Организации и индивидуальные предприниматели, которые могут не применять контрольно-кассовую технику

Предоставление Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации

Согласно ст. 4 Федерального закона N 54-ФЗ ККТ должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.

Приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н утвержден Административный регламент предоставления федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством РФ (далее - Регламент).

Куда обращаться за регистрацией ККТ? За регистрацией, перерегистрацией, снятием с учета ККТ следует обращаться в территориальные налоговые органы.

Территориальные налоговые органы регистрируют ККТ по месту нахождения организации-заявителя или месту жительства индивидуального предпринимателя - заявителя.

ККТ, подлежащая применению обособленным подразделением организации-заявителя, регистрируется в территориальном налоговом органе по месту нахождения данного обособленного подразделения.

Территориальные налоговые органы регистрируют ККТ организации-заявителя, осуществляющей деятельность через обособленные подразделения, находящиеся на территории одного муниципального образования, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и подведомственные разным территориальным налоговым органам, в территориальном налоговом органе по месту нахождения одного из обособленных подразделений, в котором организация-заявитель поставлена на налоговый учет.

В какой срок налоговые органы должны осуществить процедуры регистрации, перерегистрации, снятия с учета ККТ? Срок предоставления государственной услуги не может превышать пяти рабочих дней с даты представления заявления о регистрации (перерегистрации, снятии с регистрации) ККТ и необходимых документов, предусмотренных Регламентом.

Датой представления заявления считается дата его регистрации в территориальном налоговом органе.

В каких случаях налоговики откажут в регистрации (перерегистрации, снятии с учета) ККТ? Регламентом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении госуслуги:

- представление заявления и документов в ненадлежащий территориальный налоговый орган;

- представление документов, оформленных в неустановленном порядке, при условии неустранения заявителем недостатков, выявленных территориальным налоговым органом при их рассмотрении;

- представление неполного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

- указание в заявлении недостоверных сведений;

- предъявление для регистрации модели ККТ, не включенной в Государственный реестр контрольно-кассовой техники или исключенной из Государственного реестра контрольно-кассовой техники;

- истечение нормативного срока амортизации ранее применявшейся ККТ, исключенной из Государственного реестра контрольно-кассовой техники;

- предъявление ККТ, находящейся в розыске;

- обнаружение неисправности ККТ, отсутствие марки-пломбы, идентификационного знака, а также средств визуального контроля (знаков "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание");

- необеспечение доступа к ККТ, в том числе к ККТ в составе платежного терминала (банкомата);

- неявка заявителя в согласованное с территориальным налоговым органом время к месту проведения осмотра ККТ.

Оснований для отказа в приеме документов и приостановления государственной услуги не предусмотрено.

Заявителями на получение государственной услуги признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Порядок регистрации ККТ

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Представление заявления о регистрации ККТ и документов заявителем │

└────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘

\│/

┌────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┐

│ Прием и регистрация заявления и прилагаемых документов │

└────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘

\│/

┌────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┐

│ Рассмотрение заявления и прилагаемых документов │

└─────────────────┬────────────────────────────────────┬──────────────────┘

\│/ \│/

┌─────────────────┴────────────────┐ ┌─────────────────┴──────────────────┐

│Представленный комплект документов│ │ Представленный комплект документов │

│оформлен в неустановленном порядке│ │ оформлен в соответствии │

│ │ │ с установленным порядком │

└─────────────────┬────────────────┘ └─────────────────┬──────────────────┘

\│/ │

┌─────────────────┴────────────────┐ │

│ Уведомление заявителя о наличии │ │

│недостатков в оформлении заявления│ │

│ и прилагаемых документов │ │

└────────┬─────────────────┬───────┘ │

\│/ \│/ \│/

┌────────┴───────┐┌────────┴───────┐ ┌─────────────────┴──────────────────┐

│ Недостатки ││ Недостатки ├>│ Согласование даты, времени и места │

│ не устранены ││ устранены │ │ проведения осмотра ККТ │

└────────┬───────┘└────────────────┘ └─────────────────┬──────────────────┘

\│/ \│/

┌────────┴───────┐ ┌─────────────────┴──────────────────┐

│Непредоставление│ │ Осмотр ККТ │

│ госуслуги │ └─────────┬──────────────────┬───────┘

│ и возврат │ \│/ \│/

│ представленных │ ┌─────────┴────────┐┌────────┴───────┐

│ документов. │ │ Обнаружены ││ │

│ Подготовка │ │неисправности ККТ,││ │

│ и отправление │ │ отсутствие ││ │

│ в адрес │ │ марки-пломбы, ││ Осмотр пройден │

│ заявителя │ │идентификационного││ успешно │

│ уведомления │<──────────────────┤ знака, средств ││ │

│ о причине │ │ визуального ││ │

│непредоставления│ │ контроля ││ │

│ госуслуги │ └──────────────────┘└────────┬───────┘

│ и возврата │ \│/

│ документов │ ┌────────┴───────┐

└────────────────┘ │ Фискализация │

│ ККТ │

└────────┬───────┘

\│/

┌────────┴───────┐

│Регистрация ККТ;│

│ выдача карточки│

│регистрации ККТ;│

│ проставление │

│ отметки │

│ в паспорте ККТ │

│ о регистрации │

│ ККТ │

└────────────────┘

Представление заявления о регистрации ККТ. Для регистрации ККТ заявитель представляет в территориальный налоговый орган следующие документы:

- заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@ "Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники";

- паспорт ККТ, подлежащей регистрации территориальным налоговым органом;

- договор о технической поддержке подлежащей регистрации ККТ, заключенный заявителем с лицом, обеспечивающим производство, распространение и техническую поддержку модели ККТ, включая поставку запасных частей, или с центром технического обслуживания, уполномоченным поставщиком на осуществление технической поддержки регистрируемой модели ККТ.

Данный перечень документов, согласно Регламенту, является исчерпывающим, следовательно, иные документы налоговики требовать не вправе. Отдельно об этом сказано в п. 28 Регламента: запрещается требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.

Перечисленные документы аптечная организация может направить несколькими способами:

- почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

- в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг";

- представить лично.

Прием и регистрация заявления и прилагаемых документов. Представленный заявителем комплект документов специалист налогового органа, ответственный за прием документов, регистрирует (проставляет на заявлении штамп с указанием даты регистрации и заверяет своей подписью) в день их получения.

После регистрации комплект документов передается в структурное подразделение налогового органа, непосредственно осуществляющее регистрацию ККТ.

Для выполнения действий по приему и регистрации заявления Регламентом установлен максимальный срок, который не должен превышать одного рабочего дня.

Рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов. На данном этапе проверяется соответствие сведений, указанных в заявлении, с информацией, которая содержится в прилагающихся к нему документах, а также с информацией, имеющейся в распоряжении территориального налогового органа. Далее возможны два варианта:

1) представленный комплект документов соответствует всем требованиям;

2) представленный комплект документов оформлен в неустановленном порядке.

В первом случае специалист налогового органа согласовывает с заявителем время и место проведения осмотра при регистрации (перерегистрации) ККТ. В случае наличия недостатков в оформлении заявления и приложенных к нему документов территориальный налоговый орган уведомляет об этом заявителя. При этом способ уведомления должен подтверждать получение его заявителем. А срок для такого уведомления Регламентом установлен не позднее дня, следующего за днем регистрации заявления и приложенных к нему документов. Заявителю на устранение выявленных недостатков дается один рабочий день, следующий за днем получения соответствующего уведомления от налогового органа. Нарушение данного срока заявителем дает право налоговому органу отказать в регистрации ККТ, о чем специалист налогового органа подготавливает и отправляет в адрес заявителя уведомление о причине непредоставления госуслуги и возврата документов.

Осмотр ККТ. Осмотр ККТ проводится специалистом налогового органа совместно со специалистом поставщика ККТ или ЦТО в обязательном присутствии заявителя. Цель процедуры осмотра ККТ - проверка соответствия ККТ установленным законодательством требованиям. Для этого проводятся следующие действия:

- осмотр целостности корпуса;

- проверка наличия на корпусе ККТ марки-пломбы, знаков "Сервисное обслуживание", "Государственный реестр" и идентификационного знака, который содержит наименование модели ККТ и ее заводской номер (в отношении ККТ, выпущенной после утверждения образца идентификационного знака).

Также при проведении осмотра специалист территориального налогового органа, ответственный за предоставление государственной услуги, проверяет документы, удостоверяющие право специалиста поставщика или ЦТО на выполнение технического обслуживания и ремонта регистрируемой модели ККТ, а также проверяются ее заводские номера.

После осмотра ККТ осуществляется ее опломбирование маркой-пломбой установленного образца, включение фискального режима ККТ (далее - фискализация), а также активация накопителя фискальной памяти.

В ходе фискализации специалист налогового органа вводит пароль доступа к содержимому фискальной памяти ККТ.

По завершении фискализации специалист налогового органа проводит проверку наличия на распечатанных ККТ кассовых чеках, сменных и фискальных отчетах реквизитов, соответствующих техническим характеристикам и параметрам функционирования регистрируемой модели ККТ, а также на соответствие требованиям к кассовым чекам, установленным законодательством РФ. В ходе проверки для подтверждения факта эксплуатации ККТ в фискальном режиме отпечатывается чек на произвольную сумму, которая должна быть отражена в сменном и фискальном отчетах.

Следует отметить, что в регистрации ККТ может быть отказано и на этом этапе. Причиной таких действий налогового органа могут послужить:

- обнаружение неисправности ККТ;

- отсутствие марки-пломбы;

- отсутствие идентификационного знака;

- отсутствие средств визуального контроля (знаков "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание").

Регистрация ККТ, выдача заявителю карточки регистрации. Специалист территориального налогового органа, ответственный за предоставление государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов вносит сведения о регистрации ККТ в книгу учета ККТ, ведущуюся территориальным налоговым органом, и делает отметки в паспорте ККТ и учетном талоне, которые подписываются специалистом территориального налогового органа с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии), а также заверяются печатью территориального налогового органа.

После внесения сведений о регистрации ККТ в книгу учета и проставлении отметки в паспорте и учетном талоне ККТ специалист налогового органа заполняет карточку регистрации и передает ее на подпись начальнику (заместителю начальника) налогового органа.

Одновременно с регистрацией ККТ заявителю выдается подписанная начальником (заместителем начальника) налогового органа и заверенная печатью налогового органа карточка регистрации, возвращаются документы, прилагавшиеся к заявлению.

Специалист налогового органа заверяет представленный заявителем журнал кассира-операциониста.

Перерегистрация ККТ осуществляется в случаях:

- замены фискальной памяти или накопителя фискальной памяти ККТ и программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации;

- смены адреса места установки ККТ;

- изменения фамилии, имени, отчества (при наличии) заявителя - индивидуального предпринимателя, наименования заявителя-организации;

- смены ЦТО.

Представление заявления о перерегистрации ККТ. Для перерегистрации ККТ в территориальный налоговый орган представляются следующие документы:

- заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@ "Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники";

- паспорт ККТ, подлежащей перерегистрации;

- карточка регистрации.

Прием и регистрация заявления, рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов. Эти процедуры при перерегистрации ККТ проводятся так же, как и при регистрации ККТ. Основанием для начала административной процедуры по перерегистрации ККТ и выдаче заявителю карточки регистрации является завершение осмотра ККТ и рассмотрения документов, представленных заявителем.

Процедура перерегистрации ККТ. Как мы отметили выше, причин для перерегистрации ККТ несколько. Рассмотрим действия заявителя и специалиста налогового органа в каждой ситуации.

О перерегистрации ККТ специалист территориального налогового органа, ответственный за предоставление государственной услуги, делает отметки в паспорте и учетном талоне ККТ, которые заверяются печатью территориального налогового органа.

Для снятия ККТ с регистрации заявитель подает в налоговый орган комплект документов, аналогичный тому, который представляется при перерегистрации ККТ. Рассмотрение заявления и документов, прилагаемых к нему при снятии ККТ с регистрации, проводится в том же порядке, что и при регистрации и перерегистрации ККТ.

При снятии ККТ с регистрации в присутствии специалиста налогового органа специалист ЦТО составляет акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков.

О снятии ККТ с регистрации специалист налогового органа делает отметки и заверяет их печатью территориального налогового органа:

- в паспорте и учетном талоне ККТ;

- в книге учета;

- в карточке регистрации.

Причина перерегистрации ККТ Действия заявителя и налогового органа
Замена фискальной памяти или накопителя фискальной памяти ККТ и программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации Налоговый орган для замены фискальной памяти или накопителя фискальной памяти ККТ и программно-аппаратных средств принимает от заявителя заявление, к которому прилагается заключение ЦТО (при наличии). Налоговый орган в срок, не превышающий одного рабочего дня с момента документального оформления содержимого фискальной памяти и накопителя фискальной памяти, выдает разрешение на замену фискальной памяти и накопителя фискальной памяти ККТ. При невозможности установления содержимого фискальной памяти и накопителя фискальной памяти ККТ показания суммирующих денежных счетчиков определяются по предыдущим суточным отчетам, контрольным лентам и журналам кассира-операциониста. После замены фискальной памяти ККТ ввод кода доступа к фискальной памяти осуществляется специалистом налогового органа, ответственным за предоставление государственной услуги
Смена адреса места установки ККТ При смене ЦТО, адреса места установки контрольно-кассовой техники, фамилии, имени, отчества (при наличии) заявителя специалист территориального налогового органа, ответственный за предоставление государственной услуги, вносит соответствующие изменения в информационную систему, а также в книгу учета. После внесения сведений о смене ЦТО, адреса места установки ККТ, фамилии, имени, отчества (при наличии) заявителя специалист налогового органа, ответственный за предоставление государственной услуги, заполняет новую карточку регистрации и передает ее на подпись начальнику (заместителю начальника) налогового органа, которая после ее подписания в срок не позднее пяти рабочих дней с момента представления заявления вручается заявителю под роспись либо направляется в адрес заявителя в виде почтового отправления с уведомлением о вручении
Изменение фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя - заявителя, наименования организации-заявителя
Смена ЦТО

В паспорте ККТ указывается пароль доступа к фискальной памяти ККТ.

Снятие ККТ с регистрации территориальным налоговым органом осуществляется самостоятельно в случае:

- истечения нормативного срока амортизации модели ККТ, исключенной из Государственного реестра контрольно-кассовой техники. При этом территориальный налоговый орган письменно уведомляет заявителя о снятии с регистрации указанной ККТ не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации;

- исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ или сведений об индивидуальном предпринимателе из ЕГРИП.

В случае представления заявления о снятии с регистрации ККТ по причине возникновения у заявителя форс-мажорных обстоятельств, приведших ее в неисправное состояние, либо в случае ее хищения (утери) специалист налогового органа снимает с учета данную модель ККТ при представлении заявителем соответствующего документа, подтверждающего факт возникновения данных обстоятельств.

Сведения о снятии ККТ с регистрации специалист налогового органа вносит в информационную систему не позднее дня, следующего за днем снятия с регистрации, в книгу учета, а также делает отметку в паспорте ККТ, учетном талоне и карточке регистрации (при их наличии), которые заверяются печатью территориального налогового органа.

После снятия ККТ с регистрации карточка регистрации остается в территориальном налоговом органе и хранится в течение пяти лет.

Осуществлять наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ вправе следующие лица:

1) организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, - при условии выдачи ими бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона о ККТ). Порядок осуществления расчетов с использованием БСО установлен в Положении об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359;

2) следующие категории налогоплательщиков (п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ):

- организации и индивидуальные предприниматели - плательщики ЕНВД при осуществлении видов деятельности, по которым на территории муниципального образования (или г. г. Москвы и Санкт-Петербурга) введен единый налог на вмененный доход;

- индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения (ПСН) - при осуществлении видов деятельности, в отношении которых законами субъектов РФ предусмотрено применение данного налогового спецрежима.

При этом указанные лица должны выдавать покупателю (клиенту) по их требованию документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар, работу, услугу - товарный чек, квитанцию или иной документ. Требования к таким документам приведены в п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ.

В письме ФНС России от 17.08.2011 N АС-4-2/13461@ указано, что плательщик ЕНВД вправе выбирать между применением ККТ и выдачей по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств за товар (работу, услугу). В первом случае плательщик ЕНВД обязан соблюдать требования, предъявляемые к контрольно-кассовой технике Законом о ККТ и Положением (то есть в том числе требования относительно ее регистрации). Указанные разъяснения были даны ФНС России до вступления в силу гл. 26.5 НК РФ "Патентная система налогообложения", но они также могут быть применимы и в отношении индивидуальных предпринимателей, перешедших на ПСН.

Если указанные лица осуществляют виды деятельности, на которые распространяется иной порядок освобождения от применения ККТ (случаи, перечисленные в п. п. 2 и 3 ст. 2 Закона о ККТ), они освобождаются от применения контрольно-кассовой техники по иным основаниям. По данным видам деятельности порядок и условия освобождения от применения ККТ, который установлен для плательщиков ЕНВД и предпринимателей, перешедших на ПСН, на них не распространяется;

3) организации и индивидуальные предприниматели - в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения, при осуществлении следующих видов деятельности (п. 3 ст. 2 Закона о ККТ):

- продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках (при условии, что доля продажи газет и журналов составляет не менее 50 процентов от товарооборота, а ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ). Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров должен вестись раздельно;

- продажа ценных бумаг;

- продажа лотерейных билетов;

- продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

- обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

- торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли. Однако освобождение от использования ККТ не применяется при торговле через находящиеся в указанных местах магазины, павильоны, киоски, палатки, автолавки, автомагазины, автофургоны, помещения контейнерного типа и другие аналогично обустроенные и обеспечивающие показ и сохранность товара торговые места (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытые прилавки внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

- разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);

- продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, который должен быть утвержден Росжелдором;

- торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

- торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;

- прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;

- реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказание услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном ст. 11 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях";

- продажа по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи;

4) организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа). Перечень данных местностей утверждается органом государственной власти субъекта РФ (абз. 16 п. 3 ст. 2 Закона о ККТ);

5) аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, а также обособленные подразделения медицинских организаций, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации - при продаже лекарственных препаратов (абз. 17 п. 3 ст. 2 Закона о ККТ).

Перечисленные положения не распространяются на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также на кредитные организации и банковских агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством РФ о банках и банковской деятельности (п. 4 ст. 2 Закона о ККТ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: