Информационные системы как социальный феномен

4.3.

Отвлечемся от философского понимания информации и обратимся к утилитарному, связанному с предпринимательской деятельностью. Условимся под информацией подразумевать сведения, сообщения, данные, отвечающие интересам нашей деятельности и удовлетворяющие наши информационные потребности, появляющиеся в процессе этой деятельности и необходимые для решения возникающих задач.

В природе не существует информации «в чистом виде», информации «вообще», информации «самой по себе». Информация вообще - это абстракция. Она приобретает предметность лишь в том случае, если имеются в виду сведения (данные), циркулирующие в определенной социальной системе, определенной социальной среде, которая эту информационную систему порождает и которая эту же информацию потребляет. Такую социальную среду мы называем информациогенной.

Системы социальной информации стали интенсивно появляться лишь во второй половине XX столетия, что обусловлено социальным и научно-техническим прогрессом, стремительным ростом различных видов социальной и научно-технической информации. Процесс становления социальных информационных систем еще не завершен, и это надо иметь в виду при организации информационного обеспечения делового взаимодействия.

Первоначально обмен научной, технической, коммерческой информацией происходил бессистемно, по принципу «каждый может обращаться к каждому» (рис. 12). Информационный обмен между индивидами представляет собой прямую и обратную связь, которую назовем парной связью.

Когда возникает информационная потребность, то для ее удовлетворения поступающая информация должна отвечать по крайней мере трем главным требованиям: она должна быть достаточно достоверной, достаточно оперативной и достаточно полной.

Если количество участников взаимного обмена информацией невелико, то информационный обмен по принципу «каждый может обращаться к каждому» еще способен в какой-то мере удовлетворить указанные требования. Но за определенным количественным порогом информационный обмен по этому принципу уже не обеспечивает указанных требований, и возникает тупик, который ученые назвали «информационным кризисом» или «информационным взрывом». С этой проблемой человечество столкнулось в 60-х годах нынешнего столетия. На страницах специальных изданий высказывались даже мрачные прогнозы о гибели человечества, захлебнувшегося в море информации, которую оно само породило, но в таком объеме не в состоянии ни изучить, ни использовать.

В чем же заключается сущность информационного кризиса и почему он возникает? Явление это обусловлено закономерностью, на которую ученые обратили внимание в середине 60-х годов. Дело в том, что простое арифметическое увеличение количества участников взаимного обмена информацией обусловливает рост количества опорных связей в геометрической прогрессии. Это легко проследить: при двух участниках информационного обмена между ними всего одна парная связь, при трех - 3 (одинаковое количество), при четырех - 6, при пяти - 10 (в два раза больше), при шести - 15, при семи - 21 (в три раза больше), при восьми - 28, при девяти - 36 (в четыре раза больше), при десяти - 45, при одиннадцати - 55 (в пять раз больше!) и так далее

Зависимость количества парных связей от количества участников информационного обмена можно представить формулой:

где - количество сочетаний из n по два, n - количество участников.

При большом количестве участников информационного обмена формулу можно упростить:

Пользуясь этой формулой, можно быстро установить количество парных связей при любом количестве участников информационного обмена. Так, 8 тыс. книготорговых учреждений Московского региона пожелали бы обменяться сведениями о своей предпринимательской деятельности по принципу «каждый обращается к каждому», им пришлось бы вступить в 32 миллиона парных связей! Понятно, что в этом случае полнота и оперативность информации оказываются недостижимыми.

Выход из тупика был найден в создании централизованных систем информации, предпосылкой к чему явилось формализованное представление информации на унифицированных носителях информации и реализация идеи банка данных, находящегося в ведении специализированного информационного центра. Такие системы информации (рис. 13) позволяют резко сократить количество парных связей, замкнув их на специализированный информационный центр. Эти системы функционируют по принципу одноразового ввода информации в банк данных и многократного ее использования заинтересованными потребителями информации при обеспечении возможности ее оперативного получения, полноты и достоверности. Применение в информационных системах электронно-вычислительной техники и средств оперативной полиграфии позволили преодолеть информационный кризис и обеспечить эффективное информационное обслуживание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: