Обоснование формирования и оценка эффективности ассортиментных программ

При анализе производственной программы следует определить изменение структуры выпускаемой продукции (удельный вес каждого вида продукции в общем объеме производства), так как изменение структуры продукции оказывает большое влияние на объем выпуска в стоимостной оценке, стоимость продукции, прибыль и рентабельность. Если растет удельный вес более дорогостоящей продукции в общем объеме производства, то объем выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит и с прибылью при увеличении удельного веса высокорентабельной продукции.

Чтобы определить влияние структуры на объем продукции в стоимостном выражении при условии, что единица продукции не изменилась, необходимо рассчитать фактический выпуск продукции при плановой структуре и плановой цене, т.е.

где К0 – количество выпущенной продукции, единиц;

Ц0 - цена единицы продукции;

JВП – индекс выпуска однородной продукции в целом предприятию в натуральном измерении (штук).

Затем следует рассчитать фактический выпуск при фактической структуре и плановой цене

Сопоставляя ВП1 с ВП', определим влияние структуры продукции на объем выпущенной продукции:

/\ ВП стр = ВП1 - ВП'

Такой же результат получится, если взять разность между индексом выпуска продукции в стоимостном и натуральном выражении (можно в нормо-часах) и умножить выпуск продукции по плану, т.е.

/\ВПстр = (Jвп - Jк) * ВП0

где JВП- индекс выпуска продукции в целом по предприятию в стоимостном выражении ();

JК – индекс по объему производства однородной продукции в натуральном выражении ().

Для расчета влияния структурного фактора на объем производства в стоимостном выражении можно использовать способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится определенный уровень цены единицы продукции за счет структуры (/\Ц стр). Умножив полученный результат на фактический выпуск продукции в натуральном выражении (), определим применение структуры на объем продукции в стоимостном выражении:

Влияние структурного фактора на объем выпуска продукции можно оценить с помощью средневзвешенных цен. Для того определяется средневзвешенная цена единицы продукции при фактической структуре , затем при плановой структуре , и разность между ними умножается на фактический объем производства в натуральном выражении ():

На первом этапе формирования и оценки эффективности ассортиментный программ необходимо оценить выполнение заданий по основной номенклатуре и в натуральном выражении, в том числе поставки продукции по государственным контрактам для государственных нужд. При этом на каждой позиции определяется абсолютное отклонение и процент выполнения плана за определенный период нарастающим итогом с начала года. План по ассортименту считается выполненным, если они выполнены или перевыполнены по каждому виду продукции.

Однако для обобщенной сравнительной оценки в целом по предприятию на втором этапе анализа следует исчислить средний процент выполнения плана по ассортименту (коэффициент ассортиментности), который рассчитывается по формуле

Кас = ВП'/ВП0 х 100 %,

где Кас – средний процент выполнения плана по ассортименту в %; ВП’ – сумма фактически выпущенной продукции каждого вида (наименования) в стоимостном измерении, но не более плана, тыс.руб.%; ВП 0 – плановый выпуск продукции, тыс.руб.

Такой расчет удобен на предприятиях, где число видов продукции относительно невелико. При большом ассортименте можно получить простым способом по формуле

Кас = (1- ВПн/ВП0) х 100%, где ВП – объем не сданной к плану продукции.

Л.Т. Гиляровская предлагает дать оценку выполнения плана, а также его динамики в целом по предприятию, по его различным подразделениям – цехам основного производства, по группам выпускаемой продукции в действующих ценах и в сопоставимых ценах, что позволит установить влияние ценового фактора.

Л.В. Прыкин, Г.В. Савицкая предлагают начинать анализ с динамики товарной продукции за ряд лет на основе базисных и цепных темпов роста. И с помощью цепных темпов роста можно рассчитать среднегеометрическую величину темпа прироста продукции. Кроме того, для большей наглядности динамику продукции можно отображать графически.

По мнению Г.В. Савицкой, анализ производственной программы должен осуществляться по двум направлениям. Во-первых, дается оценка перспектив ее реализации с точки зрения получения прибыли. Во-вторых, определяются экономические последствия управленческих решений по регулированию производства с точки зрения финансово – экономических исследований. Например, оцениваются решения по замене материалов, закупке полуфабрикатов у сторонних организаций. По мнению Т.Б.Бердниковой, целью производственной программы является обеспечение наивысших производственных результатов (выпуска продукции, выполнения работ, услуг, продажи товаров) на основе наиболее эффективного сочетания трудовых, материальных, основных производственных фондов, финансовых ресурсов и рациональной организации производства.

Формирование производственной программы может осуществляться на основе двух подходов. Первый подход состоит в том, что из имеющихся ресурсов, а второй – из потребности в продукции. При первом периоде необходимо определить, выпуск какого объема продукции может быть обеспечен на основе имеющихся производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

При втором подходе расчет начинается с определения, сколько продукции нужно произвести, и далее уточняют, сколько для этого потребуется различных ресурсов.

Обоснование производственной программы со стороны трудовых ресурсов требует проведения расчетов необходимой численности, со стороны финансовых ресурсов предполагает разработку сметы затрат, со стороны материальных ресурсов означает определение необходимых материалов. Производственная программа должна базироваться на определении емкости рынка с учетом норм потребления, оценки конъюнктуры рынка и конкуренции на рынке сбыта.

В.И. Стражев выделяет 4 этапа анализа производства и реализации продукции. Первый базируется на маркетинге и связан с изучением спроса на производимую продукцию, анализом договоров. На втором этапе дается оценка использования ресурсов (материальных, трудовых) основных средств с целью оптимизации объема и структуры производства под наиболее выгодные предложения по заключению договоров, с учетом поставки продукции для государственных нужд. На третьем этапе анализа автор предлагает дать оценку выполнения договоров по объему, срокам ритмичности поставки, качеству и комплектности поставок, определить потери в результате невыполнения обязательств по договорам.

На четвертом этапе анализа необходимо установить причины (внутренние, внешние) невыполнения договорных обязательств.

К внешним относятся: конъюнктура рынка, изменение спроса, состояние материально–технического снабжения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей.

Внутренние причины: недостатки в организации производства, плохое техническое состояние, простои, аварии оборудования, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления.

Необходимо обратить внимание не только на те виды продукции, по которым обнаружено невыполнение плана, но также на те позиции, по которым наблюдалось его перевыполнение. При этом важно выяснить, находит ли данная продукция спрос, особенно продукция, имеющая ограниченный срок хранения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: