Лабораторное занятие, его структура

Разработка плана урока теоретического обучения

1.1. Записать тему урока.

1.2. Сформулировать цель урока.

1.3. Разработать модель презентации.

1.4. Разработать план урока в соответствии со структурой плана-конспекта урока.

Лабораторно-практическое занятие — одна их форм организации учебно-познавательной и учебно-практической деятельности учащихся, при которой доминирует практическая составляющая, осуществляемая на основе специально разработанных заданий в лаборатории; лпз делятся на иллюстра­тивные, исследовательские и комплексные.

Основные характеристики урока (ЛПЗ):

· большая самостоятельность деятельности учащихся, которая осуще­ствляется с помощью инструкционной карты или методической разработки этапов проведения эксперимента (исследования);

· результатом деятельности учащихся является проверка закономер­ностей, изученных на уроках формирования теоретических знаний, или ус­тановление, выявление новых для себя соотношений между системой пара­метров изучаемых устройств;

· выполнение одной лабораторной работы бригадой учащихся (2-3 человека);

· управление деятельностью учащихся преподавателем осуществляет­ся посредством инструктирования.

Каждый инструктаж преподаватель сочетает с контролем деятельно­сти учащихся. В связи с этим выделяют контроль за подготовкой учащихся к работе, текущий контроль и контроль выполненных лабораторных работ (проверка и оценка отчета, отражающего результаты выполнения ЛПР).

Лабораторные работы могут проводиться фронтально. Фронтальный способ организации характеризуется тем, что все учащиеся группы выпол­няют одну и ту же лабораторную работу. В этом случае облегчается руко­водство преподавателя деятельностью учащихся, появляется возможность проводить работы исследовательского характера. В то же время для реали­зации этого способа необходимо в лаборатории иметь достаточное количе­ство однотипного оборудования.

Для проведения работ исследовательского типа необходимо в мето­дической разработке раскрыть программу проведения исследования и всю последовательность выполняемых операций.

В методических рекомендациях указывается цель проведения работы. Затем устанавливается предмет исследования. Это необходимо для того, чтобы конкретизировать область исследования. Например, при проведении лабораторной работы по архитектуре ЭВМ предметом исследования может системный блок

Далее определяется метод исследования. Ведущими методами в являются: конструирование, моделирование, анализ свойств, функций и т.д.

Затем предлагается необходимое оборудование: системный блок, демонстрационный стенд, отдельные устройства.

После этого следует показать принципиальную схему исследования, чтобы учащиеся понимали место и значение устройств на лабораторном стенде.

Далее следует этап проведения лабораторной работы, который преду­сматривает:

•разборку;

•сборку, монтаж;.

•подключение.

Следующий, основной, этап - проведение лабораторной работы. Он включает в себя перечень заданий. Содержание заданий соответствует ме­тодам исследования. Этот этап лучше всего представить в виде технологи­ческой карты.

Технологическая карта лабораторной работы

№ п/п Содержание задания Метод исследования Операция и способ выполнения Контроль
 

В методических рекомендациях дается форма отчета учащегося по лабораторной работе. Как правило, отчет содержит: название и цель, со­держание работы, задание, исходные данные для выполнения, необходимые схемы, эскизы и чертежи, порядок проведения, описание проведенных эксперимен­тов, анализы и расчеты, выводы.

2. Разработка инструкции проведения лабораторной работы.

2.1. Из программы предмета выбрать тему лабораторной работы по рассматриваемому учебному материалу.

2.2. Сформулировать цель лабораторной работы, планируя частично-поисковую деятельность учащегося.

2.3. Сформулировать проблему исследования и определить этапы проведения работы.

2.4. Составить перечень необходимого оборудования.

2.5. Разработать принципиальную схему для проведения исследова­ния.

2.6. Представить технологическую карту лабораторной работы.

2.7. Привести форму таблиц для фиксации измеренных параметров и расчетных значений параметров.

2.8. Определить форму и содержание отчета, представляемого уча­щимися.

2.9. Привести пример карты программированного контроля знаний и умений учащихся: первый уровень контроля - 3 вопроса; второй - 4 вопро­са; третий - 3 вопроса.

Этапы проведения ЛПР:

1. Организация начала занятия

2. Целевая ориентация

3. Актуализация опорных знаний

4. Вводный инструктаж по проведению исследования, выдача документации (технологической карты, формы отчета)

5. Самостоятельная исследовательская работа учащихся согласно методическим указаниям к ЛПР (программе исследования)

6. Подготовка отчета

7. Проверка и оценка выполненной работы

8. Подведение итогов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: