Условия, формы и модели конкуренции

Понятие и виды конкуренции

Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции.

Этот вид кон­куренции направлен на то, чтобы завоевать и удержать «место под солнцем», то есть склонить покупателя к приобретению про­дукта именно данной фирмы. Для этого нужно продавать товары по более низким ценам, а чтобы снижение цен не на­носило ущерба прибыли, надо снижать издержки производства и реализации продукции. Важнейшим средством достижения этого является совершенствование техники и технологии производства, его организации, повышение квалификации работников. Экономически необходимо искать и использовать более дешёвые материалы и сырьё, применять материало- и энергосберегающие технологии.

Межотраслевая конкуренция – это другой вид соперничества между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции.

Каждый предприниматель оценивает результаты своей деятельности по главному критерию – норме прибыли, которая рассчитывается как отношение полученной прибыли к авансированному капиталу. Таким образом, этот показатель позволяет сопоставлять результаты с затратами.

Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует, от количества соперни­ков, степени открытости экономики и экономической свободы. В связи с этим выделяют формы и модели конкуренции.

С точки зрения условий, в которых функционирует каждый конкретный рынок товаров или услуг, различают две формы конкуренции: совершенную и несовершенную.

Совершенная конкуренция, или чистая, возникает при наличии следующих условий:

Ø существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой конкретно фирмы её приобретать;

Ø унификация продукции, то есть продукция каждой фирмы на данном рынке имеет не только идентичные потребительские свойства, но и очень близка по внешнему виду, составу и качеству;

Ø доля каждой фирмы во всём объёме рыночного предложения данной продукции так мала, что любое её решение о повышении или понижении цены не отразится на цене рыночного равновесия;

Ø вступление новых фирм в отрасль не встречает препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

Ø нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства.

Несовершенная конкуренция всегда связана с заметным ограничением свободного предпринимательства. Это происходит, если одно или несколько условий, сформулированных ранее для совершенной конкуренции, не выполняются.

Наиболее характерные признаки несовершенной конкуренции:

Ø незначительное количество фирм функционирующих на данном рынке;

Ø возможность ограниченной группы предпринимателей, или даже одного предпринимателя, влиять на конъюнктуру рынка;

Ø существуют жёсткие барьеры для проникновения на рынок новых предпринимателей;

Ø отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

Разнообразие причин, обуславливающих несовершенный характер конкуренции, определяет различные модели, в которых она протекает на конкретных рынках.

Монополия прямо противоположна совершенной конкуренции (от греч. monos – один и poleo – продаю). Она характеризует такую ситуацию, когда доля одной фирмы в выпуске продукции, не имеющей близких заменителей, составляет более 50% от рыночного объёма. Как правило, это становится следствием того, что существуют труднопреодолимые барьеры для вступления в отрасль других фирм, например, доступ к уникальным природным ресурсам, государственные лицензии, патенты и пр.

Монопсония возникает, если на рынке основной объём покупок, более 50% всего объёма, приходится на единственного покупателя (от греч. monos – один и opsonia – закупка). Такая рыночная ситуация встречается, например, при переработке сельскохозяйственной продукции (производство сахара, спирта).

Монополия, как правило, обеспечивает привилегию продавцу, монопсония – покупателю. В некоторых отраслях встречается своеобразная ситуация – двусторонняя монополия, когда на рынке определённой продукции выступают один продавец и один покупатель, например, в области военного производства. Чистая монополия и чистая монопсония – сравнительно редкие явления.

Олигополия (от греч. oligos – немногий и poleo – продаю) широко распространена в ряде отраслей стран с рыночной экономикой. Эта конкурентная модель предполагает: существование на рынке нескольких крупных фирм; продукция фирм может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь); вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено; взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

Монополистическая конкуренция, или дифференциация продукта, представляет синтез признаков совершенной и несовершенной конкуренции. Для нее характерно: большое количество мелких фирм, производящих продукцию с одинаковыми потребительскими свойствами; вход на рынок, как и уход с него, обычно не связан с какими-либо трудностями; конкуренция ведётся неценовыми методами; существуют различия в качестве, внешнем виде и других параметрах товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чём-то уникальными, то есть монопольными, хотя и взаимозаменяемыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: