Особенности маркетинга в сфере образования

Субъектами маркетинга выступают все субъекты рынка, а не только производители и фирмы посредники. Участниками рыночных, а значит и маркетинговых отношений, являются не только образовательные учреждения, но и потребители (отдельные личности, предприятия и организации), широкие круги посред­ников (включая службы занятости, биржи труда, органы регистра­ции, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и др.), а также общественные институты и структуры, причастные к продвижению ОУП на рынке.

Особую роль среди субъектов маркетинга ОУП играет личность учащегося, студента, слушателя. Именно он осуществляет конкретный выбор своей будущей специальности и специализации, ме­ста и формы обучения, источников его финансирования. Благодаря и вокруг этого личностного выбора встречаются и налаживают свои отношения все остальные субъекты рынка и маркетинга ОУП.

Образовательные учреждения выступают в роли субъектов, формирующих предложение, оказывающих и продающих ОУП. В высшей школе Российской Федерации существуют следующие виды учебных заведений: университет, академия, институт, колледж.

Университеты развивают образование, науку и культуру путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего и послевузовского образования по наиболее широкому спектру направлений. Это ведущие центры развития об­разования в целом.

Академии действуют преимущественно в одной из областей нау­ки, техники и культуры, выступают ведущими научно-методически­ми центрами в сфере своей деятельности. Они готовят специалистов высшей квалификации и переподготавливают руководящие кадры определенной отрасли (группы отраслей).

Институты как самостоятельные учебные заведения или как структурные подразделения университетов и академий реализуют образовательно-профессиональные программы на уровне не ниже базового образования по ряду направлений науки, техники и культуры и осуществляют научные исследования.

Колледжи реализуют образовательно-профессиональные про­граммы высшего образования первого уровня и среднего профессио­нального уровня. Высшие учебные заведения как субъекты, формирующие и осу­ществляющие предложение ОУП на рынок, играют решающую роль в становлении маркетинга в сфере образования.

Роль государства и его органов управления (в т.ч. на местах) особенно весома в маркетинге ОУП, в отличие от маркетинга других товаров и услуг. Повсеместно в странах с рыночной экономикой го­сударство осуществляет правовую защиту субъектов маркетинга (прежде всего потребителей) от монополизма, от недобросовестности в бизнесе, рекламе, обеспечении качества товаров и услуг, ведет статистику, содействует проведению масштабных рыночных иссле­дований и др.

Государство во всем мире финансирует образование (прежде все­го в направлении его фундаментализации и гуманизации) и предо­ставляет гарантии для долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферу, применяет налоговые льготы и иные формы регулирова­ния рынка с целью обеспечения развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки специалистов, развития образования в целом.

Государство устанавливает перечни профессий и специальностей, по которым ведется образование, формирует базовые черты ассортимента образовательных услуг. Оно проводит аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений, со­здает государственную систему аттестационно-диагностических центров (государственную аттестационную службу), т.е. выступает гарантом качества ОУП, его соответствия образовательным стандартам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: