double arrow

Социальные процессы

Понятие соц. институт. Виды и функции

Поведение личности. Девиантное поведение личности.

Поведение личности – внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающие интересы др. людей, коллективов, групп, всего об-ва.

Девиация это социально запрещаемое расхождение с "нормой". Множество различных форм поведения может подвергаться социальному осуждению даже в том случае, если поведение не является специфически незаконным.

Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп «риска»:

1. Социальное неравенство.

2. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества,

3. Окружающая среда,

Очень трудно составить более или менее приемлемую классификацию девиантного поведения, ведь всё определяется нормативными требованиями к совершённому поступку.

Понятие "делинквентное поведение" охватывает довольно широкий спектр нарушений правовых и социальных норм.

Делинквентное поведение в целом охватывает более широкий спектр поступков, нежели те, что прямо преследуются законом. Так, многие различные формы поведения могут подвергаться социальному осуждению или отвержению, даже если поведение не является специфически

5. Девиантное поведение подразделяется на две группы:

1.Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т

2.Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии – пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.

Соц. институт – это крупное общественное образование из которых построено об-во. Они имеют большое значение, некоторые социологи считают, что объектом социологии являются с.и.

С.И. – это ценности, нормы и организации удовлетворяющие потребности людей, регулирующие их поведение, и выполняющие значимые функции необходимые для жизнеобеспечения об-ва и его структур.

Социальные институты (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Это – государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и др.

Каждый более или менее оформленный институт имеет свою цель, т.е. круг групповых или общественных потребностей, на которые направлена деятельность института.

Каждый институт включает в себя:

определённую сферу деятельности;

группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных общественных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей;

организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель–подчинённый, преподаватель–студент);

материальные средства (общественные здания, оборудование и т.п.), необходимые для решения поставленных задач.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами. Рассмотрим подробнее некоторые институциональные признаки.

Культурные символы.

Кодексы поведения

Идеология

Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он и был создан и существует. Однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это прежде всего следующие функции:

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

Интегративная функция. Включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

. Социологическая категория "социальный процесс" может быть определена как совокупность статистически устойчивых актов взаимодействия людей, выражающих определенную тенденцию изменения (или сохранения) общественного положения или образа жизни больших групп людей, условий воспроизводства и развития каждого человека как личности и оказывающих влияние на отношения между людьми (группами, общностями).

Серия социальных явлений может рассматриваться как социальный процесс, если она имеет:

временную протяженность,

логически прослеживаемую последовательность, где предыдущие ее этапы с необходимостью предопределяют последующие,

непрерывность и идентичность.

массовый характер социальных процессов, что означает, что единичные действия людей или отдельные события социальной жизни не могут называться социальными процессами;

— общественное содержание, источники и результаты социальных процессов. Социальные процессы не могут осуществляться вне общества, т.к. их содержание- это деятельность, поведение и действия людей по отношению друг к другу или ко всему прочему, что их окружает. Социальные процессы порождаются социальными проблемами и направлены на их снятие. Сами же социальные проблемы есть продукт общества;

— устойчивость социальных процессов. Эго неотьемлемая сущностная характеристика анализируемого феномена. Если в серии явлений не наблюдается устойчивая, логически прослеживаемая причинно-следственная взаимосвязь, то такую серию явлений нельзя с уверенностью относить к классу социальных процессов;

— самодеятельность участников социальных процессов. Данная особенность позволяет относить к классу социальных процессов только те, которые возникают и осуществляются как общественная инициатива, а не как проявление формально-лозунгового характера, что зачастую было присуще командно-бюрократической системе управления.

2. Одним из фундаментальных принципов классификации является деление социальных процессов на процессы дифференциации и процессы интеграции. Оба вида процессов закономерны и универсальны. Дифференциация знаменует собой деление, разъединение, разобщение, усложнение социальных связей, возникновение новых социальных единиц.

Интеграция, напротив, означает процесс объединения социальных единиц, укрепление социальных связей. Эти два вида процессов соответст­вуют природным процессам ассоциации (соединения) и диссоциации(разложения каких-либо веществ).

3. Социальные процессы делят также на регулируемые и нерегулируемые (стихийные). Деление это в значительной мере условно. Социальный процесс протекает в конкретных социальных условиях, всегда имеет своего конкретного носителя, который придает содержанию процесса свою специфику.

6. Процессы бывают направленными и ненаправленными.

Это процессы кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации.

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: "ко" - "вместе" и "операри" -работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе).

Конкуренция - это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или

Приспособление - принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды,

Ассимиляция. Ассимиляция - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре.

Амальгамизация - это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.

11. Социальные процессы могут делиться на процессы воспроизводства и развития. Первая группа направлена на сохранение (поддержание) существующего статуса отношений, вторая — на качественное их изменение как в позитивном, так и в негативном направлениях.

12. В соответствии с уровнем системы различают процессы:

— внутриличностные (например, социализация, самообразование, самовоспитание);

— межличностные (внутрисемейные отношения, дружба, любовь);

— внутригрупповые (взаимоотношения в коллективе по вертикали и горизонтали в ходе трудового взаимодействия и т.п.);

— межгрупповые и межобщностные (противостояние политических группировок в борьбе за государственную власть);

— социетальные — охватывающие общество в целом как таковое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: