Тема 1. Понятие и система экологического права

Экологическое право как отрасль российского права призвано регулировать отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду в целях охраны окружа­ющей среды и обеспечения экологической безопасности.

Нерациональное использование природных ресурсов в процессе производственной деятельности привело человеческую цивилизацию на грань экологической катастрофы. Поэтому сохранение благоприятной окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности является важнейшей задачей государства на современном этапе разви­тия цивилизации.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возме­щение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологиче­ским правонарушением. Граждане имеют право:

· создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерче­ские организации, осуществляющие деятельность в области охра­ны окружающей среды;

· направлять обращения в органы государственной власти Рос­сийской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей сре­ды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

· принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, ше­ствиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, рефе­рендумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях; выдвигать предложения о проведении общественной экологиче­ской экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

· оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

· обращаться в органы государственной власти Российской Федера­ции, органы государственной власти субъектов Российской Феде­рации, органы местного самоуправления и иные организации с жа­лобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружаю­щую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; осуществлять другие предусмотренные законодательством права. Граждане обязаны:

· сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать со­действие гражданам, общественным и иным некоммерческим объеди­нениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотрен­ных нормативными правовыми актами Российской Федерации, привле­каются к ответственности в установленном порядке.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей природной среды составляют: Конституция РФ, международные договоры Российской Федерации, федеральный закон от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Природоохранная деятельность – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправ­ления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридиче­ских и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Правовое регулирование охраны окружающей среды осуществля­ется по поводу конкретных объектов природы, сферы жизни человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, де­градации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяй­ственной и иной деятельности являются:

· земли, недра, почвы;

· поверхностные и подземные воды;

· леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

· атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное

· космическое пространство.

Федеральный закон от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» устанавливает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

· соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обес­печения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природ­ных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприят­ной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Фе­дерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

· запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воз­действия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации есте­ственных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

· соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в приня­тии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

· ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

· организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

· участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды; международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Таким образом, экологическое право можно характеризовать как систему правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения по поводу рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в целях сохранения благоприятной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией РФ и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 года № 1594 «О специально уполномоченных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды» установ­лено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координи­руют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления: Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службы земельного кадастра России, Государ­ственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Федеральной службы геодезии и картографии России, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной по­граничной службы Российской Федерации, а также других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации решают вопро­сы в области охраны окружающей природной среды по согласованию или совместно со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

К полномочиям органов государственной власти Российской Фе­дерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

· обеспечение проведения федеральной политики в области эколо­гического развития Российской Федерации;

· разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

· разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных про­грамм в области экологического развития Российской Федерации; объявление и установление правового статуса и режима зон эколо­гического бедствия на территории Российской Федерации; координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

· установление порядка осуществления государственного монито­ринга окружающей среды (государственного экологического мо­ниторинга), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирова­ния такой системы;

· установление порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяй­ственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении Российской Федерации; установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;

· обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономиче­ской зоне Российской Федерации;

· установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности;

· подготовка и распространение ежегодного государственного до­клада о состоянии и об охране окружающей среды; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандар­тов и иных нормативных документов в области охраны окружаю­щей среды;

· установление порядка определения размера платы за выбросы и сбро­сы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; организация и проведение государственной экологической экспер­тизы;

· взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;

· установление порядка ограничения, приостановления и запреще­ния хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нару­шением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;

· предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, при­чиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

· организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;

· обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

· образование особо охраняемых природных территорий федераль­ного значения, природных объектов всемирного наследия, управ­ление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;

· ведение государственного учета объектов, оказывающих нега­тивное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окру­жающую среду;

· ведение государственного учета особо охраняемых природных тер­риторий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости; экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятель­ности на окружающую среду;

· экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;

· установление порядка лицензирования отдельных видов деятель­ности в области охраны окружающей среды и его осуществление;

· осуществление международного сотрудничества Российской Феде­рации в области охраны окружающей среды; осуществление иных, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, полномочий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: