Планирование процессов управления качеством сложных программных средств

Вопрос3

При проектировании ПС планирование процессов управления качеством ПС целесообразно отделять от непосредственного планирования и управления процессами создания и совершенствования крупных комплексов программ. Это позволяет сосредоточить внимание выделенных специалистов на совокупности мероприятий, гарантирующих качество конечного продукта. Чтобы такие гарантии достигались при минимальных затратах, необходимы целенаправленное, координируемое планирование и управление для предотвращения ошибок проектирования, а также для выявления и устранения дефектов проекта на самых ранних этапах разработки. Поэтому мероприятия планирования, обеспечивающие качество программ, должны охватывать не только завершающие испытания, но и весь жизненный цикл ПС.

Соответственно должны выделяться и применяться методы и средства автоматизации процессов планирования и управления качеством по этапам разработки компонентов и ПС в условиях реальных ограниченных ресурсов. Следует учитывать глубокую взаимосвязь плана управления и применения процедур обеспечения качества ПС с планом управления непосредственной разработкой программ, с процессами тестирования, испытаний и сертификации ПС. Эта связь выражается в аналогичном поэтапном представлении планов и в наличии в них значительной части близких по содержанию процессов и документов. При планировании процессов обеспечения качества ПС целесообразно учитывать и использовать совокупность рекомендаций ряда стандартов, в которые входят — ISO 10005, ISO 10006, ISO 10013, поддерживающие базовые стандарты менеджмента качества серии ISO 9000 (см. лекцию 3).

В соответствии со стандартами процедуры управления качеством должны применяться к различным документам и данным, включая: контрактные документы; процедурные документы, описывающие процессы системы качества; состояние работ поставщика-разработчика; взаимодействие поставщика и заказчика; документы и данные, которые описывают конкретный программный продукт. В составе документов должны содержаться методики, инструкции и описания по использованию конкретных инструментальных средств и выполнению частных работ и операций в ЖЦ ПС. Для этого в общем случае должны быть выделены руководители и коллектив специалистов, которые должны планировать, создавать, утверждать и сопровождать комплекты документов. Они должны стимулировать разработчиков ПС осуществлять непрерывное, регламентированное документирование процессов и результатов своей деятельности, а также контролировать полноту и качество результирующих и отчетных документов. Стандарты и базовые нормативные документы ЖЦ ПС должны служить верхним уровнем иерархической системы технологических документов, регламентирующих и конкретизирующих все этапы, работы и документы проекта.

Организационной основой управления качеством ПС на базе стандартов ЖЦ является план обеспечения заданных характеристик качества на всех этапах жизненного цикла комплекса программ (см. лекцию 11). Для этого до начала разработки в процессе формирования требований технического задания следует сформулировать основные положения методики обеспечения качества, поэтапных испытаний компонентов и определения достигнутых значений характеристик, допустимых для продолжения работ на следующих этапах. Такой план целесообразно создавать для сложных проектов ПС на этапах системного анализа, разработки требований технического задания и проектирования. На этих этапах оформляются первичные требования к характеристикам и качеству ПС и, соответственно, должна планироваться совокупность мероприятий, обеспечивающих их достижение в процессе последующего проектирования. В плане управления качеством ПС должны быть отражены:

— цели управления качеством, номенклатура и требования к значениям характеристик качества, область действия требований и условия их применения;

— методы управления и достижения заданных значений качества; процедуры, которые должны выполняться для каждого процесса и на протяжении всего жизненного цикла ПС; действия, связанные с отчетностью об ошибках, с трассировкой и системой корректирующих действий;

— организация разработчиков и технология создания ПС; утвержденные обязанности специалистов по обеспечению качества, их ответственность и полномочия на утверждение программных компонентов и документов;

— ресурсы, базовые документы и стандарты, используемые для обеспечения качества на всех этапах разработки;

— средства автоматизации разработки, обеспечивающие достижение и измерение заданных свойств и значений характеристик качества;

— структура и содержание отчетных документов, удостоверяющих достижение определенного качества компонентов и ПС в целом на последовательных этапах разработки, а также их соответствие стандартам и требованиям заказчика.

Реальные ограничения ресурсов, используемых в процессе разработки, квалификация специалистов, изменения внешней среды и требований заказчика объективно приводят к отклонениям процессов и реализации плана от предполагавшегося. Величина таких отклонений в значительной степени зависит от принятой технологии разработки, от уровня и характеристик средств автоматизации создания программ. Для своевременного обнаружения отклонений от плана необходимо регулярно регистрировать результаты выполненных работ и их качество. Для реализации таких изменений целесообразно предусмотреть и согласовать с заказчиком специальный документ, регламентирующий правила корректировки плана обеспечения качества ПС, а также состав и содержание поддерживающей его документации. Подобные изменения должны оформляться протоколами и доводиться до сведения всех специалистов, к которым они относятся.

Одна из трудностей достижения высокого качества ПС состоит обычно в отсутствии полной совокупности достоверных требований к значениям характеристик качества на начальных этапах проектирования и разработки, а также итерационный процесс конкретизации требований в течение всего жизненного цикла ПС. В результате первично сформулированные требования к характеристикам качества сложных ПС последовательно уточняются и корректируются в процессе взаимодействия заказчика и разработчика с учетом объективно изменяющихся особенностей развивающегося проекта ПС. Для этого необходимо контролировать требуемые характеристики в процессе разработки, анализировать их адекватность целям проекта и управлять их изменениями в нужном направлении. Активное взаимодействие разработчиков с заказчиком или потенциальными пользователями на всех этапах разработки позволяет уточнять, корректировать и детализировать совокупность спецификаций требований и атрибуты качества в соответствии с развитием концепции и возрастанием понимания задач проекта как заказчиком, так и разработчиком.

Управление качеством комплексов программ предполагает формализацию технологии обеспечения их жизненного цикла, а также выделение в специальный процесс поэтапного измерения и анализа текущего качества программных компонентов и проекта в целом. В общем случае в процессе планирования и управления качеством ПС следует учитывать:

— анализ контракта и спецификаций требований заказчика к ПС, выделение и ранжирование приоритетов характеристик и атрибутов качества конечного продукта;

— декомпозицию требований к характеристикам качества по контролируемым этапам и компонентам разработки и создание разделов по детальным требованиям к атрибутам качества в спецификациях на программные компоненты и ПС в целом;

— выбор или создание методов, технологии и инструментальных средств автоматизации разработки, обеспечивающих создание ПС и его компонентов с требуемыми характеристиками качества;

— разработку методик контроля соблюдения стандартов, правил технологии проектирования и системы обеспечения качества жизненного цикла программных средств;

— создание методов, методик и средств объективного измерения свойств и/или значений атрибутов характеристик качества программных компонентов на этапах их создания и всего ЖЦ ПС для испытаний заказчиком и эксплуатации пользователями;

— организацию, обучение и стимулирование коллектива специалистов на создание компонентов и ПС в целом, в максимальной степени удовлетворяющих требования заказчиков и пользователей к характеристикам качества.

Чтобы решать эти задачи, коллективы специалистов в процессе планирования проекта должны играть активную роль и осуществлять их выполнение для обеспечения качества на последующих этапах жизненного цикла. Они должны действовать в соответствии с полномочиями, ответственностью и независимостью, чтобы гарантировать удовлетворение целей и требований к качеству ПС. Качество объектов формируется и документируется при выполнении частных работ каждого этапа ЖЦ и окончательно удостоверяется при их завершении. Измерения объектов разработки сводятся к регулярной, поэтапной регистрации и документированию характерных для данного объекта показателей качества, а также к сопоставлению их с заданными требованиями.

В стандарте ISO 15504 (раздел MAN.3) процесс планирования и управления качеством ПС концентрируется на мониторинге качества продуктов и процессов как проекта, так и предприятия в целом. В результате успешной реализации процессов в проекте должно быть обеспечено:

— на основе явных и неявных требований потребителя необходимо определить цели по качеству продукта и процессов, которые следует оценивать, предпочтительно количественным образом, для различных контрольных точек в жизненном цикле ПС;

— определить общую стратегию на уровне проекта ПС и предприятия, помогающие аттестовать достижение соответствующих целей по качеству, определяя количественную меру результатов деятельности по проекту и критерии их приемки;

— для каждой цели по качеству ПС идентифицировать виды деятельности по контролю и обеспечению качества, помогающие достижению этой цели и ее мониторингу как на уровне проекта, так и на уровне предприятия, и интегрировать эти виды деятельности в жизненный цикл ПС;

— проводить идентифицированные виды деятельности по контролю и обеспечению качества и подтверждать их выполнение;

— по ходу реализации проекта в контрольных точках жизненного цикла ПС применять заданные метрики качества для аттестации достижения соответствующих целей по качеству;

— в случаях, когда заданные цели по качеству не достигаются, применять корректирующие или предотвращающие мероприятия, которые могут включать либо исправление продукта, либо изменение запланированного набора видов деятельности для лучшего достижения целей по качеству, либо изменение спецификации требований продукта или определения процесса для предотвращения повторения дефектов.

Утверждение и выпуск документации о качестве должны планироваться и контролироваться уполномоченным персоналом на предмет их адекватности. Следует планировать и поддерживать в актуальном состоянии процедуры управления документами, которые идентифицируют текущий статус корректировки и пересмотра документов, с тем чтобы предотвратить использование недействующих и/или устаревших документов:

— наличие актуальных изданий соответствующих документов на всех участках, где проводятся работы, от которых зависит эффективное функционирование системы качества;

— немедленное изъятие недействующих и/или устаревших документов из всех пунктов их рассылки или применения либо принятие других мер по предотвращению их непреднамеренного использования;

— идентификацию любых устаревших документов, составленных для юридических целей и/или для сохранения полезной информации.

Изменения документов должны планироваться и утверждаться теми же службами и/или организациями, которые проводили первоначальный анализ и утверждали эту документацию. Архивные данные по проекту являются основным источником для анализа и осмысления возможностей и эффективности процесса планирования в организации, рабочих характеристик данного проекта и обобщения полученного опыта. Эти архивные данные, образующие общую базу данных предприятия, следует постоянно использовать для усовершенствования процессов жизненного цикла ПС. Та же самая база данных должна обеспечивать реализацию процесса управления по отдельным программным проектам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: