Социализация личности
Процесс становления и развития личности называется социализацией. Он начинается в младенчестве изаканчивается смертью человека. В процессе социализации люди усваивают культурные нормы и осваивают социальные роли, т.е., приобретают свое социальное "Я".
Социализация – это процесс усвоения ч-ком системы знаний, навыков, ценностей и норм. Она помогает ч-ку войти в соц. мир и стать соц. существом. Это всеохватывающий процесс жизнедеятельности ч-ка.
Успешная социализация возможна только в сочетании трех основных факторов социализации:
1. биологические – наследственность;
2. психологические – психические особенности человека;
3. социальные – экономическая система, политический режим, развитие культуры.
Существует несколько различных типов социализации:
1. ненаправленная социализация – стихийная, неосмысленная;
2. направленная социализация – система средств воспитания личности, разработанная в различных общественных институтах и организациях. Ненаправленная и направленная социализация может друг с другом согласовываться, гармонизироваться, противоречить.
|
|
В социологической науке принято выделять два основных типа(стадии) социализации:
первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
Социализация - процесс, не поддающийся манипулированию, его нельзя ни ускорить, ни замедлить. Он проходит через две стадии: первичная социализация охватывает детство и юность; вторичная социализация - зрелость и старость.
Агенты социализации – социальные группы и социальная среда, которые оказывают значительное влияние на формирование личности и вхождение человека в общество.
В соответствии с видами социализации, агенты бывают первичными и вторичными. Агенты первичной социализации - родители, сверстники, родственники, учителя, тренеры, лидеры молодежных группировок. Агенты вторичной социализации - администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации (СМИ), лидеры партий и др.
Институты социализации – социальные группы, способствующие усвоению индивидом социальных норм и правил поведения (семья, институт образования, экономический институт, культура).
что ценности - это абстрактные, общие понятия, в то время как нормы - это правила или руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определенного рода. Философами ценность рассматривается как категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности, которые оцениваются в плане добра и зла, истины и неистины, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого и т. п
|
|
Ценности и ценностные ориентации выполняют различную роль на конкретных этапах жизненного пути человека.
Ценности в жизни каждого человека имеют разное значение. Поэтому одни люди являются приверженцами ценностей коллектива, а другие — ценностей индивидуализма.
«Социальная норма — это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля».
Социальная норма - исторически сложившейся в конкретном обществе мере допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации.
Социальная норма находит свое воплощение во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения. То, что поддерживается общественным мнением и играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений.