Типы финансовой политики

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

СИСТЕМА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

СНО подчиняется президенту, включает федеральную налоговую службу, государственной налоговой инспекции в регионах и органы местного самоуправления.

Налоговая инспекция – это органы оперативного финансового контроля, т.к. именно они осуществляют непосредственный финансовый контроль и ведут учет налогоплательщиков.

Налоговые органы в соответствии с законодательством имеют права проверять любые денежные документы, отчеты, декларации, связанные с отчислениями и уплатами налогов и платежей в бюджет в различных министерствах и ведомствах на предприятиях разных форм собственности.

Вся система управления финансами базируется на финансовой политике. Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Главное назначение финансовой политике обеспечить финансовыми ресурсами реализацию государственных программ экономического и социального развития, т.е. выполнение государством своих основных функций. В разработке финансовой политики участвуют законодательные и исполнительные ветви власти (парламент, правительство, министерство финансов).

Основным направлением финансовой политики на текущий год и на перспективу представляются в ежегодных посланиях президента федеральному собранию, в законах, в прогнозах социально-экономического развития страны в конкретных программах на уровне субъектов федерации финансовая политика ограничивается бюджетом и местными налогами. Руководители субъектов федерации принимают участие в выработки финансовой политики государства, как члены совета федерации. Хорошо разработанная финансовая политика должна быть направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, т.к. они являются материальной базой любых преобразований.

Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы интересами правящих партий и социальных групп и господствующих теоретическими концепциями влияющих на экономический и политический курс государства.

Выделяют 3 основных этапа финансовой политики:

1) классическая

2) регулирующая

3) планово-директивная

1) КЛАССИЧЕСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА – действовала в большинстве стран до конца XX-го века и была основана на трудах классиков политической экономики (Смит, Риккардо). Основой ее направления – это невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма, как главного регулятора хозяйственных процессов следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета. Исходя из этих целей финансовой политики строился и финансовый механизм, государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, которые сводились в основном к расходам на военные цели, выплаты % по государственному долгу, его погашению и расходы на управление. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Налоговая система строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредоточена обычно в одном органе управления в министерстве финансов или казначействе.

2) РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА – осуществляется с конца ХХ-го века. В его основу положены теория Кейнса и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика исполняла финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений. В целях обеспечения полной занятости населения, основными инструментами вмешательства в экономику стали государственные расходы, за счет которых формируются дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствует ликвидации безработицы путем финансирования и создания новых рабочих мест. В этих условиях кардинально изменяется система налогов. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Он обеспечивает изъятие у экономических субъектов сбережения, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета при высоком уровне расходов. Большое место уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов, рынок ссудных капиталов становится вторым по значению, источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельно-специальных органов, которые занимаются планированием бюджета, контроля за поступлением налогов, управлением государственным долгом. Кейнская регулирующая финансовая политика показала свою эффективность в 30-е – 60-е гг., обеспечила стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальной сферы. В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Она не отказывалась от регулирования экономики как ее цели, но ограничивала вмешательство государства делала регулирование многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижение бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов, умножение степени прогрессивности обложения. Дифференциация разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны. Поэтому одинаковые инструменты финансового механизма применяются в разных условиях в разных странах.

3) ПЛАНОВО-ДИРЕКТИВНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА – применялась в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой, основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система позволяла осуществить прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни. Цель финансовой политики – это обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последовательного перераспределения в соответствии с основными нормами государственного плана. Основной задачей финансового механизма, при этом было создание инструментов для изъятия финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти. Но значительные ресурсы использовались не производительно, (на финансирование оборонных отраслей, военные расходы, долгострой) покрытие расходов на социальные нужды осуществлялась остаточным методом, что сказывалось на развитие отраслей социальной сферы. Управление финансами осуществлялось из единого центра. Это политика показала свою достойную эффективность в годы, когда требовалась максимальная концепция финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства. Но исполнение такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к «-» последствиям, снижению эффективности правительства, замедлению развития социальной сферы, резкому ухудшению финансовых положений государства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: