Прибыль – это доход фирмы, выступающий в виде прироста вложенного капитала. Первоначальные затраты капитала, как известно, идут на приобретение средств производства и наемной рабочей силы. Стоимость использованных средств производства и зарплата работников в сумме образуют себестоимость продукции. Следовательно, конечный результат деятельности фирмы определяется как разница между выручкой от реализации продукции и затратами на ее производство и реализацию.
Размер прибыли, полученной с каждой единицы продукции, зависит от уровня рыночных цен и величины себестоимости продукции. Прибыль является синтетическим показателем, который качественно и количественно оценивает деятельность фирмы, характеризует ее окружение, внешние связи. Стремление к получению прибыли, с одной стороны, обуславливается и регулируется рынком, но, с другой стороны, оно же сдерживает или ограничивает рыночную конкуренцию.
Фирма не может произвольно повышать цену на свою продукцию или услуги и устанавливать максимальный уровень прибыли, так как покупатели не готовы заплатить за товар любую цену. Кроме того, это вызывает приток конкурентов на рынок и как следствие – снижение цен. Поэтому предприятию предпочтительнее наращивание прибыли не за счет ценовой
конкуренции, а достижением благоприятного соотношения между структурой цен и структурой затрат.
Основные пути увеличения прибыли – это:
- во-первых, уменьшение себестоимости единицы продукции (сокращение затрат на средства производства и оплату);
- во-вторых, выбор наиболее выгодных рыночных условий продажи продукции;
- в-третьих, увеличение в общем обороте доли продукции собственного производства, как более перспективное с точки зрения повышения рентабельности;
- в-четвертых, предоставление дополнительных видов услуг;
-
Валовая выручка (ВВ) – представляет собой полную сумму денежных поступлений от реализации товарной продукции, работ, услуг и материальных ценностей
ВВ = Σ (Qi · Цi) + Пмц + Пвно (4.1)
Где i– вид продукции;
п - количество видов продукции
Qi – это количество реализованной продукции i-го вида;
Цi – цена единицы продукции i-го вида;
Пмц – прибыль по реализации продукции;
Пвно – доходы от внереализационных операций.
Валовой доход (ВД) – характеризует конечный результат производственной или коммерческой деятельности предприятия и исчисляется исходя из валовой выручки, результатов внереализационных операций (без налога на добавленную стоимость) и всех затрат на производство и реализацию продукции, вошедших в себестоимость, кроме затрат на оплату труда. Прибыль, полученная от всех видов деятельности предприятия, носит название валовой.
Валовая прибыль (ВП) – часть валового дохода предприятия, которая остается у него после вычета всех обязательных расходов (Р) (арендная плата, процент за предоставленный банком кредит, налоги, взносы в благотворительные и иные фонды):
ВП = ВД – Р (4.2)
Часть валовой прибыли по закону может быть использована для образования оценочных резервов и резервного капитала, предназначенного для страховки предпринимательской деятельности.
После образования резервов начисляется и уплачивается налог на прибыль, а остающаяся доля прибыли называется чистой прибылью.
Чистая прибыль может уменьшаться из-за обязательных платежей в виде штрафов, сборов и других отчислений. Оставшаяся прибыль называется прибылью, оставшейся в распоряжении предприятия.
Одной из самых важных характеристик финансовых результатов фирмы является рентабельность.
Процентное отношение, в котором вложенный в предприятие капитал приносит прибыль за определенный период времени, показывает рентабельность предприятия. Прибыль предприятия, полученная с каждого рубля вложенных средств, зависит от скорости оборачиваемости средств, доли чистой прибыли в выручке от объема реализации средней величины активов.
Определение и оценка рентабельности в зависимости от того, какое содержание вкладывается в понятие «капитал», может быть разной (табл.1).
Таблица 1. Исчисление рентабельности
№ п/п | Показатель | Расчетная формула | Источник информации |
Рентабельность собственного капитала | Прибыль в распоряжении предприятия =------------------------------------------ · 100% Источник собственных средств | Ф № 2 | |
Рентабельность реализованной товарной продукции | Прибыль в распоряжении предприятия =------------------------------------------ · 100% выручка от реализации | Ф № 2 | |
Рентабельность активов (имущества) | Прибыль в распоряжении предприятия =------------------------------------------ · 100% Средняя величина активов | Ф № 2 (расчет) | |
Рентабельность оборотных активов | Прибыль в распоряжении предприятия =------------------------------------------ · 100% Средняя величина оборотных активов | Ф № 2 | |
Рентабельность всего капитала | Прибыль в распоряжении предприятия =------------------------------------------ · 100% Собственный капитал + заемные активы + оборотные активы | Ф № 2 |
Для предприятий общественного питания показателем успешности торговой деятельности служит показатель рентабельности реализованной товарной продукции (показатель 2 в табл. 1) Его следует рассчитать в дипломном проекте.