Рис.1 Процесс бюджетного управления
Содержание бизнес-плана и задачи анализа
№ п/п | Название раздела | Содержание раздела | Задачи анализа и оценки бизнеса |
Титульный лист | Название и адрес фирмы. Имена и адреса учредителей. Суть предлагаемого проекта. Стоимость проекта. Ссылка на секретность. | ||
Резюме | Основные положения предполагаемого проекта. Цель предполагаемого производства. Новизна предлагаемой продукции. Сведения об объеме продаж, выручке, затратах, прибыли, сроки возврата кредитов. | Анализ и оценка продаж. Анализ затрат. Оценка риска. Оценка прибыли. | |
Товар (услуга) | Описание продукта (услуги): потребительские свойства товара, отличие от товаров конкурентов, степень защищенности патентами, прогноз цены и затрат на производство, организацию сервиса. | Оценка потребительских свойств товара. Анализ товаров конкурентов. Анализ цен и затрат на производство продукции. | |
Рынок сбыта | Положение дел в отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура. | Оценка положения дел в отрасли. Анализ темпов прироста по отрасли. Анализ потенциальных потребителей. Анализ рыночной конъюнктуры. | |
Конкуренция | Потенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных характеристик уровня качества и дизайна их продукции, ценовой политики. | Сравнительный анализ (отдельных групп показателей деятельности конкурентов). Анализ целей, стратегий конкурентов. Анализ сильных и слабых сторон деятельности конкурентов. | |
План маркетинга | Цены. Каналы сбыта. Реклама. Прогноз новой продукции. Ценообразование. Ценовые показатели. | Анализ состояния рынка. Анализ изменения цен. Анализ внешних и внутренних факторов рынка. Анализ эффективности рекламы. Анализ сильных и слабых сторон фирмы. Анализ производственных возможностей фирмы | |
План производства | Производственный процесс (его описание). Перечень базовых операций по обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству, качеству). Оборудование, здания, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции. | ||
Оценка риска и страхование | Слабые стороны предприятия. Вероятность появления новых технологий. Альтернативные стратегии. Меры профилактики рисков. Программа страхования от рисков. | Анализ риска по источникам и причинам. Анализ риска статистическим, экспертным и комбинированным методами. Анализ выбора инвестиционных решений. | |
Финансовый план | Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов и поступлений. Таблица доходов и затрат. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. График достижения безубыточности. | Финансовый анализ деятельности предприятия. Анализ баланса денежных расходов и поступлений. Анализ безубыточности. Анализ доходов и затрат. Выявление внутрихозяйственных резервов. | |
Стратегия финансирования | Определение величины и источников получения средств. Обоснование полного возврата средств и получения доходов. | Анализ средств по источникам. Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости вложений. | |
Приложения | Письма, копии контрактов, лицензий. |
На основе изучения и оценки разработанного бизнес-плана можно предусмотреть мероприятия, обеспечивающие улучшение планируемых финансово-экономических результатов деятельности организации
|
|
|
|
9. Сметное планирование (бюджетирование)
Количественное выражение плана, контроль над его выполнением осуществляются через особый инструмент финансового планирования – бюджетирование, который является методом управления результатов деятельности и совершенствования процесса производства, калькулирования и внесения коррективов.
Бюджетирование – это процесс планирования будущих операций и оформление его результатов в виде системы бюджетов.
Наличие процедуры бюджетирования является нормой для любой компании в развитых странах мира, и в последние годы уже становится нормой в России.
Процесс бюджетного управления включает в себя составления бюджетов, отчетов об их исполнении, обеспечение интеграции бюждетов в систему.
В самом общем виде бюджет подразделяется на операционный и финансовый.
В свою очередь, операционный бюджет состоит из бюджетов:
- реализации;
- производства;
- прямых затрат на материалы;
- прямых затрат на труд;
- производственных накладных расходов;
- общих и административных расходов;
- прогнозного отчета о прибыли.
Финансовый бюджет состоит из:
- бюджета денежных средств;
- прогнозного баланса.
Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. Его структура зависит от того, что является составлением бюджета, размера организации; степени, в которой процесс формирования бюджета интегрирован с финансовой структурой организации; квалификации и опыта разработчиков. В отличие от формализованных отчета о прибыли и убытках или бухгалтерского баланса бюджет не имеет стандартизованных форм, которые следует строго соблюдать. Он может быть совсем простым (проект продаж и затрат уличной овощной лавки) или очень сложным (финансовый проект крупной корпорации).
Бизнес-планы, приведенные в количественные измерители, образуют сметы, которые состоят из смет:
- текущих затрат:
1) программа сбыта;
2) производственный план, исходя из 3х видов ресурсов,
3) смета потребностей в оборотном капитале,
4) смета расходов,
5) смета денежных средств;
-капитальных затрат:
1) смета потребности в основных средствах,
2) смета потребности в оборотном капитале.
Основные цели составления смет заключается:
- в увязке текущих и перспективных планов;
- в координации действий различных подразделений предприятий;
в детализации общих целей производства и доведения их до руководителей различных центров ответственности;
- в управлении и контроле за производством;
- в стимулировании эффективной работы руководителей и персонала предприятия;
- в определении будущих параметров хозяйственной деятельности;
- в периодическом сравнении текущих результатов деятельности с планом, выявлении отклонений и причин неудовлетворительной работы.
Сметное планирование включает два этапа:
планирование - определение будущих целей;
|
|
мониторинг (сопровождение) - анализ текущей хозяйственной деятельности, т.е. того, как в течение планового периода производится выполнение запланированных решений.
Сметы составляются на год с поквартальной (или помесячной) разбивкой.
Работа выполняется обычно под руководством финансового директора бригадой менеджеров, в которую включаются представители бухгалтерии и других департаментов (отделов) предприятия.
Различают два подхода к расчетам смет:
1. Разработка сметы с нуля. Применяется в случаях, когда проектируется новое предприятие или когда предприятие меняет профиль работы;
2. Планирование от достигнутого. Применяется в случаях, когда профиль работы предприятия не изменяется.
При составлении смет используются различные методы:
Нормативный, который предполагает расчет объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объем экономического показателя (реализация, выпуск продукции, объем услуг и т.п.).
Расчетно-аналитический, где составлением сметы является расчет объемов затрат и потребности в ресурсах, полученный умножением средних затрат на индекс их изменения в плановом периоде.
Балансовый, где составление сметы есть увязка объемов затрат и источников расширения ресурсов (доходов).
Метод оптимизации, сущностью которого является многовариантность. Из нескольких смет выбирается наилучшая с точки зрения минимума затрат или максимума получаемого эффекта (результата).
Метод моделирования смет предполагает факторный анализ функциональных связей между различными элементами процесса производства.
Например, при определении потребности в оборотных средствах фирмы используется формула:
Фоб. = Зтек. + Зстр. + Н +Поб.,
где Фоб. – оборотные средства, руб.;
Зтек. – текущий запас товарноматериальных ценностей, руб.;
Зстр. страховой запас товарноматериальных ценностей, руб.;
Н - незавершенное производство, руб.;
Поб. - прочие оборотные средства, руб.
Величина прочих оборотных средств на предприятии (Поб.) составляет приблизительно 25% от всех остальных оборотных средств.
|
|
Зная потребность предприятия в основных (Фосн.) и оборотных средствах (Фоб.), можно определить общую величину необходимых капитальных вложений (Фкап.вл.):
Фкап.вл. = Фосн.+ Фоб.
Подготовка традиционного бюджета, основанного только на одном прогнозе продаж, приемлема для ситуаций, когда внутренняя среда бизнеса устойчива и внешние условия деятельности поддаются прогнозированию. В реальной же практике существует много вариантов развития событий. Поэтому наиболее подходящим будет такой бюджет, который ориентирован не на один объем продаж, а на диапазон из возможных его уровней. Гибкость бюджету придает регулирование управления производственным рычагом, т.е. соотношением между постоянными и переменными издержками. Оценка исполнения гибкой сметы, в отличие от жесткой, определяется по комплексным статьям затрат в зависимости от изменения объема производства и объема продаж.
Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу выручки, т.е. рассчитывается размер удельных переменных затрат, наример, от уровня деловой активности предприятия (табл.2)
Таблица 2
Статья затрат | Норма затрат | Величина затрат по гибкому бюджету |
Фонд оплаты труда | ||
Налоги на ФОТ | ||
Закупка материалов | ||
Оплата услуг |