И постепенно внедряется в гуманитарные науки РТИ (репрезентативная теория измерения). Сначала РТИ развивалась как теория психофизических измерений (реакция зрачка). Затем применение … и упор стал больше делаться на математическое отображение эмпирических систем. РТИ является частью математической статистики, которая отражает исследование проблем и процессов. Это теория чисел, которая характеризует свойства объекта. Основное внимание обращается на соответствие числовых отношений с соотношением в эмпирических системах. Для социологии эта теория полезна тем, что есть возможность подобрать более адекватный тип шкалы для измерительной процедуры и сделать более эффективным процесс шкальных преобразований.
Измерительная процедура в социологии.
Любое измерение ведется с соблюдением процедур.
Процедура – это переменная последовательность действий, которая осуществляется в процессе социологического измерения для того, чтобы охарактеризовать социальные свойства объекта.
|
|
Измерительная процедура состоит из таких основных действий как:
1) Теоритическая операционализация понятий
На первой стадии необходимо определить что мы измеряем и что мы вкладываем в измеряемое свойство объектов, отраженное в понятии. Например, понятие «статус», «удовлетворенность», «социальный стресс», «дискомфорт». Такая процедура называется теоритическая операция. Теоритические перемены не имеют какого-то абсолютного раз и навсегда определенного значения их значения чаще всего зависит от контекста употребления. Концептуальная схема, которую мы используем, научные шкалы, к которым мы принадлежим. Таким образом на этой стадии социологи дают теоритическое определение понятию. Например, социальный статус – это слой, то есть определенный уровень в системе социальной иерархии, отличающийся от других по таким показателям как образование, квалификация, доход, престиж, образ жизни.
2) Формирование эмпирических индикаторов;
3) Шкалирование;
4) Анализ данных
· На первой стадии необходимо определить что мы измеряем и что мы вкладываем в измеряемое свойство объектов, отраженное в понятие. Например, понятие «статус», «удовлетворенность», «социальный стресс», «дискомфорт». Такая процедура называется теоретической операцией. Теоретические переменные не имеют какого-либо абсолютного, раз и навсегда определенное значение; их значение чаще всего зависит от контекста употребления. Концептуальная схема, которую мы используем, научные школы, которым мы принадлежим. Таким образом, на этой стадии социологи дают теоритическое определение понятия. Например, социальный статус – это слой, то есть определенный уровень в системе социальной иерархии, отличающийся от других по таким показателям как образование, квалификация, доход, престиж.
|
|
·
Ожидание |
Престиж |
Мотивация |
Образование |
Доход |
Профессия (квалификация) |
Индикаторы представляются в виде переменных, то есть таких величин, которые могут принимать множества значений. Такое превращение требует четкой формулировки названия переменных, указания их возможных значений, которые в наибольшей степени могут отразить отношение респондентов к объекту.
Например, «Вы удовлетворены своей работой?»
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
При интерпретации данных у нас не возникает сложностей. Понятно, что ответ «да», характеризует наличие такого показателя как удовлетворенность, а «нет» - его отсутствия, «затрудняюсь ответить» - весь спектр промежуточных ответов:
o «полностью удовлетворен»
o «скорее удовлетворен, чем неудовлетворен»
o «отчасти удовлетворен»
o «скорее неудовлетворен, чем удовлетворен»
o «абсолютно неудовлетворен»
«Затрудняюсь ответить» - не является центром шкалы.
Шкала должна быть симметричной, а центр – нейтральным. Название индикаторов и переменной могут совпадать, но часто возникает необходимость в переформулировке индикатора или … индикатора.
Например, удовлетворенность трудом – достаточно общий показатель. Человеку может нравиться микроклимат, но не устраивает заработная плата => можно конкретизировать. Выделяют экономические, психологические, социальные, профессиональные, управленческие и прочие аспекты.
«На сколько вы удовлетворены такими сторонами вашей работы как?»
ПУ | СУ | ОУ | СНУ | АНУ | ЗО | |
Характеристика труда | ||||||
Возможность продвижения | ||||||
Размер з\п | ||||||
Микроклимат | ||||||
Стиль руководства | ||||||
*** |
При формировании индикаторов необходимо учесть ряд их особенностей:
Ø Они не носят оценочный характер, а могут отражать разные эмпирические свойства. Например, удовлетворенность трудом имеет социальный, психологический, экономический, организационный и другие аспекты;
Ø Их взаимосвязь с эмпирической системой носит вероятностный характер, то есть задаваемый вопрос не является абсолютным измерением изучаемого свойства;
Ø Для фиксирования, то есть измерения эмпирического свойства необходимо формирование совокупности индикаторов, то есть требуется несколько переменных;
|
|
Ø Индикатор указывает на развитость эмпирического свойства только в определенном контексте. Например, удовлетворенность измеряется в данный момент в данных условиях в конкретном восприятии респондента.
Таким образом индикаторы характеризуются системностью, вероятностным характером, интенсивностью и контекстуальностью.
Измерение может быть прямым и косвенным.
Прямое измерение – это такое измерение, когда мы можем непосредственно получить значение наблюдаемой переменной. Она не предполагает никаких предшествующих измерений. Его средством является основная шкала. К методам прямого измерения относятся:
² Кодирование, то есть присвоение значения переменной определенного кода, шифра, какого-либо показателя или условного обозначения
² Вербальная оценка респондентоами свойств объекта, то есть согласие с предлагаемыми выражениями и оценками явления или свойства.
Например, «На Ваш взгляд курение влияет на ваше здоровье?
a) Положительно
b) Никак не влияет
c) Отрицательно
d) Затрудняюсь ответить
² Числовая оценка свойства объекта респондентом
Например, «Оцените, пожалуйста, качества, которым облажает курящий человек». Здесь качества будут оцениваться:
a) 0 –
b) 1 – в наименьшей степени
c) 5 – в наибольшей степени
²
500 |
00 |
1000 |
Например, шкала-термометр – «Отметьте, пожалуйста, градус социальной напряженности на сегодняшний день»
² Отнесение респондента к определенной численной позиции и их группировка.
Например, возраст – «Сколько Вам лет?»:
a) От 20 до 30
b) От 30 до 40
² Ранжирование – когда респондент упорядочивает объекты, их свойства или присваивает им определенные ранги.
Например, «Что вы цените в друзьях больше, а что меньше? – цифрой 1 обозначьте важнейшее свойство, цифрой 2 следующее по значимости и т.д. одну цифру можно поставить только один раз»
² Метод парных сравнений: когда респондент сравнивает каждый их представленных ему объектов с другим по какому-либо признаку
|
|
² Метод равнокажущихся интервалов: размещение определенных объектов по интрервалам. Причем, респондент должен быть проинформирвоан о том, что он должен субъективно рассматривать эти интервалы как равные (шкала Терстоуна).
Все эти методы прямого измерения связаны с использованием различных шкал, но не все объекты поддаются прямому измерению. В таком случае мы используем косвенное, или производное, измерение.
Косвенное измерение направленно на поиск латентной переменной, то есть такой переменной, которая не поддается непосредственному измерению. Косвенное измерение осуществляется не в процессе сбора данных, а с помощью определенных преобразованй некоторых наблюдаемых данных, поддающихся адекватной интерпретации. Такое измерение в основном осуществляется в процессе анализа социологических данных.
Методы:
v Группировка значений переменной, укрупнение градации шкалы
v Построение индекса. Индекс – это численный показатель, образованный путем комбинации индикаторов
v Шкальные преобразования: формирование шкал установок; повышение мощности шкалы; превращение шкал простой формы в шкалы более сложной формы
v Анализ данных