Третий этап. Эпоха возрождения

В 17 веке возникают попытки осмыслить душевный мир человека с общефилософских, умозрительных позиций.

Французский мыслитель Рене́ Дека́рт (1596-1650):

- существует различие между душой человека и его телом;

- тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим;

- душа способна производить в теле движения;

- ввел понятие рефлекса как автоматического, механического способа реагирования живой системы на внешнее физическое воздействие;

- определил самонаблюдение (интроспекцию) как основной метод исследования;

- заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с идеей рефлекса как ответа организма на внешнее физическое раздражение.

Голландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677):

- душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело);

- порядок и связь состояний тела, происходящих под влиянием взаимодействия с другими вещами, сообразны с тем, в каком порядке и связи располагаются в душе представления и идеи вещей в виде представлений, ощущений, воли и других психических процессов;

- выделяет три основных состояния: желание, удовольствие, неудовольствие;

- из трех состояний образуется все многообразие страстей на основе трех принципов: путем изменения нашего представления о предмете, через сопереживание, по ассоциации.

К концу 17 в. в психологии оформились следующие направления исследований:

- обособилось материалистическое учение о низших формах движений человека и животных, связанных с психикой;

- продолжило существовать и развиваться философско-теологическое учение о душе, где затрагивались вопросы ее природы и преобразования в различных состояниях человека;

Немецкий философ Готфрид Вильгельм фон Лейбниц (1646-1716):

- ввел понятие о бессознательной психике;

- в душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил из них возникают сознательные желания и страсти.

Немецким философом Хри́стиан фон Вольф (1679-1754). Ввел понятие «эмпирическая психология» - направление занимающимся наблюдением за конкретными психическими явлениями, их классификацией и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними.

Английский философ Джон Локк (1632-1704):

- рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской (лат. tabula rasa – чистая восковая доска), на которой ничего не написано;

- под воздействием чувственных впечатлений душа человека, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи;

- ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого;

- главной задачей психологии является не философствование о душе, а сбор и анализ объективных научных фактов.

18 в. связан с развитием ассоциативного учения, в соответствии с которым сложные психические явления формируются из элементарных путем их ассоциирования друг с другом.

По а нглийскому мыслителю Дейвиду Гартли (30.8.1705, Армли,- 28.8.1757, Ват) вся душевная жизнь строится на основе ассоциирования друг с другом трех элементов:

- ощущений;

- мыслей;

- чувств.

Этап Возникновение психологии, как самостоятельной науки.

Как самостоятельная наука психология возникает в 60-х годах 19 века, и связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений.

Первым немецкий психолог Вильгельм Вундт (1832-1920) в 1879 создал экспериментальную психологическую лабораторию, которая вскоре превратилась в Институт экспериментальной психологии, где прошли обучение Владимир Михайлович Бе́хтерев (1857-1927), Николай Николаевич Ланге (1858, - 1921).

Конец 19 в. ознаменовался следующими событиями:

- научная разработка проблем, связанных с изучением познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления);

- кризис психологической науки, связанный с тем что психология использующая интроспекцию (самонаблюдение) и ориентирующаяся на физиологию организма, оказалась неспособной решить многие проблемы, связанные с сознанием, личностью и межличностными отношениями людей.

- выход из ситуации кризиса побудил к созданию множества направлений психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: