Донаучный период накопления знаний о различиях между людьми

Человек всегда понимал, что живые существа бывают раз­ные. Его теории, верования и суеверия, в которых он пытался постичь причины этих различий, были многочисленны и явля­лись отражением его мировоззрения. Но во все времена он вос­принимал существование этих различий как данность. Среди древнейших следов человеческой деятельности существуют сви­детельства того, что люди знали об индивидуальных различиях и учитывали их. В то время, когда еще не было письменности, уже существовали люди — первобытные художники, знахари и вож­ди, — которые не могли не обладать особыми способностями и личностными свойствами. На каком бы уровне развития ни на­ходилась культура, она не может существовать без разделения труда, а следовательно, предполагает признание различий меж­ду людьми.

Человек видел, что индивидуальные различия характерны не только для людей, но и для животных. И в научной, и в худо­жественной литературе можно найти признание того, что у сло­нов, буйволов и подобных им стадных животных есть индивиды, выполняющие в стаде функции вожаков, «лидеров». Часто упо­минаемая «иерархия едоков», распространенная, например, среди цыплят, также свидетельствует об этом. Обычно отноше­ния социального доминирования цыплята проявляют при раз­даче корма. При этом индивид А нападает на индивида В, но не наоборот. Драка же возникает тогда, когда кто-то начинает ос­паривать авторитет «главного едока». И этот и многие другие примеры иллюстрируют наличие различных реакций индивида на других представителей своей группы.

Как и всякая наука, дифференциальная психология имеет свою историю и предысторию. Последняя, надо заметить, оказывается столь же древней, как и само челове­чество, В сообществах первобытных людей появление груп­повых различий, позволяющих провести границу между Мы и не-Мы? сыграло решающее значение, В идентифика­ции со своим племенем, родовой общиной формирова­лись первые проблески человеческого сознания именно как "совместного знания».

Следующим жизненно необходи­мым этапом стало выделение индивидуальных особеннос­тей членов племени. Наблюдение за поведением соплеменников — у кого зорче глаз, кто быстрее всех бегает или точнее метает камень — послужило не только основой для распределения необходимых для выживания племени функций, но и привело к появлению первых имен — одного из важнейших признаков человеческого рода, выделяю­щих людей из мира животных. Фиксация индивидуальных различий закреплялась с помощью присвоения имени, в котором, зачастую, и отражалась наиболее характерная и устойчивая черта темперамента или характера, сенсорики или мышления. Индивидуальность выкристаллизовывалась из Хаоса взаимоотношений, благодаря способности чело­веческого мышления осуществлять операцию различения. Отделение "Я" от "не-Я" стало важнейшим признаком зарождающейся первобытной личности с уникальным са­мосознанием.

В первобытных сообществах, древнейших цивилизаци­ях и современном обществе феноменология человеческих различий — индивидуальных и групповых — продолжает оставаться главной частью субъективного жизненного опы­та людей. Однако простых, несистематизированных наблюдений за поведением — своим собственным и окру­жающих — всегда было недостаточно для тех, кто стре­мился понять общие закономерности природы человека. Для того, чтобы упорядочить бесконечное многообразие индивидуальных и, тем более, групповых признаков тре­бовалась некая система координат, В качестве таковой мог приниматься любой набор признаков, отчетливо наблю­даемых, кажущихся "фундаментальными" либо осязаемыми. Разумеется, в первую очередь человек использовал для составления простейших классификаций своих собратьев внешние объекты или события. Так появились примитивные поведенческие типологии, в которых описание инди­видуально-групповых особенностей людей исходило из свойств камней и деревьев (гороскопы друидов), располо­жения звезд или дат рождения (астрологические гороскопы). Отдавая должное наблюдательности и изобретательности наших предков, заметим, что во всех этих случаях речь пока что идет лишь об описании особенностей личности и человеческого поведения, а не объяснении причин, при­водящих к появлению различий между людьми. Поиск ре-шений этой задачи станет в последующем отправной точкой в развитии дифференциальной психологии.

Корни субъективной реальности

Можно сказать без преувеличения, что скрытое в не­драх жизненной феноменологии знание о человеческих различиях послужило толчком к развитию не только са­мой психологии, но и всех наук о человеке. Одним из са­мых простых феноменологических фактов, основанных на непосредственном жизненном наблюдении, являются уси­лия маленького ребенка выделить, "различить" себя в ок­ружающей среде. Перефразируя И. М.Сеченова (1947), можно сказать, что "смутное валовое ощущение" себя, потребность отделиться от остального мира, движет чело­веческим существом с момента его рождения. Первые про­блески сознания трехлетнего малыша также связаны с появлением различения между "Я" и "не-Я" {Бернс 1986). Ощущение и осознание себя как неповторимой индиви­дуальности является стержнем личности взрослого человека и основой межиндивидуальных различий, в контексте ко­торых складываются наши взаимоотношения с окружаю­щими в течение всей жизни. Также как из процесса внутри индивидуального различения возникают межинди­видуальные различия, формирование личности возникает на базе индивидуально-типологических особенностей. Фе­номенологические переплетения в жизни порождают слож­ности научного характера, проявляющиеся в непростых вопросах, связанных и с соотношением понятий (орга­низм—личность, личность—индивидуальность etc), и с взаимодействием важнейших областей науки о душе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: