Выработка точных и сильных решений нестандартных проблем

При возникновении сложной проблемы, имеющей нестандартный характер, опытный менеджер опирается на мудрость и возможности коллективного разума.

Поскольку принятие решения есть выбор, а вариантов решения может быть неограниченное множество, при подготовке решения необходимо в первую очередь выявить все альтернативные варианты. С этой целью руководитель фирмы проводит конференцию идей. В свой кабинет или конференц-зал он собирает представителей персонала фирмы, причем не обязательно только высшего уровня звена. Здесь могут быть и руководители низших подразделений и рядовые специалисты и мастера. Главный критерий - их способность генерировать идеи. Число участников не должно быть большим, не более пятнадцати-двадцати человек (при большом количестве участников конференция затягивается, внимание распыляется, сосредоточенность исчезает и эффект теряется).

До участников доводится ситуация, породившая проблему, и каждый вносит предложение по ее решению. При этом разрешается предлагать любые проекты, какими фантастическими или даже несуразными они бы ни казались. Критика предложений и проектов со стороны других участников запрещается. На общее обдумывание дается пять-семь минут, а затем на каждое предложение три минуты, подробного обоснования вносимых предложений не требуется. За один час таким образом может высказаться каждый участник и в результате может быть получено более десятка вариантов. Каждое предложение заносится на карточку референтом, который ведет картотеку решений нестандартных проблем. Руководитель благодарит участников и закрывает конференцию. Будучи опытным менеджером, он, хорошо зная свои ресурсные возможности и существующие условия, методом исключения останавливается на двух-трех вариантах и после их обсуждения со своими ближайшими помощниками и вице-президентами, принимает окончательное решение.

В последние годы появилась разновидность конференции идей с некоторой ее модернизацией с учетом трудности быстрого и точного подбора «генераторов идей» при неожиданном появлении нестандартной проблемы. Эта разновидность получила название синектики (по наименованию созданной У. Гордоном в 1960 г. фирмы «Синектикс», успешно ее применявшей). Проблема подбора «генераторов идей» снимается тем, что на фирме создается постоянная группа профессионалов и интеллектуалов, которые от конференции к конференции накапливают опыт решения управленческих задач, совершенствуя свое мастерство в этом деле, оттачивая оперативность и точность выдаваемых проектов. Кроме того, синектика допускает критику, но только в благожелательной и конструктивной форме, поскольку в удачном решении заинтересованы все участники. «Критик» в своем выступлении должен в первую очередь отметить все плюсы обсуждаемого проекта и лишь после этого остановиться на минусах. «Критикам» не рекомендуется давать проектам своим оценок: это руководство оставляет за собой. Тем самым исключается обострение отношений между генераторами идей и критиками.

Допустимость критики при синектической конференции идей обоснована тем, что психологическая устойчивость и уверенность в себе профессионалов поддерживается их накопившимися успехами, специальными тренировками, взаимным доверием и общей заинтересованностью в поиске оптимального решения возникающих перед фирмой проблем.

Тренировка заключается в том, что профессионалы постепенно уточняя свою принадлежность к «генераторам идей» или «критикам» попеременно чередуют эти роли, выступая то в одной, то в другой.

Достоинствами этого метода подготовки решений являются его универсальность, обработанность процедуры, учет и накопление опыта подготовки решений, возможности использовать на любой фирме.

Резюме - 3

Основные проблемы организации управления деловым взаимодействием: 1) проведение целенаправленной стратегии делового общения и 2) методы принятия целенаправленных решений.

Для эффективного использования всех видов делового общения необходимо знать задачи, на которые они ориентированы, порядок их подготовки и проведения.

Проработка вопросов стратегии и тактики использования различных видов делового общения осуществляется путем алгоритмизации и составления плана мероприятий, предусматривающего цели, сроки и ответственных за каждый пункт плана.

Организация управления деловым взаимодействием охватывает как внутреннюю, производственно-технологическую, так и внешнюю, общественно-пропагандистскую и рекламно-информационную стороны той деятельности, которую ведет данная предпринимательская фирма. В условиях современных рыночных отношений развитие общественно-пропагандистской стороны деятельности потребовало создания в каждой фирме специальной службы по связям с «внешним миром», с широкой общественностью - паблик рилейшнз. Работа этой службы является составной частью менеджмента.

Стратегию делового взаимодействия составляют: определение целей и подцелей и способов их реализации, принятие генерального решения, планирование цепочки последовательных действий (задач) и принятие программы, приводящие к достижению цели. Для осуществления программы используется весь арсенал средств делового общения.

Принятие решений может происходить как на основе единоначалия, так и на основе партнерских отношений. существенное отличие заключается в том, что в условиях делового сотрудничества партнеры должны согласовывать выбор цели и способы ее достижения, вырабатывая единую стратегию действий. В этом заключается сущность (и сложность) совместного принятия решений.

Мыслительный процесс принятия решений поддается формализации и программированию, что дает возможность сформулировать ряд правил, позволяющих перейти от интуитивных, импульсивных, импровизированных решений к принятию решений, логически обоснованных и информационно обеспеченных, таким образом обусловливая их высокую точность и эффективность.

Субъект управления, принимая решение, должен во всех возможных случаях использовать стандартные (штатные) решения стандартных проблем, а в случае возникновения нестандартной проблемной ситуации, стремиться находить точное, сильное и кардинальное решение. Одним из активных способов нахождения таких решений является конференция идей (синектика), хорошо зарекомендовавшая себя в практике ряда крупных фирм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: