Сущность бюджетных расходов

Специфика бюджетных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства – экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной). Посредством распределения расходов бюджета происходит концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач, таких как, финансирование образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства, финансового обеспечения социальных обязательств государства.

Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Расходы государственного бюджета – это прямые затраты государства, связанные с его функционированием и покрываемые за счет бюджетных средств. Независимо от их направления указанные расходы осуществляются на основе принципов организации государственных расходов:

§ целевого направления средств, что выражается в строго предметно-целевом назначении (капитальные вложения, заработная плата, командировки и т.п.);

§ максимальной эффективности использования, т.е. обеспечения общественно необходимого результата при минимальных затратах;

§ соблюдения режима экономии- системы форм и методов минимизации затрат денежных средств для получения запланированного результата, связанного с сокращением расходов, более целесообразным использованием денежных средств;

§ осуществления финансового контроля в целях обеспечения соблюдения государственной финансовой дисциплины.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает количественной и качественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

В самом общем виде расходы государства могут быть представлены следующим образом:

Ø Обязательные расходы: государственное управление, обеспечение правопорядка, содержание вооруженных сил (расходы на содержание органов власти, финансовых и налоговых органов, судебной власти, национальную оборону, проведение выборов и т.п.);

Ø Социальные расходы – это расходы на образование, подготовку кадров, культуру и искусство, науку, здравоохранение, физическую культуру и спорт, социальные программы;

Ø Экономические расходы – расходы на содержание и поддержку государственных предприятий, государственные вложения в систему государственной инфраструктуры, внешнеэкономическая деятельность, обслуживание государственного долга и пр.);

Ø Средства, передаваемые нижестоящим бюджетам;

Ø Резервы.

Другая трактовка предполагает деление расходов с точки зрения способа использования расходы бюджетов бывают:

Ø Трансфертные (трансферт - прямая передача денежных средств.), безвозмездные, однонаправленные (дотации, субвенции, финансовая помощь);

Ø Трансформационные, когда потокам денежных средств противостоят услуги, работы или товары (выплата заработной платы государственным и муниципальным служащим и работникам бюджетной сферы; государственные инвестиции).

Ø Налоговые расходы включают изъятия из налогооблагаемой базы, установленные вычеты из валового дохода, налоговые кредиты, вычитаемые из налоговых обязательств, применение сниженных налоговых ставок, а также отсрочки налоговых платежей (например, в случае использования системы ускоренной амортизации). Налоговые расходы часто идентичны по своим результатам, сформулированным в явном виде программам расходов. Например, помощь отдельным лицам, семьям или компаниям может предоставляться путем либо осуществления программ расходов, либо путем предоставления им льготного режима налогообложения.

Германия и США были первыми странами, которые начали предоставлять данные о налоговых расходах в конце 60-х годов. В настоящее время отчеты о налоговых расходах являются закрепленным в законе требованием, по меньшей мере, в девяти странах (Австралии, Австрии, Бельгии, Франции, Германии, Греции, Португалии, Испании и США).

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на единых методологических основах, нормативах бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

При невыполнении доходной части бюджета может применяться механизм секвестра. Он заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестр не распространяется на защищенные статьи бюджетов (расходы на заработную плату, стипендии, закупку медикаментов). Такие статьи присутствовали в федеральном бюджете до 1999 года. В настоящее время Бюджетным Кодексом они не предусмотрены.

Расходы бюджета тесно связаны с его доходами. Эта связь выражается в количественном соотношении расходов и доходов, а также их влияния друг на друга. С одной стороны, объем расходов бюджета определяется жесткими рамками налоговых и неналоговых поступлений. С другой стороны, расходы при эффективном использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию здравоохранения, образования, культуры и т.д.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, которые законодательно разграничены между федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

БК установлен общий порядок возникновения расходных обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

К правовым основаниям возникновения расходных обязательств относятся:

ü федеральные законы и (или) вытекающие из их положений постановления Правительства Российской Федерации (включая нормативные правовые акты об утверждении положения о соответствующем федеральном органе власти, установлении предельной численности государственных служащих, перечня подведомственных бюджетных учреждений, предельной численности их работников и т.д.);

ü договоры (соглашения) заключенные от имени Российской Федерации федеральными бюджетными учреждениями;

ü утвержденные Правительством Российской Федерации долгосрочные (федеральные) целевые программы (подпрограммы);

ü акты Правительства Российской Федерации, в том числе по инвестиционным проектам, реализующимся в пределах Инвестиционного фонда Российской Федерации, или главного распорядителя средств федерального бюджета по инвестиционным проектам на объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенным в долгосрочные (федеральные) целевые программы, принятые в установленном порядке;

ü федеральный закон о федеральном бюджете (в части, касающейся предоставления субвенций, субсидий и бюджетных кредитов юридическим лицам);

ü иные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Расходные обязательства исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджетов.

Понятие «Расходные обязательства» является базовым при составлении, рассмотрении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. При этом сами расходные обязательства возникают в соответствии с законодательно закрепленными полномочиями как обязанность предоставить для реализации таких полномочий средства соответствующего бюджета. Расходные обязательства не включаются в закон (решение) о бюджете, вместе с тем бюджет является финансовой основой для их реализации.

Расходные обязательства используются при составлении и рассмотрении проекта закона (решения) о бюджете. Перечень таких обязательств формируется на основе реестров расходных обязательств.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств. Это - свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных органами государственной власти (органами местного самоуправления) договоров и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

При формировании реестра расходных обязательств могут быть выделены следующие типы расходных обязательств:

· расходные обязательства по оказанию государственных услуг;

· расходные обязательства по социальному обеспечению населения (публичные и публичные нормативные обязательства);

· расходные обязательства по предоставлению бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, а также осуществлению бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных государственных унитарных предприятий;

· расходные обязательства по предоставлению субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг и некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями, а также субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации;

· расходные обязательства по предоставлению межбюджетных трансфертов (за исключением обязательств по социальному обеспечению населения);

· расходные обязательства, установленные межгосударственными (международными) договорами и соглашениями;

· расходные обязательства по обслуживанию государственного долга Российской Федерации;

· расходные обязательства, не отнесенные к другим типам.

Реестр расходных обязательств Российской Федерации ведется с целью учета расходных обязательств Российской Федерации и определения объема средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, необходимых для их исполнения.

Данные реестра расходных обязательств Российской Федерации используются при формировании перспективного финансового плана Российской Федерации, разработке проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также при определении в плановом периоде объема бюджета действующих обязательств и бюджета принимаемых обязательств.

Министерством финансов РФ утверждены рекомендации по заполнению форм реестров расходных обязательств субъектов РФ от 7 сентября 2007 г.

Расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, становятся бюджетными обязательствами. Так же как и расходные обязательства, они обязательны к исполнению. В процессе исполнения соответствующего бюджета бюджетные обязательства приобретают форму денежных обязательств.

Денежные обязательства – обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Таким образом, понятия «бюджетные обязательства» и «денежные обязательства» характеризуют расходные обязательства на разных этапах их исполнения.

В результате внедрения Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в отдельную категорию расходных обязательств были выделены публичные обязательства:

Ø публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации);

К таким расходным обязательствам можно отнести субвенции из Фондов компенсаций, выделяемые органам власти субъектов РФ для осуществления делегированных полномочий.

Ø публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях. Это - обязательства перед населением, установленные определенными нормами законов, в которых определены получатели выплат из бюджета, как правило, в конкретных объемах и на постоянной основе. Расходы по таким обязательствам не лимитируются.

К ним относятся расходы на социальное обеспечение граждан: выплаты пенсий, пособий и компенсаций пенсионерам, ветеранам, детям, оставшимся без попечения родителей и т.д.

Наряду с выделением обязательств, вытекающих из нормативных правовых актов (публичные обязательства) различают обязательства, вытекающие из договоров (соглашений), одной из сторон которых являются органы власти, государственное (муниципальное) учреждение - гражданско-правовые обязательства.

В соответствии с видами расходных обязательств осуществляются бюджетные ассигнования – предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: