Вопрос 4. Факторный экономический анализ: понятие, типы и задачи

Факторный анализ – это методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Различают следующие виды факторного анализа:

  1. По форме воздействия факторов:
  • детерминированный (функциональная, полная связь);
  • стохастический (вероятностная, не полная) – по характеру устойчивости влияния.
  1. По последовательности проведения:
  • прямой (дедуктивный – от общего к частному);
  • обратный (индуктивный – от частного к общему) – по способу подхода.;
  1. По уровню глубины анализа:
  • одноступенчатый;
  • многоступенчатый.
  1. По времени охвата:
  • статический (на определенную дату);

· динамический (в движении) – по фактору времени.

  1. По времени исследования:
  • ретроспективный (прошлые периоды);

· перспективный (будущие периоды).

Результативный показатель – это объект исследования, изменяющийся под воздействием факторных показателей.

Факторные показатели – это показатели, участвующие как характеристики результата (объекта исследования), определяющие его поведения.

Факторы классифицируются по следующим признакам:

  1. по степени воздействия на результат:
    • основные (регламентирующие воздействие) и второстепенные;
    • внутренние (зависят от предприятия) и внешние;
    • объективные и субъективные (зависят от деятельности кого-то);
    • интенсивные (качественные) и экстенсивные (количественные).
  2. по срокам воздействия на результат на результат:
    • постоянные;
    • переменные;
  3. по целям измерения влияния на результат:
    • прямые;
    • косвенные;
  4. по соподчиненности (иерархии):
    • факторы первого порядка (непосредственно влияющие);
    • факторы последующих порядков.

В факторном анализе различают детерминированные (функциональные) и стохастические (корреляционные) взаимосвязи факторов и результативных показателей.

Детерминированный анализ - представляет собой способ изучения взаимосвязей когда эти взаимосвязи можно формализовать и дать количественную оценку роли отдельных факторов в изменении обобщающего показателя.

Стохастический анализ – изучает косвенные связи, т.е. когда такие связи нельзя формализовать.

Основными задачами факторного анализа является построение экономико-математических моделей, определяющих факторы, влияющие на результирующий показатель, и оценка оказываемого влияния.

Модель – это условный образ объекта исследования.

Моделирование – это один из методов создания модели.

В детерминированном анализе выделяют следующие типы факторных моделей:

  1. Мультипликативная модель (умножение) – когда результативный показатель представляет собой произведение факторов:

Пример:

где выручка от продаж;

численность работающих;

производительность труда;

основные фонды;

фондоотдача.

  1. Аддитивная модель (сложение, вычитание) – когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму или разность факторов:

Пример:

где выручка от продаж;

C – себестоимость проданных товаров;

КР- коммерческие расходы;

управленческие расходы;

П – прибыль от продаж.

  1. Кратная модель (деление) – когда взаимосвязь между показателями представлена в виде частного:

Пример: ;

выручка от продаж;

основные фонды;

фондоотдача;

оборачиваемость.

  1. Смешанная модель (комбинированная) – это комбинация перечисленных моделей:

Пример:

- прибыль от продаж;

цена;

- себестоимость.

V - объем продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: