Установка и измерение

Проникновение измерений в социологии

Предпосылки измерения были заложены в 18-19 вв. в США и Зап. Европе, когда начинали проводится статистические обследования, переписи населения, главной целью которых было изучение условий, уровня жизни, бедности, социальных последствий прошедшей революции и пр.

В начале 20 в. уже стали использовать опросные процедуры, с целью выяснения мнений респондентов. Начался сбор информации, отражений установки разных категорий граждан. Например, профессиональные планы молодежи, причины миграции и пр.

В Великобритании и США начали проводить крупномасштабные исследования, дискуссии по социальным реформам общества – этим прежде всего занимается статистика, для которой надежность и объективность инфо была важнее всего. Поэтому данные переписи подробных описаний рассматривается как твердый фактический материал, на основе которого строилась социальная политика и проводились административные реформы. Однако, первые опросы проводились без строго выверенной выборки – опрашивали первого встречного. Не было различий в понятиях и мнениях. В отсутствии четких представлений образовались теоритические подходы к тем или иным социальным проблемам. В этих исследованиях первостепенную роль стали играть не только специалисты по статистике, но и психологи.

В 30-е гг. возникло понятие установка. В 20-30-е гг. этот термин ввели Томас и Знанецкий, изучая положение крестьян заметили 2 вида зависимостей:

· Группа влияет на человека, определяя его поведение с помощью ценностей.

· Ответная же реакция – установка (активность индивида по отношению к группе). Он бывает положительная (принятие) и отрицательная (отвергание). Синоним аттипод.

Аттипод – это состояние сознания человека, выражающее его потенциальную активность по отношению к ценностным объектам; готовность человека действовать определенным образом.

Существует бурная полемика вокруг этого понятия. Если в социальной психологии большое значение придавалось поведенческим познавательным элементам установки, то в социологии основное внимание – эмоционально-оценочная составляющая. Психологи занимаются в основном изучением индивидов или больших групп людей, в основном, студентов в лабораторных условиях. Используются опросники с п…, которые изучают мнение и установку испытуемых. Психологи получают свои результаты, проводя эти лабораторные эксперименты и не ридавали себе отчета в том, насколько установка, зафиксированная в лабораторных условиях, будут адекватны тем, которые проявятся в естественных условиях. Во-вторых, студенты рассматриваются не как специфическая группа, а как представители людей вообще (в этом 2ой минус). Однако психологи внесли большой вклад в теорию измерений: они разработали и расширяли сферу внедрения психометрические методы и тестирования, изучали субъектинвый смысл.

Социологи, с другой стороны, особенно работающие вне университетских стен, не придавали значения экспериментальной методике и отдавали приоритет массовым опросам. Несмотря на недостатки этого метода они получали инфо о группах, о субкультурах, их влияние на поведение индивидов. Они учитывали не только вербальную инфо, но и дополняли опросные методы (включая введения, нестандартные интервью) постепенно внедряется в науку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: