За нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 15.3 КоАП РФ)

Административные правонарушения, заключающиеся в неисполнении обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и связанных с непредставлением сведений и нарушением правил.

Административные правонарушения, заключающиеся в неисполнении обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и связанных со сроками исполнения.

К данной группе следует отнести 4 следующих состава.

1) Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 15.3 КоАП РФ);

2) Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4 КоАП РФ);

3) Нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ);

4) Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) (ст. 15.8 КоАП РФ).

К данной группе следует отнести 4 следующих состава:

1) Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6 КоАП РФ);

2) Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 15.7 КоАП РФ);

3) Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 15.9 КоАП РФ);

4) Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ).

Вышеизложенная классификация административных правонарушений в области налогов и сборов учитывает специфику общественных отношений, возникающих в области налогов и сборов, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и охраняемых нормами административного права.

Безусловный интерес представляют нормы гл. 15 "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг" КоАП РФ, которые фактически дублируют большинство составов налоговых правонарушений, прописанных в гл. 16 НК РФ.

Следует учитывать, что ответственность за указанные деяния предусмотрена КоАП РФ только для должностных лиц (за исключением предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица).

Составляют протоколы о таких административных правонарушениях налоговые органы, а рассматривают дела и привлекают виновных лиц к ответственности судьи судов общей юрисдикции.

К сожалению, до сих пор законодатель не разрешил некоторые коллизии в соотношении норм КоАП РФ и Налогового кодекса РФ, предусматривающих указанную ответственность.

Так за какие же правонарушения, допущенные должностными лицами налогоплательщика, наступает административная ответственность?

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту: нахождения организации; нахождения ее обособленных подразделений; жительства физического лица; нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.

Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, которые содержатся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Следует обратить внимание, что субъектом административной ответственности в данном случае являются лица, не признаваемые НК РФ налогоплательщиками, налоговыми агентами, банками. Соответственно граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность за совершенные правонарушения в области налогов и сборов в соответствии с НК РФ. В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изм. и доп.) указанное правило относится и к случаям, когда индивидуальный предприниматель, не заключая трудовых договоров для исполнения обязанностей руководителя, главного бухгалтера и иных должностных лиц, сам осуществляет права и обязанности названных должностных лиц.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 15.3 КоАП РФ, являются отношения в области налогового контроля, поскольку постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах предусмотрена для целей налогового контроля. Установлено правило, в соответствии с которым каждый налогоплательщик подлежит постановке на учет в налоговых органах (ст. 83 НК РФ), и соответственно обязанность налогоплательщика на такой учет встать (подп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Административная ответственность наступает только в случае, когда обязанность по самостоятельной постановке на учет в налоговых органах возложена на налогоплательщика и предусмотрена процедура ее реализации путем подачи заявления налогоплательщика о постановке на учет в налоговый орган.

Непостановка на учет в налоговые органы в установленные сроки составляет объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена рассматриваемой статьей. Порядок исчисления сроков определяется в соответствии со ст. 61 НК РФ.

Часть 1 статьи 15.3 представляет собой формальный состав - нарушение срока подачи заявления о постановке на учет. В ч. 2 статьи 15.3 есть квалифицирующий признак - нарушение установленного срока подачи заявления, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет.

Субъектами правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются руководители организаций-налогоплательщиков, их филиалов и представительств и иных обособленных подразделений. Организации-налогоплательщики, индивидуальные предприниматели, а также лица, занимающиеся частной практикой (частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты), несут ответственность в соответствии со ст. 116 НК РФ.

Субъективная сторона состава - совершение данных правонарушений умышленно или по неосторожности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: