double arrow

ТЕМА 4. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

4.1. направления технологического обновления производства

Главными направлениями современных технологий являются: электронизация, широкомасштабная комплексная автоматизация, разработка и развитне новых технологий в энергетике, в том числе нетрадиционных способов, разработка и производство принципиально новых материалов, биотехнология.

1. Электронизация позволяет обеспечить все сферы производства передовыми вычислительными машинами, процессорами, осуществляющими управление технологическими процессами, контроль качества и др. Одним из направлений является создание искусственного интеллекта, практическим воплощением которого есть применение робототехники при аварийно-спасательных работах (разведка в очагах поражения, тушение пожаров в недоступных для человека условиях), в космических исследованиях (луноход, марсоход). Компьютерные технологии как уже отмечалось, занимают достойное место в сфере услуг и, в частности, в туристическом бизнесе. Детально эти вопросы будут рассмотрены в соответствующем разделе.

В электронной промышленности фактически уже создана унифицированная система, находящая применение в различных сферах и отраслях производства. Это новое поколение масштабных интегральных схем и оснастки для их производства. Одна схема может содержать до миллиона транзисторов при общей массе менее 1 грамма, причем она может быть как много-, так и однофункциональной. В интегральной схеме, заключенной в кристалл, может размещаться несколько процессоров.

Объединение процессоров нейроподобными связями, например, в кристалле позволяет осуществлять распознавание образов, самонастройку, самодиагностику и даже саморемонт системы.

Электронизация дает возможность существенно снизить материало- и энергоемкость производства (по такому пути идет промышленность Японии), сократить сроки реализации научных и конструкторских разработок и технических проектов, снизить себестоимость и повысить качество продукции.

2. Широкомасштабная комплексная автоматизация включает внедрение гибких производственных систем в цехах крупных производств, например, путем использования роторно-конвейерных линий, позволяющих автоматически изменять часть оснастки или инструмента при необходимости переналадки линии. Такие системы находят широкое применение в пищевой промышленности и машиностроении.

В конструкторских бюро, разрабатывающих сложные технологии (например, в ракетостроении и космических аппаратах), применяются системы автоматизированного проектирования (САПР), технологичной подготовки производства (АСУ ТПП), систем управления (АСУ).

3. Новые технологии в энергетике направлены на сокращение использования угля и нефти с целью, прежде всего, снижения вредных выбросов в атмосферу, на замену технологии сжигания органического топлива принципиально новыми видами получения энергии: использование энергии ветра, внутреннего тепла Земли, солнечной энергии, приливов, отливов и морских течений, использование извлеченного метана из недр угольно-газовых месторождений, в частности в Донбассе.

В области атомной энергетики стоят задачи разработки оснащения для реакторов на быстрых нейтронах, позволяющих использовать наиболее распространенный в природе уран-238. Это поколение реакторов обеспечивает большую надежность и безопасность работы АЭС.

4. В области применения новых материалов ставится задача создания и массового производства коррозионноустойчивых, жаростойких, механически прочных композиционных и керамических материалов для потребностей металлургии, машиностроения, электротехники, химии и медицины. Важное место отводится разработке и промышленному освоению синтетических и природных пористых материалов, предназначенных для сорбционной и мембранной очистки выбросов и сбросов, также для водоподготовки в системе питьевого и хозяйственного водоснабжения.

Применение новых материалов позволяет разрабатывать и внедрять принципиально новые технологии. Уже известны материалы с уникальными возможностями - обладающие сверхпроводимостью при высоких температурах, не производящие звук при ударе или трении, сохраняющие память формы и др.

Использование новых видов пластмасс с высокими показателями механической, химической, термической устойчивости позволит до 10 раз снизить (по массе) применение цветных металлов и легированной стали.

Широка область применения лазерной технологии в машиностроении, металлообработке, медицине, ювелирном производстве.

5. Биотехнология направлена на сокращение отходов, решение проблемы обеспечения продовольствием населения и кормами - скота и птицы, создание лекарственных препаратов, получение энергии.

4.2. научное обоснование совершенствования технологических систем производства

Научные обоснования технологических систем являются продуктом фундаментальных научных теорий XIX и XX столетий. Системность в технологиях исследуется на микро- и макроуровнях с анализом и обоснованием обусловливающих их факторов, при широком использовании метода формализации системы. Этот метод предусматривает разработку математических моделей, устанавливающих связь между выходными, промежуточными и входными параметрами, а также различными воздействиями на процесс. Причем для сложных систем обычно применяется комбинированная детерминированно-стохастическая модель (совмещение опытных данных и фундаментальных констант для различных процессов).

Например, технологическая связь между выпуском продукции (выход) и затратами на ее производство (вход) описывается функцией

у = f(х1,x2,...,хп), (4.1)

где у - выход продукции;

х1 - затраты на выпуск.

Эта зависимость может быть линейной, т.е.

у = а1k + а2l, (4.2)

где a1,, а2 - коэффициенты регрессии;

k - объем использованных фондов производства;

l - численность работников.

Нелинейная функция может иметь вид

у = ka1+la2, (4.3)

Эффективность использования производственных ресурсов оценивается двумя показателями: средней и граничной эффективностью, т.е.

(4.4)

Эффект масштаба производства характеризуется коэффициентом регрессии и в общем виде представляется как

f(a)=anf(x) (4.5)

При n > 1 предприятие наращивает выпуск, при n < 1 - уменьшает, при n = 1 наблюдается устойчивая работа.

Необходимость повышения эффективности работающих и создаваемых технологических систем требует взаимоувязки функционирования многих компонентов, иногда на разных иерархических уровнях подсистем. Так, на сложножном предприятии можно выделить: 1) физико-химическую подсистему, включающую осуществляемые процессы; 2) технологическую подсистему, включающую технологические линии и операции; 3) подсистему руководства предприятием на уровне цехов и инженерно-административного управления.

Любую технологическую линию (производство хлеба, сахара, топлива и др.) можно рассматривать как систему, состоящую из отдельных операций или подсистем (размол муки, рассев, подготовка теста, дозирование в формы, выпечка и т.д.). Комплекс отдельных операций объединяют в участки более высокого порядка в системе технологической линии.

Таким образом, технологическая линия - это открытая система, зависящая от условий внешней среды, в которой обеспечивается жизнеспособность и равновесие с внешней средой (т.е. учитывается влияние спроса-предложения на рынке, технический прогресс, новое оборудование, автоматизация, квалификация работников и т.д.). Взаимосвязь с внешней средой в технологической линии обеспечивается подсистемой управления (высшая иерархия, или вершина пирамиды).

В математическом описании связи технологической системы с подсистемой управления должны использоваться стоимостные показатели, такие как себестоимость, цена реализации и др.

4.3. значение системного анализа в совершенствовании

ТЕХНОЛОГИЙ ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ

Системный анализ - это совокупность методических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политических, социальных, экономических, технических и других наук. Он опирается на системный подход, а также на ряд математических дисциплин и современных методов управления. Основная процедура - построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации. С 1950-х годов системный анализ применяется в экономике, сфере управления, при решении проблем освоения космоса и др.

Системный подход - направление методологического научного познания в социальной практике, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Принципы системного анализа нашли применение в биологии, экологии, психологии, кибернетике, технике, управлении, экономике и др.

Основные требования к качественному системному анализу оценки технологического уровня:

- правильный выбор проблем;

- системная направленность, т.е. необходимость учета всех взаимосвязей, способных оказать влияние на ход процесса;

- необходимость учета возможностей неопределенности некоторых параметров, установления возможных границ влияния таких параметров и путей уменьшения границ неопределенности;

- стремление к нахождению альтернативных решений;

- полученные результаты должны базироваться на объективных данных. целесообразна их проверка.

Системный подход обычно используется при проектировании новых технологических линий, начиная с анализа рынка готовой продукции или услуг, т.е. маркетинга. По данным оценки возможности его сбыта определенного качества и объема устанавливают требования к продукту, а затем устанавливают необходимую мощность (производительность) предприятия. Исходя из ассортимента, качества и количества продукции, наличия и качества материалов устанавливают последовательность технологических операций, необходимое оснащение и возможности его приобретения и установки. После этого обосновываются необходимая площадь помещения, затраты на обслуживание, энергообеспечение, водоснабжение, сырье и материалы, а также рассчитывается штатная численность персонала. Указанные операции является системным синтезом, направленным на создание нового продукта или технологической линии.

Главным критерием эффективности технологической системы и уровня ее инженерно-административного менеджмента является соответствие качества и цены изготавливаемого (разрабатываемого) продукта спросу на рынке.

Затраты на внедрение новых технологий обычно окупаются за год-полтора, а простое расширение производства на техническом оборудовании и технологии предыдущего поколения - за пять-семь лет. Конкуренция вынуждает предприятия внедрять новые научно-технические разработки для выпуска конкурентоспособной продукции, а также использовать ресурсосберегающие и экологически безопасные технологии.

Существует такое понятие, как процесс международной торговли технологиями. Основные формы импорта технологий на мировом рынке это патенты, лицензии, образцы новой техники с конструкторской и технической документацией. В мировой торговле технологиями до 45% приходится на транснациональные корпорации. Наиболее распространенными формами участия являются приобретение лицензий, и передача научно-технических достижений дочерним компаниям в различных странах в интересах максимизации прибыли на основе повышения эффективности производства. Однако возможность снижения прибыльности применяемой технологии, а также использование конкурентами подобной технологии или оборудования вызывают потребность в дальнейшем совершенствовании техники и технологии. Частота замены технологий во многом определяется законами рыночной экономики, создающей мировой рынок инновационной продукции.

В экономической теории выделяют пять типов инноваций: производство нового продукта, внедрение нового средства производства, освоение нового рынка сбыта, применение новых источников сырья, введение новых организационных и институционных форм.

«Главная идея институционализма состоит в ориентации экономических явлений, их объяснении не только непосредственными причинами, лежащими в одной только хозяйственной деятельности, но и более опосредованными, глубокими, отдаленными от прямого наблюдения - системой сложившихся в обществе разнообразных институтов. Господствующие в обще­стве институты и объекты экономической деятельности соотносятся между собой как сущность и явление».

В понятии института (от лат. «интитутум» - установление, устройство, учреждение) содержится историко-эволюционный аспект, поскольку все человеческие институты представляют собой эволюционную составляющую всякого общественного устройства. Выделяются два основных аспекта: институции как обычаи, традиции, нормы поведения, закрепленные в менталитете, и институты власти, охватывающие организации, учреждения, законодательные акты, придающие институциям официальный, публично признанный характер и побуждающие к их исполнению специальным аппаратом принуждения, к которому относится и государство.

Существует несколько теорий и школ экономической эволюции, например, институциональная, микро- и макроэкономическая. В России теоретиками и родоначальниками таких школ являются В. Маевский (1997г.), Л. Абалкин (1998), Г. Клейнер (2001), К. Овсиенко (2005).

4.4. методы контроля и регулирования качества продукции

Задача выбора метода контроля качества продукции требует, прежде всего, конкретизации задачи с учетом ее основных элементов, к которым от­носятся: многокритериальность, факторы внутренней и внешней сред, мо­дель экономической ситуации, для которой осуществляется выбор.

Многокритериальность задачи можно снизить за счет перегруппировки потребительских свойств, составляющих качество продукции, по максималь­но возможному обусловливающему признаку.

Конкретизация факторов, влияющих на критерий выбора, заключается в полноте их выявления, правильности их классификации и оценки. Для каж­дого частного случая необходимы уточненный набор факторов и классифи­кация их как по признаку принадлежности к системе качества или к внешней среде, так и по степени интенсивности воздействия на качество продукции.

В экономическом аспекте под качеством продукции понимается двусторонняя система: с одной стороны, это субъективная оценка качества про­дукции спросом (социальная характеристика), с другой объективное пред­ложение качества продукции (техническая характеристика). Оптимальное качество есть равенство сторон, т.е. тождественность оценок производителя (продавца) и потребителя по набору свойств и их количественным величинам как раздельно, так и во взаимосвязи.

Нечеткость понятия качества продукции обусловлена единством и противоречием производства и потребления, предложения и спроса.

Производственное и потребительское качество продукции - не что иное, как состояние системы качества, которое система принимает на соответствующем этапе жизненно цикла продукции.

В соответствии с ISО-9000 управляемая система качества предусматривает взаимодействие экономического и организационного аспектов. Выделяются два варианта оптимального качества: абсолютный и условный. Абсолютно оптимальный уровень качества - это такой, который обеспечивает реализацию жизненного цикла продукции в масштабах типа производства, т.е. массово при массовом производстве, поштучно при единичном производстве. Этот уровень качества на практике достигается крайне редко. Условно" оптимальный уровень качества также предусматривает реализацию продукции, но результат оценки качества на первом и последнем этапах жизненного цикла не совпадают. Происходит поэтапная переоценка полезности свойств предлагаемой рынку продукции.

Так как конечной целью системы качества является система полезных свойств готовой продукции, то для их обеспечения необходимо выделить следующие внутренние факторы: качество средств и предметов труда, качество труда, качество организации технологических процессов, качество сис­темы продвижения и реализации, качество личных потребностей потребителей, качество управления на всех уровнях. Последнее выражается в способ­ности системы качества противостоять негативному влиянию внешней среды, к которому относятся ограниченность ресурсов (материальных, денеж­ных, интеллектуальных, информационных), а также правовая ограничен­ность.

Качество продукции имеет основное значение в социально-экономической оценке потребителя, поэтому оно зависит не столько от науч­но технического уровня производства и качества сырья, сколько от совер­шенства технологии, мастерства изготовления и соответствия стоимости кон­кретным потребностям и возможностям потребителей.

Для услуги помимо ее качества важное значение имеет ее ценность для потребителя (рис. 4.1).

Качество часто определяется как «пригодность к использованию». Од­нако более подходящим определением качества услуг, по Хансеверу, может быть «удовлетворение покупателя или внешнее и внутреннее удовлетворение покупателя».

Качество также зависит от соотношения спроса и предложения. С рос­том покупательской способности потребителей возрастает спрос на высоко­качественную продукцию. Процесс совершенствования управления качест­вом обусловливает обучение методам контроля качества своего труда на ра­бочих местах (например, применение систематического метода контроля и регулирования, требующего определенных затрат времени, средств и подго­товки руководства). В японской промышленности действует эффективная система обеспечения качества, прививается чувство ответственности работ­ников за результаты своего труда.

Каждому этапу развития общества соответствуют свои методы контроля и регулирования качества продукции. В каждом частном случае необходим свой набор факторов и характеристик, определяющих потребительские свойства и влияние внешней среды на качество. В сложных технологических процессах для прогнозирования влияния факторов применяются методы математического программирования, статистический анализ, методы теории игр при обязательном учете характеристик экономической ситуации на различных уровнях, что в конечном итоге отображает действие экономического закона спроса и предложения.

Рис.4.1. Модель ценности услуги

Для выбора методов контроля и регулирования качества продукции обычно на макроуровне применяется так называемая система поддержки принятия решений (СППР) с использованием достижений программирования и математической обработки базы данных (СУБД - система управления ба­зой данных).

В настоящее время на отечественном рынке нет серьезной конкуренции альтернативных товаров, т.е. эквивалентных по качеству. Фактически товары одного функционального назначения не соответствуют реальным потребностям технического уровня либо цена не отвечает платежеспособности большинства украинских потребителей. В условиях диктатуры предложения функции контроля и регулирования качества продукции должны стать прерогативой государства и выполняться через законодательство. Последнее должно ориентироваться на стратегические цели, т.е. на развитие производ­ства, а следовательно, на увеличение спроса за счет повышения доходов и платежеспособности потребителей. Кроме того, необходимо вводить систему сертификации качества товаров и услуг.

4.5. технология формирования имиджа предприятия

Имидж - это целенаправленная форма отображения объекта в сознании людей, т.е. совокупность гражданского восприятия. Позитивный образ начинается с названия. При его выборе нужно руководствоваться рядом принципов, таких как: неизменность названия, ассоциация с основной дея­тельностью, неповторимость, восприятие названия для иностранцев. Культура обслуживания, его надежность, четкость, быстрота имеют важное значе­ние для имиджа туристического предприятия. Определенную роль играют эмблема, товарный знак.

В плане формирования имиджа предприятие должно обладать рядом признаков:

- быть известно широкому кругу клиентов;

- вызывать к себе интерес и привлекать внимание потребителей качеством своих услуг;

- уметь оказывать влияние на осведомленность, эмоции, поступки отдельных людей и целых групп.

Основные характеристики имиджа:

- адекватность созданного образа фактическому, правдоподобность;

- оригинальность (легко распознается и запоминается);

- пластичность (оставаясь неизменным, реагирует на внешнюю среду);

- адресность (направлен на тот сегмент рынка, где есть потребители - клиенты данного предприятия);

- ясность, конкретность, комплексность, завершенность.


Сейчас читают про: