Становление, психологии в отечественной науке

Основоположником отечественной научной психологии считается Иван Михайлович Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

Гео́ргий Ива́нович Челпа́нов (1862-1936) создал в России психологический институт (1912).

Константин Николаевич Корнилов (1879-1957), работал над принципами изучения личности, проблемами воли и характера в психологии. Руководил Институтом психологии после Г.И. Челпанова.

Влади́мир Миха́йлович Бе́хтерев (1857-1927):

- развивал экспериментальное направление в психологии, с использованием объективных методов исследования;

- создал первую в России экспериментальную психологическую лабораторию (1885);

- в 1908 первого в мире центра по комплексному изучению человека – Психоневрологического института.

Ива́н Петро́вич Па́влов (1849-1936) - изучал условно-рефлекторные связей в деятельности организма.

К концу 20-х гг. в советской психологии обнаружились следующие тенденции:

- ориентация на диалектико-материалистическое учение как на методологическую основу построения новой науки;

- стремление к построению психологических теорий, объясняющих происхождение и развитие различных психологических явлений с учетом достижений передовой отечественной физиологии высшей нервной деятельности, теории происхождения жизни и видов в биологии;

- реализация выше названных тенденций привела к возникновении новых школ и направлений.

Николай Николаевич Ланге (1858-1921) исследовал познавательные пси процессы (ощущения, восприятия, внимания и др.) и их физиологические основы.

Александр Петрович Нечаев (1870-1948) исследовал память и индивидуальные различия людей.

Владимир Александрович Вагнер (1849-1934) основатель сравнительной отечественной психологии.

Дмитрий Николаевич Узнадзе (20 декабря 1886 (1 января 1887), с. Сакара, ныне Зестафонский район Грузии — 12 октября 1950, Тбилиси) исследовал теорию установки и создал соответствующую научную школу.

Лев Семёнович Выго́тский (5 (17) ноября 1896, Орша, Беларусь — 11 июня 1934, Москва) разрабатывал: культурно-историческую теорию и теорию развития психических процессов. Им введены понятия «зона актуального» - те действия которые может выполнить(ребенок) без помощи (взрослого) и «зона ближайщего» развития – действия которые может выполнить индивид лиш при помощи другого человека.

Павел Петрович Блонский (1884-1941) создатель генетической теории памяти.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960):

- опубликовал труд в 1942 «Основы общей психологии»;

- создатель теории мышления.

Борис Михайлович Теплов (1896-1965) исследовал индивидуальные различия им разработана концепция способностей.

Для периода 30-60 гг. характерна концентрация ученых вокруг отдельных школ и направлений, которые длительное время развивались независимо друг от друга, а также сосредоточенность исследовательских усилий главным образом на изучение познавательных процессов

Бори́с Гера́симович Ананьев (1907-1972):

- изучал проблемы восприятия и педагогической оценки;

-создал факультет психологии при Ленинградском (ныне Санкт-Петребуржском) университете.

Даниил Борисович Эльконин (1904—1984)заложили основы детской психологии, автор концепции детской игры, концепции периодизации возрастного развития и концепции развивающего обучения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Александр Владимирович Запорожец (1905 - 1981) основал и руководил Институтом дошкольного воспитания Академии педагогических наук дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР. Им разрабатывалась общепсихологическая теория деятельности и теория перцептивных действий.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979)

- создал теорию деятельности:

- внес вклад в теоретическую и экспериментальную разработку проблем восприятия, памяти, сознания, личности и психического развития.

Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988) создал теорию поэтапного формирования умственных действий.

Борис Федорович Ломов (1927-1989), разработал основы инженерной психологии, сформулировал принципы системного подхода к анализу психических явлений.

Александр Романович Лу́рия (16 июля 1902, Казань — 14 августа 1977, Москва) исследовал нейрофизиологические основы памяти и мышления человека.

Вольф Соломонович Мерлин (1892-1982), разрабатывал проблемы дифференциальной психологии и психофизиологии.

Советский психофизиолог Евгений Николаевич Соколо́в (23 сентября 1920, Нижний Новгород — 14 мая 2008, Москва)

- создал теорию цветового зрения[5],

- теорию объясняющую восприятие человеком формы предметов,

- нейрофизиологическую теорию памяти[6],

- изучал процессы восприятия и памяти на нейронном уровне.

- открыл и описал ориентировочный рефлекс, входящий в структуру нейрофизиологических основ внимания и осознания[7].

Лидия Ильинична Божович (1908-1981) специализировалась на исследованиях в области педагогической и детской психологии.

Анатолем Александровичем Смирновым (1894-1980) - показана зависимость запоминания и воспроизведения материала от организации условий деятельности.

С 70-х гг. 20 века, начался новый период в мировой и отечественной психологии характеризующийся:

- стиранием границ, ранее существовавших между отдельными школами и направлениями;

- критическим анализом и осмыслением реальных достижений;

- дифференциацией психологической науки и возникновением новых направлений связанных с практикой.

В настоящее время развитие отечественной психологии связано с решением новых теоретических и практических задач на основе сохранения и приумножения научных традиций и достижений российских психологических школ, обогащенных опытом мировой психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: