По особенностям конструирования и интерпретации результатов

Методы психологии.

Классификация методов психологии осуществляется по разным основаниям. Один из подходов подразделяет методы на группы: объяснительные, описательные, практические.

1.6.1. Методы объяснительной (естественнонаучной) психологии.

Наблюдение – преднамеренное, систематическое восприятие психических явлений, с целью изучения изменений и отыскивание смысла.

Виды наблюдения.

По включенности в совместную деятельность:

- не включенное (внешнее) - со стороны;

- включенное (внутреннее) наблюдатель участвует в совместной деятельности с наблюдаемыми. Например, учитель на уроке наблюдает за учениками и ведет урок.

По степени формализации:

- свободное – при отсутствии заранее определенной программы, с возможностью смены объекта;

- стандартизированное – ведется по заранее спланированной программе.

Особые методы наблюдения:

Дневниковый метод - изучение индивида, посредством ежедневной фиксации его поведения в дневнике.

Самонаблюдение (интроспекция) наблюдение за самим собой. Например, Ива́н Петро́вич Па́влов исследовал влияние алкоголя на состояние сознания, на себе, когда пил водку перед зеркалом и вел дневник.

Эксперимент метод сбора фактов в условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.

По условиям проведения.

Естественный – в условиях, приближенных к жизни.

Лабораторный – в специально оборудованных условиях, с использованием аппаратуры.

По цели.

Формирующий – направленный на формирование навыков, умений, привычек.

Констатирующий - установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения эксперимента.

Тестирование – стандартизированное испытание, для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.

Виды тестов:

1. По измеряемому психологическому феномену

1.1.Познавательных процессов.

1.1.1. Ощущения

1.1.2. Восприятия

1.1.3. Представлений

1.1.4. Памяти

1.1.5. Мышления

1.1.6. Воображения

1.1.7. Речи

1.2. Психических состояний.

1.2.1. Эмоций (агрессивности, тревожности)

1.2.2. Чувств

1.2.3. Стресса

1.2.4. Фрустрации

1.2.5. Настроения

1.2.6. Аффектов

1.2. Свойств личности

1.2.1. Темперамента

1.2.2. Характера

1.2.3. Интеллекта.

1.2.4. Способностей

1.2.5. Креативности

1.2.6. Личности

2.1. Опросники

2.2. Задания

2.3. Проективные

По особенностям проведения и стимульному материалу, используемому в исследовании:

- бланковые – используются напечатанные бланки;

- компьютерные – используются специальные программы;

- материальные – используются специальные материалы (продукты) кубики (Кооса), доски (Сеген) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: