Государственные и муниципальные учреждения, особенности их правового положения и место в финансовой системе Российской Федерации
Учреждением является некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Собственником имущества государственных (муниципальных) учреждений могут выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Государственные и муниципальные учреждения классифицируются по определенным признакам:
а) по источникам финансирования из бюджетов:
– федерального;
– субъекта Российской Федерации;
– местного;
– государственных внебюджетных фондов;
б) по источникам образования средств финансирования:
– не имеющие доходов от приносящей доход деятельности. Эти учреждения имеют только один источник финансирования – средства соответствующего бюджета;
– имеющие право заниматься оказанием платных услуг в сфере своей деятельности юридическим и физическим лицам. Плата от оказания этих услуг является дополнительным источником финансирования учреждений;
|
|
в) в зависимости от типа учреждения:
– казенные;
– бюджетные;
– автономные.
Сравнительная характеристика казенных, бюджетных и автономных учреждений
Признак сравнения | Казенные учреждения | Бюджетные учреждения | Автономные учреждения |
1. Сферы деятельности | Управленческая деятельность либо учреждения отнесены к казенным в соответствии с законом. | Соответственно полномочиям РФ, субъекта РФ (муниципального образования). | Образование, здравоохранение, культура, наука, социальная защита, занятость, физкультура и спорт. Иные сферы – в случаях, установленных законодательством. |
2.Документы-основания для финансирования деятельности | Смета, государственное (муниципальное) задание | План финансово-хозяйственной деятельности, государственное (муниципальное) задание | |
3.Источники финансирования | Сметное финансирование из бюджета | Субсидии из бюджета на выполнение государственного задания, субсидии на иные цели, средства из бюджета на исполнение публичных обязательств, доходы от оказания платных услуг | Субсидии из бюджета на выполнение государственного задания с учетом мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем, доходы от оказания платных услуг |
4. Использование доходов от приносящей доход деятельности | Зачисляются в соответствующий бюджет | Учреждение распоряжается полученными доходами самостоятельно |
Для внебюджетных фондов устанавливается особый механизм формирования и расходования финансовых средств.
|
|
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), созданный в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года и функционирующий с 1 января 1992 года осуществляет государственное управление финансовыми ресурсами системы пенсионного обеспечения в РФ.
В основные задачи Пенсионного фонда РФ входят:
– целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, в соответствии со страховыми тарифами, принятыми в законодательном порядке;
– финансирование выплаты пенсий, а также других расходов в соответствии с назначением ПФР;
– капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц.
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) учрежден в соответствии с указом Президента РФ от 7 августа 1992 года финансового обеспечения государственных гарантий в сфере государственного социального страхования.
ФСС РФ выполняет следующие основные функции:
– аккумулирование финансовых ресурсов государства на социальное страхование;
– выплата пособий гражданам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
– участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования.
Средства ФСС РФ используются:
1) на выплату гарантированных государством пособий:
– пособий по временной нетрудоспособности;
– единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
– единовременных пособий при рождении ребенка;
– ежемесячных пособий по уходу за ребенком;
– единовременных и ежемесячных страховых выплат (для застрахованных граждан, пострадавших в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания).
2) на содержание исполнительной дирекции ФСС РФ;
3) на частичное финансирование содержания санаториев-профилакториев и оздоровительных детских лагерей.
В настоящее время важнейшим правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование в РФ, является Закон РФ от 29 ноября 2010 г №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Медицинское страхование осуществляется в России в двух формах: обязательном (ОМС) и добровольном (ДМС). ОМС является всеобщим и реализуется по единым правилам и программам ОМС. Программы включают «гарантируемый» объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам. ДМС обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных программами ОМС. ДМС может быть коллективным и индивидуальным.
В качестве участников медицинского страхования выступают:
1) застрахованные – все граждане РФ как потребители медицинских услуг;
2) страхователи – юридические и физические лица; для работающих – предприятия, учреждения, организации; для неработающих – органы исполнительной власти;
3) страховая медицинская организация (СМО), которая обязана заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным и оплачивать оказанные услуги в случае наступления страхового случая;
4) медицинское учреждение, которое оказывает медицинские услуги и получает денежные средства от СМО;
5) Федеральный и территориальный ФОМС.
В Российской Федерации существует двухуровневая структура управления в системе обязательного медицинского страхования, которая включает в себя Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС).