Бюджетный процесс, его организация в РФ

Бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учёта, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчётности.

Принципы организации бюджетного процесса: единство; самостоятельность бюджетного процесса каждого уровня бюджетной системы; применение балансового метода при составлении бюджетов.

Этапы бюджетного процесса: составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение бюджетов; исполнение бюджетов; составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчётности.

Составление проектов бюджетов – исключительное право Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований. Они устанавливают порядок и сроки составления проектов соответствующих бюджетов.

Если принимают бюджет на очередной финансовый год и плановый период, то проект закона (решения) о бюджете утверждается путем изменения параметров планового периода утверждённого бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета.

Если закон о бюджете (решение) не вступил в силу с начала текущего финансового года, то может быть введено временное управление бюджетом.

С вступлением в силу закона (решения) о бюджете после начала текущего финансового года этот закон корректируется с учётом результатов исполнения бюджета за период временного управления.

Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации обеспечивается Правительством Российской Федерации.

Соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) организует исполнение бюджета на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана в соответствии с принципами единства кассы и подведомственности расходов.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Различают исполнение бюджетов по доходам, исполнение бюджета по расходам, исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета. Первое предусматривает:

· зачисление доходов на единый счёт бюджета;

· возврат (зачёт, перечисление) излишне уплаченных или излишне взысканных в бюджет сумм доходов;

· уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Исполнение бюджета по расходам заключается:

· в принятии бюджетных обязательств;

· в подтверждении денежных обязательств;

· в санкционировании денежных обязательств;

· в подтверждении исполнения денежных обязательств.

Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется в порядке, установленном финансовым органом.

Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций по распределению поступлений отчётного финансового года между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и их зачислению в соответствующие бюджеты. Эти операции завершают в первые пять рабочих дней текущего финансового года, а отражают в отчётности об исполнении бюджетов отчётного финансового года.

Отчёт об исполнении бюджета входит в состав бюджетной отчётности, которая кроме него включает:

· баланс исполнения бюджета;

· отчёт о финансовых результатах деятельности;

· отчёт о движении денежных средств;

· пояснительную записку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: