double arrow

Понятие новых и вновь открывшихся обстоятельств

Надзорная инстанция не вправе ухудшить положение осужденного по сравнению с пересматриваемым судебным решением, но вправе смягчить наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении;

Установив нарушения, влекущие отмену судебного акта, суд надзорной инстанции обязан отменить решение в отношении всех лиц, которых касаются допущенные нарушения, независимо от того, в отношении кого из них принесены надзорные жалоба или представление.

Надзорная инстанция проверяет законность, обоснованность и справедливость судебного решения в полном объеме, т.е. по всем обвинениям, по всем основаниям для их отмены или изменения, в отношении всех подозреваемых, обвиняемых, осужденных, оправданных, включая и тех, о которых жалоба или представление не принесены.

Отменяя судебное решение и направляя дело на новое судебное рассмотрение, суд надзорной инстанции не вправе:

а) устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им;

б) предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими;

в) принимать решения о применении судом апелляционной или кассационной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания;

г) предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного дела.

В решении суда надзорной инстанции приводятся основания его принятия,т.е. указываются основания, по которым приговор суда первой инстанции признается законным, обоснованным и справедливым, а доводы лица, подавшего апелляционную жалобу или представление, необоснованными, либо основания полной или частичной отмены или изменения обжалованного приговора. Возвращая дело на новое рассмотрение, суд надзорной инстанции должен указать, в суд какой инстанции возвращается данное уголовное дело. Его указания обязательны при повторном рассмотрении дела судом нижестоящей инстанции.

Суд надзорной инстанции по результатам рассмотрения уголовного дела принимает в форме определения или постановления одно из решений, указанных в ст. 408 УПК РФ:

1) об оставлении надзорных жалобы или представления без удовлетворения, а

обжалуемых судебных решений без изменения;

2) об отмене приговора, определения или постановления суда и всех последующих

судебных решений и о прекращении производства по данному уголовному делу;

3) об отмене приговора, определения или постановления суда и всех последующих

судебных решений и о передаче уголовного дела на новое судебное рассмотрение;

4) об отмене приговора суда апелляционной инстанции и передаче уголовного дела на новое апелляционное рассмотрение;

5) об отмене определения суда кассационной инстанции и всех последующих судебных решений и о передаче уголовного дела на новое кассационное рассмотрение;

6) о внесении изменений в приговор, определение или постановление суда.

Основания отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке изложены в ст. 409 УПК РФ.Это:

1). Несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом апелляционной инстанции, т.е.:

-выводы суда не подтверждаются доказательствами, рассмотренными в судебном заседании;

- суд не учел обстоятельства, которые могли существенно повлиять на выводы суда;

- при наличии противоречивых доказательств, имеющих существенное значение для выводов суда, в приговоре не указано, по каким основаниям суд принял одни из этих доказательств и отверг другие;

- выводы суда, изложенные в приговоре, содержат существенные противоречия, которые повлияли или могли повлиять на решение вопроса о виновности или невиновности осужденного или оправданного, на правильность применения уголовного закона или определение меры наказания.

2). Нарушение уголовно-процессуального закона, которые путем лишения или ограничения гарантированных УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства либо иным путем повлияли или могли повлиять на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора.

3). Неправильное применение уголовного закона, т.е. нарушение требований Общей части УК РФ; применение не той статьи или не тех пункта, части статьи Особенной части УК РФ, которые подлежали применению; назначение наказания более строгого, чем предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ.

4). Несправедливость приговора, т.е.:

-назначение наказания, не соответствующего тяжести преступления, личности осужденного;

-наказания, которое хотя и не выходит за пределы, предусмотренные соответствующей статьей Особенной части УК РФ, но по своему виду или размеру является несправедливым как вследствие чрезмерной мягкости, так и вследствие чрезмерной суровости;

- необходимость назначения более сурового наказания ввиду признания наказания, назначенного судом первой или апелляционной инстанции, несправедливым вследствие чрезмерной мягкости (по этому основанию отмена судебного решения в кассационном порядке возможна лишь в случаях, когда по этим основаниям имеется представление прокурора либо заявление частного обвинителя, потерпевшего или его представителя).

Оправдательный приговор может быть отменен судом кассационной инстанции не иначе, как по представлению прокурора либо по жалобе потерпевшего или его представителя, а также по жалобе оправданного, не согласного с основаниями оправдания. Оправдательный приговор, постановленный на основании оправдательного вердикта присяжных заседателей, может быть отменен по представлению прокурора либо по жалобе потерпевшего или его представителя лишь при наличии таких нарушений уголовно-процессуального закона, которые ограничили право прокурора, потерпевшего или его представителя на представление доказательств либо повлияли на содержание поставленных перед присяжными заседателями вопросов и ответов на них.

5). Устранение обстоятельств, указанных в ч. 5 ст. 247 УПК РФ. Это означает, что судебное разбирательство по уголовному делу о тяжком или особо тяжком преступлении было проведено в отсутствие подсудимого, который находился за пределами территории РФ и (или) уклоняется от явки в суд, а затем его явка в суд была обеспечена.

В ч. 2 ст. 409 также разъясняется, что определение или постановление суда первой инстанции, определение суда кассационной инстанции, определение или постановление суда надзорной инстанции подлежат отмене или изменению, если суд надзорной инстанции признает, что:

а) определение или постановление суда первой инстанции незаконно или

необоснованно;

б) определение или постановление вышестоящего суда необоснованно оставляет без

изменения, отменяет или изменяет предшествующие приговор, определение или постановление по уголовному делу;

в) определение или постановление вынесено с нарушением требований УПК РФ,

что повлияло или могло повлиять на правильность вынесенного судом определения или постановления.

ВЫВОДЫ:

Поскольку с вступлением решения суда в законную силу состязание сторон прекращается, жалоба (представление) заинтересованной стороны является не основанием, а лишь поводом для начала процедуры пересмотра. Настоящим же источником движения процесса отныне служит лишь сила закона и служебный долг судей.

Объектом производства в суде надзорной инстанции являются вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов первой, апелляционной, кассационной инстанций, а также определения и постановления нижестоящих надзорных инстанций и постановления судов, вынесенные в стадии исполнения приговора. В порядке надзора не исключен пересмотр и таких судебных решений, которые не могут быть обжалованы в апелляционном или кассационном порядке. Предметом рассмотрения дела в надзорном порядке является судебная проверка законности, обоснованности и справедливости приговора или иного судебного решения. Надзорная судебная инстанция не связана доводами жалобы или представления и вправе проверять уголовное дело в полном объеме, но она не вправе ухудшить положение осужденных или оправданных.

Субъектами обжалования судебных решений в надзорную инстанцию являются осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший и его представитель, а также прокурор, ходатайство которого о пересмотре судебного решения именуется надзорным представлением. Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов части, касающейся гражданского иска. Подача надзорных жалоб и преставлений аналогична той, которая существует в апелляционном и кассационном производстве, с тем отличием, что надзорные жалобы и представления подаются сторонами непосредственно в вышестоящую судебную инстанцию. Субъектами пересмотра решений в порядке судебного надзора являются президиумы судов субъектов РФ, президиумы окружных (флотских) военных судов, Судебная коллегия по уголовным дела Верховного Суда РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ, Президиум Верховного Суда РФ.

Жалобы или представления вместе с приобщенными к ним копиями процессуальных документов предварительно рассматриваются судьей надзорной инстанции. По результатам рассмотрения судья выносит процессуальное постановление. Процедура рассмотрения дела судом надзорной инстанции состоит из подготовительной, основной частей и вынесения решения судом. В подготовительной части председательствующий судья открывает судебное заседание и объявляет, какое дело рассматривается и по чьей жалобе или представлению; называет состав суда, лиц, принимающих участие в судебном заседании. Затем он выясняет у участников, имеются ли у них отводы или ходатайства, который разрешаются судом. Основная часть включает в себя доклад дела и выступления сторон. Затем стороны удаляются из зала судебного заседания, и суд приступает к обсуждению своего решения и выносит постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ – определение.

Надзорная инстанция проверяет законность, обоснованность и справедливость судебного решения в полном объеме, т.е. по всем обвинениям, по всем основаниям для их отмены или изменения, в отношении всех подозреваемых, обвиняемых, осужденных, оправданных, включая и тех, о которых жалоба или представление не принесены.

Суд надзорной инстанции по результатам рассмотрения уголовного дела принимает в форме определения или постановления одно из решений, указанных в ст. 408 УПК РФ:

Рекомендуемая литература:

1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993г.

С последующими изменениями и дополнениями. М., 2009г.

2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН

10.12..1948г. – СССР и международное сотрудничество в области прав человека.

Документы и материалы. М., 1989г.

  1. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966 г. (ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.1973г. № 4812-У111). – СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989г.
  2. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания: заключена 10.12.1984 года (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21.01.1987г.

№ 6416-Х1). – СССР и международное сотрудничество в области прав человека.

Документы и материалы. М., 1989г.

  1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: подписана в г. Риме 04.11.1950г. (ратифицирована Федеральным законом от 30.03.1998г. № 54-ФЗ). СЗ РФ. 20001., № 2.
  2. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания: заключена в г. Страсбурге 26.11.1987г. С последующими изменениями и дополнениями. (ратифицирована

Федеральным законом РФ от 28.03.1998г. № 44-ФЗ). СЗ РФ. 1998г., № 36.

  1. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью: принята Генеральной Ассамблеей ООН 29.11.1985г. СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989г.
  2. Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отказ от смертной казни: подписан 15.12.1989г. СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989г.
  3. Декларация прав и свобод человека и гражданина: принята постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991г. № 1920-1. ВВС, 1991г., № 52.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: принят 18 декабря 2001 года, № 174-ФЗ. Российская Газета от 22 декабря 2001 года. С последующими изменениями и дополнениями.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации: принят 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. СЗ РФ, 1996г., № 18.
  6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: принят 08.01.1997г. СЗ РФ, 1997г., № 2. С последующими изменениями и дополнениями.
  7. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон РФ от 31.12.1996г. № 1-ФКЗ. С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ, 2001г., № 51.
  8. О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992г. № 3132-1. С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ, 2001г., № 51.
  9. О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 17.12.1998г. № 188-ФЗ. СЗ РФ, 1998г., № 51.
  10. О военных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон РФ от 23 июня 1999 года. СЗ РФ, 1999г., № 26.
  11. О прокуратуре в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 17.01.1992г. № 2202-1 (в редакции Федерального закона от 17.11.1995г. от 17.11.1995г. № 168-ФЗ). С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ, 2002г., № 40.
  12. О милиции: Закон РСФСР от 18.04. 19991г. № 1026-1. С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ, 2002г., № 30.
  13. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 31.05.2002 года № 63-ФЗ. СЗ РФ. 2002г., № 23.
  14. О судебных приставах: Федеральный закон РФ от 21.07.1997г. № 118-ФЗ. С последующими дополнениями. СЗ РФ, 2000г., № 46.
  15. Об исполнительном производстве: Федеральный закон РФ от 2007 года. СЗ РФ, 2007г., № 29.
  16. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21 июля 1993 года. ВВС, 1993г., № 33.
  17. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997г. № 1-ФКЗ. СЗ РФ, 1997г., № 9.
  18. О присоединении СССР к Факультативному протоколу и Международному пакту о гражданских и политических правах: постановление Верховного Совета СССР от 05.07.1991г. № 2304-1. Ведомости ВС СССР. 1991г., № 29.
  19. О признании компетенции Комитета по правам человека в соответствии со статьей 41 Международного пакта о гражданских и политических правах: постановление Верховного Совета СССР от 05.07.1991г. № 2305-1. Ведомости ВС СССР. 1991г., № 29.
  20. О снятии оговорки в отношении статьи 20 и о признании компетенции Комитета против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания: постановление Верховного Совета СССР от 05.07.1991г. № 2307-1. Ведомости ВС СССР. 1991г., № 29.
  21. Постановления Пленума Верховного Суда СССР. Сборник постановлений.
  22. Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР. Сборник постановлений.
  23. Постановления Пленума Верховного Суда РФ. Сборник постановлений.
  24. Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства. Приказ Генерального прокурора РФ от 03.06.2002г. № 28.
  25. О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур: приказ Генерального прокурора РФ от 09.09.2002г. № 54.
  26. Об участии прокуроров в надзорной стадии уголовного процесса: приказ Генерального прокурора РФ от 11.02.2003г. № 10.
  27. Уголовный процесс: Учебник для Вузов. Под общей редакцией А.В.Смирнова, К.Б.Калиновского, СПб.: Питер, 2004.
  28. Уголовный процесс: Учебник для Вузов. Под общей редакцией А.В.Смирнова, К.Б.Калиновского, СПб.: Питер, 2005.
  29. Уголовно-процессуальное право: Учебник. Под редакцией П.А. Лупинской. М.: Юристъ, 2004.
  30. Уголовный процесс: учебник. Под редакцией В.П. Божьева. М.: СПАРК, 2002.
  31. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской федерации. М.: Экзамен, 2004.
  32. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской федерации. М.: Кодекс, 2002.
  33. Уголовный процесс. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. Под редакцией Л.К. Енаевой. М.: Форум-Инфра-М., 2003.
  34. Краткий курс уголовного процесса. Учебное пособие. Под редакцией А.П. Рыжакова. г. Тула, ПБЮЛ В.В. Рыжаков, 2003.

Вопросы для самопроверки:

  1. Раскройте сущность и значение надзорного производства по уголовным делам.
  2. Скажите, что является основанием для пересмотра в порядке надзора вступивших в законную силу судебных решений?
  3. В чем, по вашему мнению, заключается суть различий институтов надзорного и кассационного производства?
  4. Поясните, кто из участников уголовного процесса обладает правом обжалования вступивших в законную силу судебных решений?
  5. Каким требованиям должны отвечать надзорные жалобы и представления?
  6. Перечислите суды, которые вправе рассматривать надзорные жалобы и представления, и раскройте их компетенцию.
  7. Раскройте процессуальный порядок рассмотрения дел в суде надзорной инстанции.
  8. Перечислите виды возможных решений, принимаемых судом надзорной инстанции.
  9. Уточните, в каких случаях решения суда принимаются форму постановления, а в каких – определения?
  10. Каковы пределы прав суда надзорной инстанции?
  11. Какие могут быть основания отмены или изменения судебного решения, вступившего в законную силу?
  12. Поясните, имеются ли особенности пересмотра вступивших в законную силу приговоров суда присяжных?

ЛЕКЦИЯ К ЗАНЯТИЮ № 40.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

ВВИДУ НОВЫХ ИЛИ ВНОВЬ ОТКРЫВШИХСЯ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.

Программные вопросы для изучения:


Сейчас читают про: