручке, затратах, прибыли, сроки возврата кредитов. Анализ и оценка продаж. Анализ затрат. Оценка риска. Оценка прибыли.
  Товар (услуга) Описание продукта (услуги): потребительские свойства товара, отличие от товаров конкурентов, степень защищенности патентами, прогноз цены и затрат на производство, организацию сервиса. Оценка потребительских свойств товара. Анализ товаров конкурентов. Анализ цен и затрат на производство продукции.
  Рынок сбыта Положение дел в отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура. Оценка положения дел в отрасли. Анализ темпов прироста по отрасли. Анализ потенциальных потребителей. Анализ рыночной конъюнктуры.
  Конкуренция Потенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных характеристик уровня качества и дизайна их продукции, ценовой политики. Сравнительный анализ (отдельных групп показателей деятельности конкурентов). Анализ целей, стратегий конкурентов. Анализ сильных и слабых сторон деятельности конкурентов.
  План маркетинга Цены. Каналы сбыта. Реклама. Прогноз новой продукции. Ценообразование. Ценовые показатели. Анализ состояния рынка. Анализ изменения цен. Анализ внешних и внутренних факторов рынка. Анализ эффективности рекламы. Анализ сильных и слабых сторон фирмы. Анализ производственных возможностей фирмы
  План производства Производственный процесс (его описание). Перечень базовых операций по обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству, качеству). Оборудование, здания, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции.  
  Оценка риска и страхование Слабые стороны предприятия. Вероятность появления новых технологий. Альтернативные стратегии. Меры профилактики рисков. Программа страхования от рисков. Анализ риска по источникам и причинам. Анализ риска статистическим, экспертным и комбинированным методами. Анализ выбора инвестиционных решений.
  Финансовый план Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов и поступлений. Таблица доходов и затрат. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. График достижения безубыточности. Финансовый анализ деятельности предприятия. Анализ баланса денежных расходов и поступлений. Анализ безубыточности. Анализ доходов и затрат. Выявление внутрихозяйственных резервов.
  Стратегия финансирования Определение величины и источников получения средств. Обоснование полного возврата средств и получения доходов. Анализ средств по источникам. Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости вложений.
  Приложения Письма, копии контрактов, лицензий.  

На основе изучения и оценки разработанного бизнес-плана можно предусмотреть мероприятия, обеспечивающие улучшение планируемых финансово-экономических результатов деятельности организации

9. Сметное планирование (бюджетирование)

Количественное выражение плана, контроль над его выполнением осуществляются через особый инструмент финансового планирования – бюджетирование, который является методом управления результатов деятельности и совершенствования процесса производства, калькулирования и внесения коррективов.

Бюджетирование – это процесс планирования будущих операций и оформление его результатов в виде системы бюджетов.

Наличие процедуры бюджетирования является нормой для любой компании в развитых странах мира, и в последние годы уже становится нормой в России.

Процесс бюджетного управления включает в себя составления бюджетов, отчетов об их исполнении, обеспечение интеграции бюждетов в систему.

В самом общем виде бюджет подразделяется на операционный и финансовый.

В свою очередь, операционный бюджет состоит из бюджетов:

- реализации;

- производства;

- прямых затрат на материалы;

- прямых затрат на труд;

- производственных накладных расходов;

- общих и административных расходов;

- прогнозного отчета о прибыли.

Финансовый бюджет состоит из:

- бюджета денежных средств;

- прогнозного баланса.

Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. Его структура зависит от того, что является составлением бюджета, размера организации; степени, в которой процесс формирования бюджета интегрирован с финансовой структурой организации; квалификации и опыта разработчиков. В отличие от формализованных отчета о прибыли и убытках или бухгалтерского баланса бюджет не имеет стандартизованных форм, которые следует строго соблюдать. Он может быть совсем простым (проект продаж и затрат уличной овощной лавки) или очень сложным (финансовый проект крупной корпорации).

Бизнес-планы, приведенные в количественные измерители, образуют сметы, которые состоят из смет:

- текущих затрат:

1) программа сбыта;

2) производственный план, исходя из 3х видов ресурсов,

3) смета потребностей в оборотном капитале,

4) смета расходов,

5) смета денежных средств;

-капитальных затрат:

1) смета потребности в основных средствах,

2) смета потребности в оборотном капитале.

Основные цели составления смет заключается:

- в увязке текущих и перспективных планов;

- в координации действий различных подразделений предприятий;

в детализации общих целей производства и доведения их до руководителей различных центров ответственности;

- в управлении и контроле за производством;

- в стимулировании эффективной работы руководителей и персонала предприятия;

- в определении будущих параметров хозяйственной деятельности;

- в периодическом сравнении текущих результатов деятельности с планом, выявлении отклонений и причин неудовлетворительной работы.

Сметное планирование включает два этапа:

планирование - определение будущих целей;

мониторинг (сопровождение) - анализ текущей хозяйственной деятельности, т.е. того, как в течение планового периода производится выполнение запланированных решений.

Сметы составляются на год с поквартальной (или помесячной) разбивкой.

Работа выполняется обычно под руководством финансового директора бригадой менеджеров, в которую включаются представители бухгалтерии и других департаментов (отделов) предприятия.

Различают два подхода к расчетам смет:

1. Разработка сметы с нуля. Применяется в случаях, когда проектируется новое предприятие или когда предприятие меняет профиль работы;

2. Планирование от достигнутого. Применяется в случаях, когда профиль работы предприятия не изменяется.

При составлении смет используются различные методы:

Нормативный, который предполагает расчет объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объем экономического показателя (реализация, выпуск продукции, объем услуг и т.п.).

Расчетно-аналитический, где составлением сметы является расчет объемов затрат и потребности в ресурсах, полученный умножением средних затрат на индекс их изменения в плановом периоде.

Балансовый, где составление сметы есть увязка объемов затрат и источников расширения ресурсов (доходов).

Метод оптимизации, сущностью которого является многовариантность. Из нескольких смет выбирается наилучшая с точки зрения минимума затрат или максимума получаемого эффекта (результата).

Метод моделирования смет предполагает факторный анализ функциональных связей между различными элементами процесса производства.

Например, при определении потребности в оборотных средствах фирмы используется формула:

Фоб. = Зтек. + Зстр. + Н +Поб.,

где Фоб. – оборотные средства, руб.;

Зтек. – текущий запас товарноматериальных ценностей, руб.;

Зстр. страховой запас товарноматериальных ценностей, руб.;

Н - незавершенное производство, руб.;

Поб. - прочие оборотные средства, руб.

Величина прочих оборотных средств на предприятии (Поб.) составляет приблизительно 25% от всех остальных оборотных средств.

Зная потребность предприятия в основных (Фосн.) и оборотных средствах (Фоб.), можно определить общую величину необходимых капитальных вложений (Фкап.вл.):

Фкап.вл. = Фосн.+ Фоб.

Подготовка традиционного бюджета, основанного только на одном прогнозе продаж, приемлема для ситуаций, когда внутренняя среда бизнеса устойчива и внешние условия деятельности поддаются прогнозированию. В реальной же практике существует много вариантов развития событий. Поэтому наиболее подходящим будет такой бюджет, который ориентирован не на один объем продаж, а на диапазон из возможных его уровней. Гибкость бюджету придает регулирование управления производственным рычагом, т.е. соотношением между постоянными и переменными издержками. Оценка исполнения гибкой сметы, в отличие от жесткой, определяется по комплексным статьям затрат в зависимости от изменения объема производства и объема продаж.

Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу выручки, т.е. рассчитывается размер удельных переменных затрат, наример, от уровня деловой активности предприятия (табл.2)

Таблица 2

Статья затрат Норма затрат Величина затрат по гибкому бюджету
Фонд оплаты труда    
Налоги на ФОТ    
Закупка материалов    
Оплата услуг    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: