Методы политической науки

Институционализация политологии носила разрешительно-предписательный, а не естественный потребностно-явочный характер.

Таким образом, в становлении и институционализации политологии в России отмечаются три этапа:

1. Этап зарождения политической науки в царской России (с конца XIX в. до 1917 г.).

2. Этап «теневого» существования политической науки в советской России (1917 – 1989 гг.);

3. Этап институционализации политологии в России (с 1989 по н.в.). (нельзя не отметить, что проявилась она, преимущественно; в создании института докторизации)

Проблемы, которая решала российская политическая наука в период своего становления: (мнение самой науки)

1.Подготовка кадров;

2.Формирование зачатков политологических центров;

3.Поиск и формирование собственной национальной основы политической науки;

4.Развитие теории общей политологии и конкретных направлений прикладной политологии;

5.Развитие научных и учебных контактов с зарубежными школами и центрами политической науки;

6.Укрепление связей политической науки и политической практики.

2.3. Развитие политологии в Европе и Америке

Американские политологи для завершения образования ездили в европейские университеты.

С приходом нацистов к власти значительная часть ученых из Германии и оккупированных ею стран перебралась в Америку, которые впоследствии внесли огромный вклад в развитие социальных наук и политологии в США.

Во время войны американская политическая наука бурно развивалась. Уже к концу войны в европейские университеты пришла отраженная американская волна - теперь из американских университетов исходила:

•помощь в восстановлении и обновлении политологических курсов;

•подготовке и переподготовке кадров;

•влияние на общее направление развития политической науки и определение приоритетных областей.

Этот односторонний процесс американского влияния на европейскую политическую науку интенсивно продолжался до 1960-х гг. и сменился затем не менее интенсивным, но двусторонним процессом научных обменов, процессом взаимодействия американской и европейской политической науки.

Но это не было восстановлением довоенного статус-кво: на лидирующих позициях в политической науке теперь оказались США.

В настоящее время развитие политической науки в Европе координирует Европейский консорциум политических исследований (ЕКПИ, ECPR), созданный в 1970 г.

Кроме национальных ассоциаций европейских стран в ЕКПИ входят на правах коллективных членов 140 факультетов и научно-исследовательских центра.

Политологи США еще в 1903 г. объединились в Американскую ассоциацию политических наук (ААПН, APSА), которая сегодня координирует работу более 1300 кафедр, отделений и факультетов и более 13 тыс. членов.

Американская школа политологии лидирует по таким направлениям, как:

•по количеству студентов, докторантов и преподавателей, в том числе профессоров;

•по количеству университетов, колледжей и научно-исследовательских центров;

•по количеству производимых исследований и публикаций;

•по качеству исследований.

Американскую школу политологии отличает:

; открытость для критики;

; новаторский характер.

В настоящее время в мире имеются две тесно взаимодействующие между собой политологические школы:

; американская,

; европейская

и несколько формирующихся национальных школ, к числу которых можно отнести и российскую.

2.4. Основные этапы развития политологии

Институциональный или традиционный этап (последняя треть XIX в.)

Особенности:

•формирующаяся политическая наука во многом оставалась под влиянием философии, истории и, особенно, юриспруденции;

•сосредоточивалась на исследовании политических институтов, под которыми понимались государственные учреждения.

•Бихевиоралистский этап (1930-е – 1960-е гг.)

Бихевиоризм - направление психологии кон. XIX – нач. XX вв.

В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных и вербальных реакций на воздействие окружающей среды.

Основой бихевиоризма стал переход к непосредственному наблюдению окружающей действительности и эмпирической проверке любых выводов. По убеждениям бихевиористов психология должна изучать поведение, а не сознание.

Бихевиорализм, означает изучение самых разных аспектов поведения, в т.ч. политического поведения, и является разновидностью психологического бихевиоризма.

Бихевиорализм активно развивался Чикагской школой социологии, сформированной на базе первого в мире факультета социологии, созданного Альбионом Смоллом (1892).

Американская бихевиоральная революция привнесла в политическую науку целый ряд новых параметров:

1.бихевиорализм исходит из того, что человеческое поведение имеет распознаваемые единообразные характеристики;

2.эти характеристики могут быть выявлены эмпирическим путем;

3.бихевиорализму присуще стремление к использованию более строгих методов сбора и анализа информации;

4.бихевиоралисты гораздо более, чем институционалисты склонны к теоретическим изысканиям.

5.Бихевиоралистская теория ориентирована на предсказание политического поведения людей и функционирование политических институтов, не на метафизическое, а на эмпирическое применение.

Бихевиорализм стал ведущим методологическим направлением не только в американской, но и в мировой политологии с 1930-х гг.

В 1950-е гг. бурное развитие политической науки, приводит к эффекту «второй волны бихевиорализма».

Она базируется на внедрение в политическую науку общей теории систем, теорий структурализма, функционализма, методов структурно-функционального и системного анализа, моделирования, новых методик сбора, систематизации и анализа, совершенствования методик массовых опросов.

Американский политолог Дэвид Истон сформулировал принципы бихевиорализма, суть которых в следующем:

1. Закономерность, то есть поиск единообразных характеристик в политических явлениях и, прежде всего, в политическом поведении;

2. Верификация, то есть обоснованность выводов должна поддаваться проверке на основе сопоставления с соответствующим поведением;

3. Методика исследования должна быть надежной и обоснованной с точки зрения фиксирования и анализа поведения;

4. Квантификация то есть формулирование системы критериев и количественных оценок там, где они возможны;

5. Ценности должны быть аналитически дифференцированы от эмпирических данных. Толкование фактов и их этическая оценка – разные вещи;

6. Систематизация знания, то есть установление взаимосвязи теории и исследования. Исследование без теоретической основы может быть безрезультатным, а теория без эмпирических данных – совокупностью схоластических (оторванных от жизни) рассуждений;

7. Интеграция, то есть осуществление взаимосвязи политических исследований с научными достижениями других социальных наук.(Тот случай, когда полезность работы можно признать, а именно, - комплексность и изыскательность как организацию исследовательскоц работы, а в целом методологию работы.)

Получается, бихевиорализм будет элементом работы. Но, однозначно, раньше не повлиял и в будущем повлиять на результаты не сможет, на оформление и наглядность – да.

Помним, бихевиоризм означает лишь изучение политического поведения, и не забываем другое – это инструмент не общественного использования, а политического и властного. Известно, это не одно и тоже. На эти же цели ориентирована и вся политология, иначе об институционализации – докторизации говорить не придётся, и этим многое сказано: они в таком составе обречены)

Предметами исследований сторонников бихевиорального направления стали не столько политические институты, сколько неформальные структуры власти, а именно политическое поведение:

•групп интересов;

•средств массовой информации;

•преступных сообществ, влияющих на власть;

•избирателей;

•организация избирательного процесса.

•(о чем пришлось говорить, так и случилось, на горизонте возникло новое направление)

Постбихевиоралистский этап (1970-е гг. по н/вр.)

В 1960-х гг. начался кризис бихевиорализма.

Причины:

•увлечение исключительно бихевиоризмщм;

•увлеченность количественными методами;

•уход от проблем политической философии;

•стирание грани между политической наукой и естественными науками, трактующими поведение живых особей исходя из инстинктов;

•игнорирование важных политических проблем, которые невозможно исследовать методами бихевиорализма;

•пренебрежение ценностными нормами и моральными оценками;

•уход от исторических подходов и приверженность исключительно формальным и математическим методам.

В 1969 г. Д.Истон провозгласил новую «постбихевиоралистскую революцию» в политической науке. (Идея в развитии. Первая была методологией работы, вторая часть стала её оринтацией)

Суть его заявления заключалась в следующем:

•ориентировать политические исследования на реальные потребности общества и политики;

•преодолеть однозначный эмпиризм, становящийся самоцелью исследований;

•больше внимания уделять ценностным ориентациям в процессе познания и их конструктивному развитию, так научная нейтральность невозможна.

Основой постбихевиоралистской политической теории и методологии стал синтез

бихевиоралистских,обновленных добихевиоралистскихи постбихевиоралистских теорий и методов. Из бихевиоралистских установок по прежнему актуален исследовательский интерес к поведению людей в политической сфере:

•мотивация принятия решений, всеми ветвями власти, включая судебную и административную;

•мотивы выбора избирателей;

•мотивы поведение различных групп интересов в политике - политических партий, групп давления, социальных и этнических сообществ.

Постбихевиорализм предстапвлен двумя направлениями.

1. Когнитивное.

•Пытается нивелировать самое слабое место бихевиоризма – игнорирование сознания индивида при исследовании его поведения, механически заимствованное бихевиорализмом.

•Признается рациональная составляющая политического поведения. Однако это не означает, что индивиды теперь строят свое политическое поведение исключительно на рациональных основаниях.

•Формула поведения у постбихевиоралистов получила, в том числе, и рациональное основание, но сам акт поведения, по их мнению, может быть и рациональным и неосознанным.

2. Теория рационального выбора. Основывается на том допущении, что избиратель, принимая решение, ведет себя абсолютно рационально, ориентируясь на собственные интересы и рассчитывая на личную выгоду.

Тогда его политическое поведение адекватно экономическому, рыночному и базируется на следующих постулатах:

1.акторы преследуют определенные цели;

2.эти цели отражают осознанные эгоистические интересы акторов;

3.их поведение основывается на сознательном выборе;

4.индивид является основным актором в обществе;

5.акторы обладают приоритетными установками, являющимися приоритетными и устойчивыми;

6.в случае появления альтернативы акторы выбирают вариант наибольшей для себя выгоды;

7.акторы владеют информацией как о возможных альтернативах, так и о последствиях своего выбора.

Когнитивный подход и теория рационального выбора вновь открыли возможности ценностного анализа в политической теории.

Возобновились утверждение моральных доводов на рациональных основаниях.

На ценностной основе построены теория справедливости Дж.Роулза, другие теории, утверждающие этические ориентиры в основание политического поведения индивида.

(должно быть с данными теориями ещё придётся «встретится», но ближнее знакомство с нюансами политологии создаёт ощущение, что наука давно погрузилась в антиобщественный тренд и сделала его своим содержанием)

2.5. Теория политики как учебная дисциплина (УК)

Теория политики как учебная дисциплина представляет собой последовательный, систематизированный анализ основных политических явлений и процессов, институтов и организаций, поведения людей в системе политических отношений.

(У каждой науки, у её продуктов как результатов исследования, прогнозов, моделирования и планирования всегда есть определённый потребитель, но похоже, что политология развиваясь от потребности политического процесса – его участников, становится исполнителем «социально- политического заказа»)

Что изучает или какова предметная область «Теории политики»?

Американский политолог Роберт Даль полагает, что все классики политической теории ставили одни и те же основные вопросы:

1. Что такое политика? Как отличить политику от других областей человеческой жизни?

2. Что общего между политическими системами и какие особенности придают им индивидуальные отличия?

3. Какова роль власти и авторитета в политических системах?

4. Каким образом человек действует в сфере политики? Каковы отличительные особенности «homo politicus» - политического деятеля?

5. Какие условия необходимы для стабильности, эволюции или революции в различных политических системах? Что необходимо для поддержания мира и предотвращения насилия? Каковы предпосылки прочной и устойчивой демократии?

6. Какой вид политической системы является наилучшим? Как можно оценивать различные политические системы?

«Теория политики» является частью политологии и использует определенный научный аппарат, включающий такие «инструменты», как:

•понятие – первичный инструмент познания и первичный элемент политической теории. Это научное определение политического факта, явления или процесса;

•категория – более сложный инструмент познания, понимается как взаимосвязь, комбинация понятий. Помогает осознать связь между политическими фактами, явлениями, процессами;

•модель – схема, образ, изображение, или описание политического явления или процесса;

•политическая концепция – трактовка какого-либо политического факта, явления или процесса, способ его понимания и основная идея его систематического изложения;

•политическая теория – обобщенное и систематизированное изложение явления или процесса, определенная абстрактная конструкция, позволяющая понять сущность, тенденции развития, роль и место этого явления или процесса в политической жизни.

В Государственном образовательном стандарте Российской Федерации для студентов-политологов «Теория политики» принадлежит к общепрофессиональным дисциплинам специализации наряду с такими дисциплинами, как «История политических учений», «Сравнительная политология», «Мировая политика и международные отношения».

«Теория политики» разграничивает свою предметную область с такими междисциплинарными курсами, как «Политическая философия», «Политическая история», «Политическая социология», «Политическая психология».

Другой теоретико-эмпирический уровень политических наук занимают дисциплины «Политический анализ и прогнозирование», «Политический менеджмент».

Прикладными науками считаются дисциплины в полной мере использующие наработки других, теоретических дисциплин для анализа конкретных процессов, например, «Политический процесс и политические отношения в современной России».

В федеральный компонент дисциплин специализации входят такие дисциплины как «Политическая конфликтология», «Государственная политика и управление», «Политическая регионалистика», «Этнополитология».

2.6. Методология теории политики

Теория политики, как и вся политическая наука, использует определенный набор, систему способов и приемов анализа политики. Эти методы можно дифференцировать на четыре группы.

1. Общенаучные методы:

1.анализ (греч. – разложение, расчленение) – мысленное разложение целого на составные части и исследование этих частей;

2.синтез (греч. – соединение, сочетание) – познание какого-либо явления или процесса в единстве и взаимосвязи его составных частей.

3.Как правило, методы анализа и синтеза используются последовательно. Чаще всего они тесно связаны и образуют аналитико-синтетический метод исследования;

4.индукция (лат. – выведение) – логическое умозаключение, построенное по принципу «от частного к общему», от анализа отдельных фактов к обобщению, от анализа частных случаев к общему выводу;

5.дедукция (лат. – выведение) – логическое умозаключение, построенное по принципу «от общего к частному», от общих суждений к частным выводам. Индукция и дедукция не только противоположны по своей внутренней логике, но и часто взаимодействуют, образуя неразлучную пару в научном поиске;

6.аналогия (греч. – соответствие, соразмерность) – форма умозаключения, когда на основании сходства явлений или процессов в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях;

7.противопоставление – форма умозаключения, когда на основании противоположности явлений или процессов в каком-либо отношении делается вывод об их противоположности в других отношениях;

8.общее и особенное – на основании общей аналогии и предполагаемых частных различий поиск такой системы характеристик, которая бы адекватно описывала структуру и функционирование предмета исследования;

9.сравнение – сопоставление предметов исследования в целом или по частям, по аналогии или противопоставлению, поиск у них общего и особенного. Сравнение может быть пространственное, производимое с двумя или несколькими предметами в одно и то же время или темпоральное, производимое с одним, двумя или несколькими предметами в заранее определенные разные моменты времени;

10.классификация – подразделение исследуемых предметов на определенные группы; предметы каждой группы при этом должны иметь свои классификационные признаки, отличающиеся от признаков всех остальных групп;

11.типологизация – отнесение предмета исследования к определенному, уже существующему или идеальному выведенному в теории типу по определенному ряду типологических признаков;

12.формально-логический метод – исследование в соответствии с законами формальной логики, не допуская противоречивых результатов;

13.логико-диалектический метод – исследование явлений или процессов во всей их противоречивости, нахождение противоположных частей, тенденций, как факторов развития этого явления или процесса.

2. Общетеоретические методы:

•историко-сравнительный метод заключается в сопоставлении определенных характеристик предмета исследования в определенные исторические периоды или сопоставление двух или нескольких явлений или процессов в определенных исторических событиях или в определенных исторических периодах.

Историко-сравнительный метод применяется во всех науках для исследования генезиса той или иной области знания, выделения ее из другой области, становления ее как самостоятельной науки;

•компаративный метод – сравнение явлений или процессов в пространственных или временных координатах, как правило, вне исторических событий или периодов;

•структурный метод – исследование строения, внутреннего порядка составляющих частей предмета, их совокупности устойчивых связей, обеспечивающих его целостность;

•функциональный метод – исследование явления или процесса с точки зрения его движения, деятельности, роли, выполняемой им в определенной системе, то есть функций;

•структурно-функциональный метод – исследование сложного предмета с двух точек зрения:

1) как расположены и взаимосвязаны части этого предмета, образуя его структуру, как вписывается предмет в структуру окружающей его системы;

2) какую роль играет каждая из частей в интересах целого предмета и какие функции исполняет этот предмет в белее сложной окружающей системе;

3) системный метод – исследование сложных явлений или процессов как систем, то есть как неразрывных совокупностей, отвечающих четырем признакам:

1) система состоит их частей;

2) части системы взаимосвязаны и составляют определенную структуру;

3) система обладает так называемыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам ее частей;

4) система взаимодействует и находится в равновесии с окружающей средой.

Все вышеуказанные теории давно стали методами, применяемыми в самых разных теоретических дисциплинах, несмотря на то, что:

•историко-сравнительный метод был разработан усилиями историков;

•теория структурализма родилась в рамках социальной антропологии (работы К.Леви-Стросса);

•функциональная и структурно-функциональная теория создавалась в первую очередь социологами (Т.Парсонс, Р.Мертон);

•общая теория систем задумывалась биологом Л.фон Берталанфи.

3. Методы и подходы социальных наук:

•символический интеракционизм как метод социальных наук построен на теории Дж.Мида и Ч.Кули, исходящей из предположения, что социум или любое сообщество представляют собой совокупность взаимодействий индивидов, которые с помощью определенных символов (слов, жестов, знаков и т.д.), вступая в интеракции, «творят» мир;

•феноменологический метод основан на философии Э.Гуссерля и социальной феноменологии А.Щютца и представляет общество, как совокупность феноменов, одна часть которых принадлежит субъективному миру индивида, другая вместе с соответствующими частями остальных феноменов, интегрируясь, составляет объективный мир.

Каждый индивид ориентируется в объективной реальности и взаимодействует с другими индивидами с помощью системы индивидуальных биографических ситуаций и перспектив. Таким образом, мир представляется одновременно и как объективная реальность и как совокупность интегрированных субъективных картин.

•психологический подход в социальных науках помогает познавать социальную реальность, исходя из субъективного видения этой реальности определенным индивидом, помещенным в определенные социально-политические условия, в психологическую среду; объективирование реальности осуществляется интегрированием многих субъективных мнений.

Психологический подход для исследования социальной реальности прослеживается с середины XIX в. в концепциях «психологии народов» (М.Лацарус, В.Вундт), «психологии масс» (С.Сигеле, Г.Лебон), «психологического инстинктивизма» (У.Мак-Дугал).

В XX в. новый импульс исследования общества и его политической сферы с позиций «психологизма» был дан работами З.Фрейда, Э.Фрома, Т.Адорно и др.;

•антропологический подход подразумевает исследование институтов власти и управления примитивных обществ, находящихся на стадии родовой или племенной организации.

Это догосударственные социальные системы с иными механизмами господства и подчинения (традиции, религиозные нормы, системы родства и т.д.).

Некоторые теоретики трактуют этот подход как человеческое измерение политики современных, развитых обществ, то есть не только с точки зрения влияния на нее социальных факторов (уровня жизни, формы собственности, типа культуры и т.д.), но и факторов антропологических (инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера), то есть качеств человека как биосоциального существа;

•экономический подход был обоснован в середине XIX в. К.Марксом, который считал экономику базисом, основой общества, а государство и политическую сферу надстройкой. У Маркса политика детерминирована экономикой, является ее концентрированным выражением (В.И.Ленин).

Современные теоретики политики не склонны так жестко и однозначно ставить политическую сферу в зависимость от экономической (Китай - экономическая сфера одного типа, а политическая другого).

С другой стороны, социальная политика подавляющего большинства современных государств основывается на достижениях экономики. Таким образом, связь между экономической и политической сферой безусловно существует, хотя и не по жесткой формуле «базиса – надстройки»;

•социологический подход означает исследование объективной реальности - общества, группы интересов, политической системы или партии с точки зрения:

1.интересов составляющих ее социальных групп;

2.социальной структуры исследуемого предмета;

3.социальных статусов и ролей, играемых индивидами, составляющими эту группу.

Социологический подход органично связывает общество и его политическую систему, человека и политическую организацию, через которую он реализует свои социальные потребности;

Многие ученые для построение своей модели политической системы применяют и экономический, и социологический, и политологический подходы.

Отсюда вытекает идея сложносоставных подходов как методов социальных наук. Например, этнополитического, социально-экономического, социально-психологического и т.д.

Методы политических наук.

С одной стороны, политологи, как и представители других наук в своих теоретических изысканиях используют весь арсенал научных парадигм, подходов, методов и методик.

С другой стороны, политология, как самостоятельная наука имеет свои, собственно политологические методы, например, такие как: институционализм, бихевиорализм, нормативизм.

Некоторые наиболее общие и проработанные теории становятся методами для дальнейших исследований, например, теории структурализма, функционализма, структурного функционализма, общая теория систем, теория символического интеракционизма, теория феноменологии и др.

В политологии постепенно становятся методами (подходами) исследования политической сферы теории корпоративизма, элитизма, плюрализма и др.

Методы, содержащие установки и критерии на определенное понимание и интерпретацию политических явлений, называют подходами.

Очередная тема пройдена. Методология работы по проекту, надо полагать, сможет вынести из темы полезные раскрытия вопросов. Если исследовательская полезность присутствует, то она должна быть реализована и в методологии работы над проектом. Такая преемственность – одна из целей работы на данном направлении.

Один из настораживающих выводов – ощущение дезориентации всего политологического процесса, остриём исследовательского потенциала направленного на оказание научной помощи игрокам на политическом поле и власти, оставляющего забытым само общество и его организацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: