Счетная Палата РФ

Часть.

Финансовый контроль.

Доктрина и законодательство в понятии расходятся.

В рамках широкого подхода (доктрина, распространенный подход): сформирован еще в советский период. Вначале лекций мы говорили, что стоит понимать под публично-финансовой деятельностью, какие отношения охватываются финансовыми правоотношениями (позиция кафедры – ФПО охватывают налоговые, бюджетные, отдельные институты по уплате обязательных платежей и организация денежного обращения). Все остальные виды деятельности (страховая, финансовая, и т.д), которые в советский период относились к публичным видам деятельности, в настоящее время не регулируется публичным правом, в основном ЧАСТНО-ПРАВОВОЕ, ПОЭТОМУ СЮДА ОТНОСИТЬ НЕ СТОИТ. Поэтому понятно, почему в советское время к финансовому контролю относили все – таможенный, валютный, налоговый и т. д. Такое понимание до сих пор можно встретить в учебниках. Если говорить о том, что бюджетный и налоговый контроль можно относить к финансовому контролю, то по крайней мере, применительно к банковскому, таможенному, страховому и т.д. есть некоторые сомнения, что это вообще относится к ФП.

Узкий подход: демонстрируется в БК, который регулирует государственный и муниципальный финансовый контроль в разделе 9 БК, но при этом, под финансовым контролем понимает только бюджетный. Именно в этом понимании мы дальше и будем контроль рассматривать.

Признаки:

· Осуществляется в сфере ФПО, при образовании, распределении и использовании денежных фондов государства.

· Он реализуется посредством деятельности уполномоченных субъектов, которые наделены законом соответствующими полномочиями (которыми являются гос/мун органы, так и ОРГАНИЗАЦИИ, в частности - гл. администратор, распорядитель наделены определенными полномочиями, ОДНАКО распорядителями могут являться не только гос/мун органы, НО И КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ).

· Осуществляется в целях обеспечения законности правильного, эффективного, и экономного использования б. средств, а также в целях предупреждения нарушений финансового законодательства и увеличения доходных поступлений в бюджет.

Финансовый контроль - особый вид контрольной деятельности специально уполномоченных гос/мун органов и организаций в сфере формирования, распределения и использования б. средств.

Составляющие фин. контроля:

· Субъекты (гос/мун органы, организации, обладающие б.полномочиями и выступающие участниками б.процесса – ГАД, ГР и др., если наделены полномочиями).

· Объект (действие/бездействие участников б.отношений по исполнению обязанностей, предусмотренных БК).

· Предмет (носители информации о действиях/бездействиях – материальные, аудио, цифровые.. – смета, фактуры и т.д.)

· Формы и методы (основные формы: ревизия и проверка, хотя четкого разграничения нет, метод – совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о распределении и использовании б.средств, а также об исполнении положенных на них обязанностей в сфере публичных правоотношений. Пример: проверка документов, экономический анализ, контрольные замеры и т.д.)

· Документы

· Мероприятия

· Порядок осуществления мероприятий

· Порядок оформления результатов б.контроля

Перейдем к практике и законодательному регулированию!

2 группы органов, осуществляющих б.контроль:

1. Органы законодательной власти

2. Органы исполнительной власти и местной администрации.

Начнем с законодательных:

Финансовый контроль, осуществляемый законодательными органами власти действует непосредственно и опосредованно. Непосредственный делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный – обсуждение и утверждение проектов законов и решений по бюджетам и законов по иным бюджетно – финансовым вопросам.

Текущий - рассмотрение отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях в комитетах, комиссиях зак.органа, а также депутатский и парламентский запрос (о том, что это вам рассказывали на КП).

Последующий – рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджета. (Не было еще ни одного случая, когда отчет об исполнении бюджета не был утвержден).

Опосредованный контроль осуществляется через контрольно-счетные органы. Мы их частично уже рассматривали, но напомним. Кто это такие? Что за органы? На федеральном уровне – это Счетная палата РФ (далее – СП РФ), а в СПб – это Контрольно-Счетная палата СПб. Короче в субъектах и МО – контрольно-счетные палаты. Обязанность по созданию этих органов у субъектов МО появилась не так давно. ФЗ, который регулирует это появился в 2007 от 12 февраля №6-ФЗ – создать соответствующие органы внешнего финансового контроля. До этого каждый субъект МО самостоятельно решал образовывать его или нет. В СПб существовала контрольно-счетная палата СПБ, являвшаяся структурным подразделением ЗакСобрания. Но сейчас это уже не так.

Действует на основании закона о СП РФ и является постоянно действующим органом ф.контроля, образуется ФС РФ и подотчетно ему. Основными видами деятельности являются:

· Контрольно-ревизионная

· Экспертно-аналитическая

· Информационная

Нас интересует 1 в основном, но 2 – также рассматривается как осуществление контроля, но в ФЗ о СП они разводятся.

В чем специфика контрольной деятельности СП? Во-первых, это контроль на всех стадиях б.процесса. Какие стадии есть? Составление проекта, осуществление, исполнение, проверка (это сказала не Килинкарова, так что надо проверить!) Во-вторых, перечень подконтрольных субъектов. Он более чем широк. Это все государственные органы и учреждения, федеральные внеб.фонда, ОМС и при наличии некоторых условий – организации, вне зависимости от видов и форм собственности в тех случаях, когда организация получает, перечисляет или использует средства из федерального бюджета, использует фед.собственность либо управляет ею, имеет с предоставленными доказательствами налоговые и таможенные льготы и иные преимущества. В некоторых случаях проверка становится даже обязанностью контрольно-счетной палаты. В каких ситуациях? Когда передаются денежные средства – из одного бюджета в другой.

Задачи СП РФ в рамках контрольной деятельности:

· Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

· Оценка обоснованности и законности расходных статей соответствующего бюджета, а также определение эффективности и целесообразности расходов государственных бюджетных средств.

Основные три формы реагирования СП на выявленные нарушения:

· Представление

· Предписание

· Приостановление финансовых операций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: