Различия между традиционной (дореформенной) системой планирования и бизнес-планированием

ЛЕКЦИЯ 3 Реализация стратегии развития компании, основанной на методах бизнес-планирования.

Относи­тельно времени и сроков освоения методов управления через бизнес-планы особых иллюзий не было, так как было очевидно, что дистанция, которую нужно пройти, не проста и изобилует множеством барьеров. Для того чтобы заработала новая сис­тема управления бизнесом, требуется создавать благоприят­ные организационные условия, при которых эти барьеры пос­ледовательно преодолевались. Именно последовательно, поэтап­но, иначе - неизбежное столкновение с непреодолимым сопро­тивлением по всему фронту проблем или реальная угроза сломать сложившийся в переходный экономический период баланс орга­низационной жизнеспособности.

Пока персонал и прежде всего руководители среднего зве­на не осознают необходимость внешней ориентации, потреб­ность слышать и делать то, что хотят получить от них кли­енты, пока не будут освоены методы и соответствующий ин­струментарий исполнителями и руководителями подразделе­ний и функциональных служб, пока не будут налажены информационный поток и постоянное его обновление, пока не будет проведена реорганизация распределения функциональ­ных обязанностей и ответственности, не пересмотрен мотивационный механизм, пока не заработают механизмы организационного и финансового контроля и принятия оператив­ных решений, не следует ожидать достижения конечных целей, обозначенных при принятии рассматриваемого стра­тегического решения. Эта лестница самосовершенствования в любом случае должна быть преодолена. Традиционная систе­ма планирования и управления хозяйством была совершен­на в условиях вакуума, когда экономики просто не сущест­вовало, как, впрочем, и хозяина.

То, что мы научились составлять бизнес-планы, еще не оз­начало, что мы знали, как их претворять в жизнь. Поэтому основная задача состояла в том, чтобы учиться управлять че­рез бизнес-план, учиться постоянно обновлять (актуализиро­вать) его, реализуя и изменяя планы, если это нужно. Образно говоря, бизнес-план должен освещать дорогу вперед, тогда вовремя будут замечены повороты, различные угрозы. Меха­низм реализации бизнес-плана (механизм управления через бизнес-план) должен высвечивать внутреннее состояние объек­та и его движение (положение) относительно других объек­тов, создавая тем самым условия для своевременного регули­рования.

Развитие бизнес-планирования равнозначно развитию управления организацией. Логика бизнес-планирования и бю­джетирования должна была лечь на подготавливаемую проводи­мой реорганизацией почву. Выявление и обособление очагов бизнеса в ходе реализации стратегии диверсификации, коррек­ция организационной и финансовой структур материнской ком­пании в направлении вычленения самостоятельных хозяйствен­ных единиц (ЦФО) с делегированием ответственности за дости­жение результатов (за выполнение планов), создания в соответ­ствии с ними центров планирования и учета бизнеса, определения баланса интересов и политики учета результатов деятельности центров финансовой ответственности и создания механизмов координации планов, трансфертного ценообразования, а также обучение персонала - все это должно было стать и стало необ­ходимыми предпосылками для постановки системы общекорпо­ративного управления.

Положительным результатом явилось то, что все ЦФО научи­лись считать собственные деньги. Накопленный опыт ведения собственных лицевых счетов (т.е. бюджетов подразделений, по которым ведется учет прихода и расходования средств и определяется сальдо в результате расчетов с центральным офисом) и управленческого учета по ним должен был стать фактором, об­легчающим восприятие системы финансового управления в рам­ках бюджетирования.

Бизнес-планирование и соответственно стратегическое управление предполагают ориентацию деятельности исходя из оценки параметров внешней среды.Другими словами, ре­зультаты маркетинговой работы становятся «компасом» произ­водственной деятельности фирмы.У нас не было достаточного опыта в следующем: не хватало знаний и навыков работы и орга­низационной дисциплины по систематизированному сбору рыноч­ной информации, ее структуризации, постоянному анализу этой информации, проведению комплексного анализа внешней и внут­ренней среды предприятия по направлениям бизнеса (анализа), прогнозированию, определению целей, выработке рыночных стра­тегий. Это предстояло осваивать.

Однако организационная подготовка по некоторым аспектам присутствовала. Развитие общекорпоративного бизнес-планиро­вания начиналось не «с нуля», а стало следующим этапом реор­ганизации.

Традиционное планирование и управление фирмой через бизнес-планирование (или стратегическое управление) пред­ставляют собой качественно разные подходы к определению перспектив развития предприятия. Стратегическое управление основывается на стратегических целях, а именно не на нынешней, а на будущей структуре хозяйственной дея­тельности, не на имеющемся, а на создаваемом научном, про­изводственном, сбытовом потенциале фирмы, под который це­левым направлением выделяются ресурсы. Концепция стра­тегического подхода к управлению исходит из того, что те цели, которые действительно являются стратегическими, невозможно достигнуть каким-либо организационным или правовым скачком через пропасть, какими-либо весьма ра­дикальными, но разовыми преобразованиями. Сложность про­блемы стратегического управления в том, что достижение стра­тегических целей является многошаговым процессом. С точки зрения технологии управления планирование как бы дополня­ет стратегическое управление, являясь его составной подчи­ненной частью.

Таблица 1 - Сравнительный анализ традиционной системы планирования и бизнес-планирования

Традиционная система планирования Бизнес-планирование
Цели
Рост производства товаров и услуг Улучшение организации внутри предприятия с помощью установ­ления плановых показателей, ра­ционального распределения ре­сурсов, определения плановых мероприятий, а затем установле­ния ответственности за их выпол­нение, оценки и контроля за ре­зультатами Стратегическое управление име­ет внешнюю ориентацию. Его цель - обеспечить выживание и развитие предприятия в услови­ях меняющегося внешнего окру­жения, адаптацию к рынку, ис­пользование возможностей и пре­дотвращение угроз, возникающих вне предприятия
Акценты
Внимание сосредоточивается на проблеме наилучшего использо­вания ресурсов, а логика дей­ствий основывается на рассмот­рении предприятия как закрытой системы, слабо зависящей от из­менений во внешней среде Для стратегического управления, основанного на концепции пред­приятия как открытой системы, главное - это выигрыш в рыноч­ной конкуренции
Технологии
Экстраполяция, продолжение имеющихся тенденций на буду­щее с учетом корректировок, определяемых техническим про­грессом и изменениями в органи­зации производства Гибкость стратегических пла­нов, возможность вносить в них коррективы при изменении об­стоятельств. Это достигается, в частности, на основе скользяще­го планирования, когда деталь­ной проработке подвергается план первого года (готовятся де­тальные оперативные планы, программы и системы бюджетов с последующей поквартальной корректировкой), обязательный к выполнению, а планы на последующие периоды носят инди­кативный, прогнозный характер и дают направление на будущее, но до поры до времени не обязательны для исполнения. Исключение могут составлять трехлетние планы капитальных вложений в основные фонды фирмы
Организационные средства
Применение новой техники и технологии, углубленная прора­ботка организационных структур и механизмов, рассмотрение лю­дей в организации как рабочей силы Маркетинг, налаживание систем информации о внешнем окруже­нии, о внутренних возможнос­тях и состоянии дел на предпри­ятии, стимулирование нововве­дений и организационных изме­нений. При этом человек рассматривается как главный источник повышения произво­дительности труда, генерирова­ния идей по разработке, произ­водству и сбыту продукции, которые важны для успеха в конкуренци
Оценка результатов
Эффективность оценивается по текущим финансовым показате­лям, уровню рентабельности, а также по выходу продукции на единицу затрачиваемых ресурсов или трудоемкости, энерго- и ма­териалоемкости процесса произ­водства Эффективность деятельности фирмы оценивается с точки зре­ния позиции предприятия в кон­куренции, включая долю рынка, стабильность рентабельности и роста, наличие и приумножение преимуществ перед конкурента­ми, приспособляемость к измене­ниям рынка и т. п.
Мероприятия
Нерегламентированный контроль по исполнению мероприятий про­грамм Управление мероприятиями (че­рез систему управления проекта­ми, позволяющую оптимизиро­вать использование ресурсов, от­слеживать и координировать ис­полнение проектов, принимать своевременные управленческие решения). Программирование действий и распределение ресурсов взаимосогласуются по содержанию и срокам в соответствии с постав­ленными целями и стратегиями их достижени
Финансы
Не ведется отслеживание движе­ния финансовых средств, финан­совых результатов в реальном времени, не проводится текущий финансовый анализ состояния, не просчитываются варианты про­гнозов Сметы, операционные бюджеты: планы по материально-техничес­кому обеспечению и потребнос­ти в ресурсах, численности, ка­питаловложениям, производству, труду, заработной плате, экономи­ческим показателям эффективно­сти, нормы расхода, расчеты по размерам фондов, сметы наклад­ных расходов, балансы рабочего времени, сводная таблица основ­ных показателей и другие состав­ляющие пакета обязательных форм годового плана Подсистема бюджетирования или финансового управления (техно­логия планирования, учета и кон­троля за деньгами и финансовы­ми результатами) За исполнение финансовых пла­нов (бюджетов) ответственность персонифицирована (исполнение бюджетов может быть возложе­но на функциональный отдел, ЦФО, руководителя, отвечающе­го за конкретную функцию) Планы доходов, расходов по опре­деленному перечню системы бюд­жетов в сопоставимых форматах с возможностью работы по ним в реальном времени с отражением результатов деятельности (кассовое ведение бюджетов). Планы могут быть исполнены в нескольких про­гнозных вариантах Регламентация контура управле­ния: регламенты составления, ведения учета и проведения контроля и корректировок про­гнозных показателей, отработан­ные технологии взаимодействия служб и руководства, подразделе­ний между собой при подготовке плановых документов, учете ре­зультатов, коррекции планов

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: