Цель реформы
Патриарх Никон
Произведения Аввакума
Раскол
Литература раскола
Публицистические произведения ивана грозного
Трудности с изучении:
1. Большинство произведений Иг остались в списках 17 века
2. Трудно отличить то что писал он или что он просто подписал
3. В летописях его Речи не находили своего стилевого отображения
Стиль иг
Стиль сохранял среды устного мышления. (многословие, частые повторы, отступления, переходы от одной темы к другой, обращения к читателю как к собеседнику.
В нем сочетаются разные языковые стихии противоположные чувства.
Бранная лексика является стиле образующей чертой
Синтаксис. Хар-ны иронические вопросы
Речь грозного конкретна и образна.
Нарушение всех литературных норм.
Грозный всегда играет как-либо роль, и в жизни и произведениях.
Послание в кирилло-Белозерский монастырь на писано по поводу что в этом монастыре дворяне забыли монашеские обеты и жили как «в миру»
Послание начинате ся нарочито, униженно, присительно. Грозный пишет в монашеском тоне посланий. Его беспокоило, что ссыльные бояре пользуются в монастыре свободой и имеют привилегии.
|
|
7.12.12
В 17 веке, постепенно разрушается средневековое представление о человеке, приходит осознание ценности человеческой индивидуальности, развивается интерес к внутренней жизни человека
Особую ветвь демократической литературы 17 века составляется литература раскола – старообрядчества
Раскол – социальное-религиозное движение противостоящие господствующей церкви и монархии.
Движение зародилось в среде низового духовенства недовольного реформами Никона. Позднее присоединились жители городских посадов и крепостное крестьянство
Со стороны правительство вызывает репрессии. Раскол породил большую литературу –послания, полемические трактаты, агитационные воззвания.
Главным идеологом старообрядчества и одновременно одни из самых значительных писателей 17 века был протопоп Аввакум
Автор более 80 произведений
«Книга бесед»
«Книга толкований»
«Письма и послания»
Самое известное «Житие» - автобиография
Произвел церковную реформу(1653-55), видоизменил некоторые традиционные обряды, редактировал богослужебные книги, в качестве образца использовал греческие книги.
Унификация богослужения по всей стране.
Централизация церковного правления.
Увеличение налогов с низшего духовенства
Значительная часть низших соц слов и некоторых аристократов восприняли реформу как крушение истинной старой веры.
Было неприемлемым смена двоеверного крестного знамения на троеперстное
|
|
Движение раскола в 17 веке приобрело значение демократического антифеодального протеста.
Аввакум возглавил противников Никона
В 1653 был сослан в ссылку
В 1664 вернулся в москву
Царь предложил ему отказался от его убеждение.
Нарушает композицию жития
Выступает и как писатель и как герой
Создает новый тип святого грешника
Два плана повествования: торжественная проповедь и покаянная исповедь.
Не публицистическое произведение с эл-тами автобиографии, а цельное жизнеописание.
Сочетание комического и трагического.
Широкое худ. обобщение выводи рассказ Аввакума за рамка частной биографии и позволяет отнести его к наиболее значительным памятникам русской лит-ры.
Литературные взгляды на творчество Аввакума
Искренность чувств.
Эмоциональность речи
Широкий круг тем
Субъективизм
Непринужденность и безыскусственность речи
Пренебрежения правилами и традициями письма
Два способа использования книжного материала: 1) точное цитирование, иногда с указанием источника. 2) автор цитирует неточно, по памяти.
Символизм.