Вопрос 6. Роль комплексного анализа в управлении

Экономический анализ как инструмент познания окружающей экономической действительности возник одновременно с бухгалтерским учетом в Древнем Египте примерно за 4000 лет до нашей эры. Совершенствуясь параллельно с методами и практикой управления, он получил значительное теоретическое и практическое распространение лишь в эпоху бурного развития капиталистических форм хозяйствования. Несмотря на то, что отдельные методы и процедуры анализа получили широкое признание при принятии управленческих решений еще в первые десятилетия ХХ в., в самостоятельную науку экономический анализ (ЭА) вылился сравнительно недавно – лишь в 60-е годы.

Его возникновение обусловлено двумя основными закономерностями общественного развития:

  1. практической потребностью в систематизации методов и методик анализа в условиях значительного усложнения хозяйственных связей, необходимостью перехода от эвристических и описательных методов познания к математическим и вероятностным;
  2. дифференциацией наук как объективной закономерностью развития научной деятельности.

Одновременно с процессами дифференциации в развитии наук идут и процессы интеграции различных отраслей знания, их взаимопроникновение. В этой связи роль ЭА в совокупности экономических дисциплин достаточно важна. Если раньше отдельные формы ЭА были присущи учетным наукам, таким как балансоведение, бухгалтерский учет, статистика, то по мере углубления экономической работы на предприятиях возникла необходимость применения и использования фундаментальных экономических дисциплин и прикладных. Фундаментальные экономические дисциплины имеют дело с наиболее общими закономерностями развития экономики и ее субъектов, прикладные же нацелены на изучение условий функционирования конкретных экономических субъектов: разработка способов ведения хозяйственной деятельности и оценка действенности их применения, процесс принятия управленческих решений и т.д.

Поэтому сегодня ЭА предприятия представляет собой обособленную систему знаний, науку, предпосылками которой, как говорилось выше, явилось наличие предмета исследования, методологии и методики, наличием подготовленных экономистов в проведении исследования.

Под ЭА, по нашему мнению следует понимать структуру и содержание информационных потоков на предприятии.

Говоря о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, следует принимать во внимание следующие ее особенности:

Во-первых, функционирование предприятия, его деловая активность носит цикличный характер. Анализ рекомендуется проводить на всех фазах экономического цикла.

Во-вторых, на ход хозяйственных процессов оказывает влияние множество факторов объективного и субъективного характера, которые в процессе ЭА необходимо тщательно изучать.

В-третьих, для отражения полной картины состояния предприятия важны не только количественные, но и качественные характеристики его деловой активности, анализ которых - важная часть ЭА.

В-четвертых, анализу на предприятии подвергаются не только производственная и финансовая, но и юридические, социальные и экологические аспекты его функционирования.

В-пятых, не следует отождествлять предметы и сферы деятельности бухгалтерского учета и ЭА. Задачей бухгалтерского учета является учет хозяйственных средств и их источников, а главная задача ЭА – оценка результатов хозяйственной деятельности, выявление факторов, обусловивших успехи и неудачи в анализируемом периоде, а также планирование и прогнозирование деятельности на будущее.

Таким образом, основной целью проведения ЭА предприятия является повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения.

В процессе достижения основной цели анализа решаются следующие задачи:

  • определение базовых показателей для разработки производственных планов и программ на предстоящий период;
  • повышение научно-экономической обоснованности планов и нормативов;
  • объективное и всестороннее изучение выполнения установленных планов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству продукции, работ, услуг;
  • определение экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • прогнозирование результатов хозяйствования;
  • подготовка аналитических материалов для выбора оптимальных управленческих решений и разработкой стратегических планов.

Вопрос 7. Содержание финансового и управленческого анализа и последовательность его проведения

Экономический анализ прежде всего можно подразделить на финансовый и управленческий, такое разделений обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе организации на финансовый учет и управленческий учет.

Финансовый анализ, основывающий на данных только бухгалтерской отчетности является внешним анализом, т.е. он проводиться за пределами организации заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. При этом используется ограниченная часть информации о деятельности организации, что не позволяет раскрыть все стороны деятельность организации.

Особенностями внешнего финансового анализа являются:

  • множественность субъектов анализа, пользователь о деятельности организации;
  • разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
  • наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
  • ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность организации;
  • ограничение задач анализа как следствие предыдущего фактора;
  • открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности организации.

Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами организации по данным публичной финансовой отчетности, составляют:

  • анализ абсолютных показателей прибылей или убытков по данным формы № 2;
  • анализ относительных показателей рентабельности;
  • анализ финансового состояния, финансовой устойчивости, ликвидности активов, ликвидности баланса, платежеспособности организации;
  • анализ эффективности использования собственного и заемного капитала и рационального их соотношения, определения различных рычагов и эффекта;
  • экономическая диагностика и рейтинговая оценка финансового состояния.

При проведении финансового анализа используются в качестве дополнительного источника и другие данные бухгалтерского учета (первичные данные), данные о технической подготовке производства, нормативная и плановая документация, материалы совещаний проверок, пресса и др.

Особенности управленческого анализа являются:

  • ориентация результатов анализа на цели и интересы руководства предприятия;
  • использование всех источников информации для анализа;
  • отсутствует регламентации анализа со стороны государственных органов;
  • комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;
  • интеграция учета, анализа, планирование и приятие решений;
  • максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

Ключевым вопросом для понимания сущности и результативности финансового анализа является концепция хозяйственной деятельности (бизнеса) как потока решений об использовании ресурсов (капиталов) с целью получения прибыли. Получение прибыли является конечной целью хозяйственной деятельности предприятия, потому что она есть необходимое условие для сохранения экономической жизнеспособности предприятия, сохранение возможности дальнейших вложений капитала и развития.

Независимо от того, в какой сфере деятельности осуществляется бизнес (торговля, сервис, производство), конечная цель не меняется.

Все многообразие решений для достижения этой цели может быть сведено к трем основным направлениям:

  1. решение по вложению капиталов (ресурсов);
  2. операции, проводимые с помощью этих ресурсов;
  3. определение финансовой структуры бизнеса.

Своевременное и качественное обоснование этих направлений финансовых решений является по существу содержанием финансового анализа, рассматриваемого как единое целое, независимо он или внутренний.

Важной теоретической проблемой является разработка основных положений метода и методики экономического анализа.

Поскольку метод как таковой определяется как совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности, а в переводе с греческого означает «путь исканий», то и метод оценки финансово-хозяйственной деятельности - это экономический инструмент, который позволяет найти способ не только дать реальную оценку деятельности предприятия, но и выявить резервы и направления позитивного развития, не столько с точки зрения исключения отклонений, сколько с точки зрения достижения конечных целей деятельности предприятия.

Вопрос 8. Структура комплексного бизнес плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей

С развитием рынка в России необходимость в бизнес-планах стала очевидной. Любой предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источниках их получения, а также уметь рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

Бизнес-планирование – это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важный инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, дающий возможность выбрать наиболее перспективное решение и определить средства для его достижения.

Бизнес-план является одним из элементов стратегического планирования (обычно трех-пяти и более лет).

Цели бизнес-плана:

  • Привлечение кредитов или инвестиций;
  • Определение степени реальности достижения намеченных результатов;
  • Доказательство целесообразности реорганизации работы существующего предприятия или создание нового;
  • Убеждение сотрудников фирмы в возможности достижения начальных и конечных показателей намеченных проектов.

Функции бизнес-плана:

· Предоставляет возможность использования для разработки стратегии бизнеса;

· Позволяет оценить перспективы развития нового направления деятельности, а также контролировать процессы внутри фирмы;

· Способствует привлечению дополнительных денежных средств;

· Позволяет привлечь к реализации планов потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал;

· Дает возможность приобщить всех сотрудников к процессу составления бизнес-плана.

Заказчиками бизнес-планов могут быть юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес-плане.

Практика планирования выделяет несколько типов бизнес-планов. Каждый тип бизнес–плана имеет свои особенности.

В России выделяют 4 типа бизнес-планов:

  • Внутренний бизнес-план субъекта хозяйствования.
  • Бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств.
  • Инвестиционный бизнес-план.
  • Бизнес-план финансового оздоровления (санации).

Разработка бизнес-планов требует от составителей большого опыта и владения современными экономическими знаниями.

Задачи анализа при разработке и мониторинге бизнес-планов:

1. обосновать и заложить в план контрольные показатели с разбивкой по месяцам, кварталам и годам;

2. установить допустимые отклонения, а затем измерять в ходе реализации плана отклонения, получаемые на практике, выявляя недопустимые;

3. определять причины серьезных отклонений, превышающих допустимые;

4. предлагать меры для исправления положения и ликвидации несоответствий между постановленными целями и достигнутыми результатами.

В разработке бизнес-планов можно выделить несколько этапов:

  1. Первый этап – включает сбор информации о требованиях к бизнес-планам в избранной отрасли и масштабах деятельности.
  2. Второй этап – связан с определением целей его подготовки. Цели определяются перечнем тех проблем, которые необходимо решить с помощью бизнес-плана. Первоначальная цель бизнес-плана – начало финансирования – это означает, что он должен быть привлекателен для инвесторов.
  3. Третий этап – это точное определение инвесторов. Это могут быть крупные предприятия, международные финансовые организации, корпорации, банки, предприниматели и.т.д.
  4. Четвертый этап – определение общей структуры создаваемого плана.
  5. Пятый этап – предполагает сбор информации, которая необходима для разработки каждого раздела плана.
  6. Шестой этап - это непосредственное составление бизнес-плана. Обычно, разработка бизнес-плана должна осуществляться специалистами по планированию. И аналитиками под руководством того, кто будет управлять реализацией плана.
  7. Седьмой этап – это анализ, являющийся предварительной экспертизой плана.

Состав, структура и объем бизнес-плана определяется спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью его составления.

Бизнес–план имеет свои стандарты. Главным критерием является его объем. По международным стандартам он не должен превышать 75 страниц.

Не существует жестко регламентированной структуры и содержания бизнес-плана.

Он обычно включает следующие разделы:

1. Титульный лист

2. Резюме

3. Описание предприятия и отрасли

4. Характеристика продукции

5. Исследование и анализ рынков сбыта и конкуренции

6. План маркетинга

7. Производственный план

8. Организационный план

9. План по рискам

10. Финансовый план

Примерный перечень разделов бизнес-плана, задачи экономического анализа и оценки бизнеса обобщены в табл. 1

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: