Типы уроков теоретического и производственного обучения, примерная (типовая) структура уроков

Один и тот же тип урока может иметь несколько разновидностей занятий.

Занятие – аудиторная форма организации обучения (организационная форма), которая может проводиться с группой, ее частью или несколькими группами одновременно.

 

Типы уроков теоретического обучения Виды занятий
Урок формирования теоретических знаний, изучения нового материала урок-лекция, урок-беседа, урок выполнения теоретических исследований, экскурсия
Урок совершенствования и закрепления знаний урок в виде решения задач; урок в виде выполнения самостоятельных работ репродуктивного типа; урок в виде выполнения устных, письменных упражнений; урок в виде ЛПЗ; урок в виде экскурсии; урок в виде семинара практикум, собеседование, консультация (цель вто-ричное закрепление усвоенных знаний, формирование умений по их применению);
Урок расширения и углубления знаний урок в виде ЛПР; урок в виде выполнения самостоятельных работ репродуктивного типа; урок в виде экскурсии; урок в виде семинара, проблемный урок
Урок обобщения и систематизации знаний семинар, конференция
Урок комплексного применения знаний, формирования умений и навыков урок выполнения упражнений, тренировочный урок, занятие в рамках практикума по рабочей профессии (проводится в ВПО и СПО), лабораторная работа, проблемный урок, совмещенный урок; цель урока: формирование умений самостоятельно применять знания в новых условиях;
Уроки контроля (проверки и оценки) и коррекции урок в виде устного опроса (фронтального, индивидуального или группового) урок в виде письменного опроса, тестирования урок в виде зачета Урок в виде семинара урок-зачет в виде ЛПР урок в виде письменной контрольной работы урок смешанный (устный опрос плюс контрольная работа) коллоквиум, общественный осмотр знаний. рефлексивный тренинг (цель - определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками, провести оценку каждым учащимся своей деятельности, ее результатов и себя в ней).
Комбинированные уроки типовой урок комбинированного типа (обеспечивает решение ряда дидактических задач)

Учебная экскурсия – организационная форма обучения, позволяющая изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях. Различают вводные, текущие и заключительные э.

Семинар - один из видов учебных занятий, способствующих углуб­ленному изучению темы, проводимых в форме коллективного обсуждения сообщений, докладов, рефератов, выполняемых учащимися самостоятельно или под руководством преподавателя.

Этапы проведения семинара:

1. Выдача темы и вопросов для обсуждения на семинаре, списка литературы и источников.

2. Самостоятельная работа студентов с литературой по плану семинара.

3. Подготовка к выступлению на семинаре (доклад, сообщение).

4. Проведение занятия

4.1. Вступительное слово преподавателя

4.2. Выступления студентов

4.3. Обсуждение вопроса, обмен мнениями

5. Подведение итогов семинара.

Консультация – форма организации обучения, направленная на вторичный разбор учебного материала, который не усвоен или слабо усвоен; к. направлена на ликвидацию пробелов в знаниях и умениях, оказание помощи в самостоятельной работе.

Консультация - организационная форма обучения, проводимая препо­давателем вне занятия (урока) для одного или нескольких учащихся с целью разъяснения им непонятных вопросов по теме. Различают вводные, текущие, заключительные (предэкзаменационные) консультации.

Курсовое проектирование (в ВПО и СПО) организационная форма обучения, применяемая на заключительном этапе изучения дисциплины, позволяет применять знания при решении комплексных профессиональных задач, связанных со сферой предстоящей деятельности будущих специалистов.

Зачет – форма проверки ЗУН студентов, полученных на лекциях, семинарских и практических занятиях.

В настоящее время в теории и практике обучения утвердился взгляд на урок и другие формы учебных занятий как на развивающую и развивающуюся систему. Учебное занятие рассматривается как целое, состоящее из взаимосвязанных, взаимодействующих частей, и именно это взаимодействие обеспечивает получение интегративного результата. В теории и практике учебного занятия центральным является вопрос о его структуре, под которой имеется в виду логическое взаиморасположение и связь элементов, обеспечивающих основное количество различных форм учебных занятий, а в частности урока как системы. Прежде чем перейти к рассмотрению структуры учебного занятия, необходимо ответить на вопросы: что является структурным элементом, какие существуют связи между элементами, что выступает в качестве системообразующего компонента и, наконец, как логически могут располагаться элементы в учебном занятии? Учебное занятие является формой реализации конкретной цели процесса обучения, т.е. выступает его структурным компонентом. Оно всегда ограниченно рамками времени. На учебном занятии преподаватель организует учебно-познавательную деятельность учащихся (УПД) по достижению запланированной триединой дидактической цели (ТДЦ). Рассматривая учебное занятие как организационную форму реализации конкретной дидактической цели, можно выделить те основные подцели-триединые дидактические задачи, решение которых в своей совокупности даст тот интегративный результат, который принято называть реальным результатом учебного занятия.

Каждая очередная дидактическая задача (или их совокупность) определяет отдельный этап занятия, а каждый этап в учебном занятии выступает в качестве элемента. Однако этан занятия можно рассматривать и как его подсистему. Он является относительно завершенным отрезком занятия, представляющим собой систему взаимосвязанных элементов: триединая дидактическая задача, содержание, методы, способы организации УПД учащихся, реальный результат. Все эти элементы взаимосвязаны между собой и составляют так называемый дидактический пятиугольник (рис. 2).

Триединая дидактическая задача (цели) (ТДЗ) - это запрограммированный результат данного этапа, являющаяся системообразующей частью структуры этапа урока и объединяющая все элементы этапа в единое относительно целостное образование. Дидактическая задача несет в себе все три функции обучения: обучающую, воспитывающую и развивающую.

Содержание учебного материала (СУМ) составляет содержательную основу каждого этапа учебного занятия. Сюда входят не только теоретические сведения, правила, теоремы, законы и т.д., но и задачи, упражнения, вопросы преподавателя, т.е. все то, что должен усвоить учащийся и что способствует этому усвоению, так как этот процесс во многом зависит от подбора задачи, вопросов, наглядных пособий и т.д.

Методы обучения (МО) - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся по достижению конкретных целей обучения, воспитания и развития учащихся. В методах обучения сфокусирована не только глубина раскрытия учебного содержания, но и проявляется личность преподавателя и учащихся в процессе их взаимодействия.

Именно оно, прежде всего, определяет стиль работы преподавателя на учебном занятии.

К формам организации учебно-познавательной деятельности учащихся (ФОУПД) относится система средств, с помощью которой преподаватель добивается включения каждого учащегося в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, фронтальной и групповой работы.

Реальный результат (РР) этапа выражается прежде всего в тех знаниях, умениях, навыках, которые приобрели учащиеся (в их структуре-перечне и уровне усвоения)

Таким образом, учебное занятие, являясь основной организационной формой реализации процесса обучения, состоит из отдельных частей - этапов.

Что же объединяет занятие в единое целое? Таким системообразующим его компонентом является триединая дидактическая цель, так как именно она объединяет все дидактические задачи, а значит и этапы в единое целое учебное занятие.

Основными дидактическими целями в условиях профессионального образования выступают знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Но в структуре занятия имеют место не только связи его частей (этапов) с целью (ТДЦ), но и связи между всеми этапами.

Все это подтверждает еще раз, что учебное занятие представляет собой систему, которая связана с внешней средой через информационные и другие каналы. Под воздействием этих влияний занятие может развиваться, т.е. оно обладает способностью саморазвития, свойством динамизма. Качество учебного занятия как системы зависит от уровня ее целостности, которая определяется оптимальным набором элементов и степенью связи между ними.

Содержательной основой выделения этапов учебного занятия является логика процесса усвоения знаний учащимися:

  • восприятие,
  • осмысление,
  • запоминание,
  • применение,
  • обобщение,
  • рефлексия.

Именно такой подход позволяет выделить возможный максимальный набор этапов учебного занятия.

Все рассмотренные этапы учебного занятия в основном охватывают логику учебно-познавательной деятельности учащихся при усвоении знаний. Поскольку любое занятие есть искусственно создаваемая преподавателем под конкретную цель система, то, следовательно, из этого набора этапов можно создавать самые различные комбинации. Причем при моделировании структуры учебного занятия несколько этапов могут быть объединены в один. Одновременно с этим следует указать на то, что некоторые этапы носят инвариантный характер, т.е. на каждом этапе учебного занятия имеют место: организация начала занятия; подготовка к активной основной учебно-познавательной дея­тельности; основной этап; подведение итогов занятия; рефлексия. Основной этап урока зависит от его дидактической цели, что, в свою очередь, определяет тип учебного занятия. Рассмотрим варианты структуры разных типов учебных занятий.

Типология урока в зависимости от дидактической задачи от основной цели
Урок проверки знаний и умений
Урок закрепления изученного материала
Урок изучения нового материала

 

Рис. Типы уроков в зависимости от основной дидактической задачи

В практике обучения обычно применяется комбинированный урок. В рамках этого урока осуществляется и ознакомление с новым материалом, и его закрепление. Планирование и конструирование уроков указанных типов хорошо разработаны в методической литературе.

Ниже представлена типология уроков в зависимости от формы орга­низации деятельности учащихся на уроке (рис.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: