Таб. 1. Соотношение житейской и научной психологии
Место психологии в системе наук и связь с другими науками.
Согласно классификации наук академика Бонифатия Михайловича Кедрова (1903 - 1985) психология занимает центральное место в системе наук.
Рис. 1. Классификация Б.М. Кедрова[8]
Психология интегрирует знания из других наук и в свою очередь влияет на них.
Философские науки выступают теоретической основой, базой для психологии. Они имеют для психологии теоретико-методологическое значение, вооружая человека пониманием наиболее общих законов развития объективной реальности.
Естественные науки и прежде всего физиология высшей нервной деятельности, значительно расширили представление о физиологических механизмах психической деятельности.
Педагогические, юридические, медицинские, политические и ряд других наук являются науками, в отношении которых психология выступает одной из базовых психологических основ.
Ещё в начале XXв. появилась и активно развивалась наука об обучении и воспитании детей - «Педология», рамках которой успешно взаимодействовали представители различных научных направлений: педагоги, врачи, физиологи, психологи, и другие ученые.
Педагогике сложно обойтись без психологиии, т.к. проблемы воспитания и обучения подростающего поколения, не могут полноценно осуществляться без учета индивидуальных характеристик и психологических оособенностей человека.
Технические науки – в последнее все больше включаются в психологию, например использование полиграфов в психологии и др. приборов.
Психология включается в решение проблем связанных с освоением космоса, демографией, экологией, требующих эффективного использования разнообразных функций человека.
Соотношение житейской и научной психологии.
Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл.
Житейская психология - включает в себя объём психологических знаний, получаемых из практики обыденной жизни.
Научная психология - ориентирована на знания, получаемые в результате научных исследований.
Современная психология представляет собой многоотраслевую сферу знаний.
Рассмотрим некоторые из них.
Военная психология – изучаетповедение человека в условиях боевой и учебно-боевой деятельности, особенности взаимоотношений командования и личного состава, методы воздействия психологической пропаганды и контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой и т.д.
Возрастная психология – изучающая развитие психики человека нормального здорового человека, от рождения до старости.
Дифференциальная психология – индивидуальные различия в психике людей.
Зоопсихология – особенности психики животных.
Инженерная психология - закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники, с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.
Космическая психология – занимается вопросами волевой и моральной подготовки космонавтов, обоснованием методов обучения и тренировки.
Медицинская психология – занимается вопросами психотерапии, психофармокологии, психогигиены, психопрофилактики, а также процессом общения врача и больного.
Общая психология - раздел психологии, изучает базовые психологические знания, понятия и законы, иногда понимают психологию занимающуюся изучением всех видов деятельности, а иногда изучением психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых), психических свойств (способности, характер, темперамент) и психических состояний у нормального взрослого человека.
Парапсихология - проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, таких как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.
Патопсихология – изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.
Педагогическая психология - закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.
Психология труда - психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Выделяют следующие разделы: инженерная, авиационная, космическая и др.
Психофизиология – физиологические основы психической деятельности.
Психология искусства – изучает деятельность, направленную на создание произведений искусства, а также раскрывает закономерности восприятия человеком этих произведений.
Психология рекламы - разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт.
Психология религии - понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.
Психология управления – изучающая управленческую деятельность.
Социальная психология - социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).
Специальная психология (психология аномального развития)– исследует различные формы нарушения нормальной психической деятельности людей.
Спортивная психология (психология спорта) – разрабатывает психологические основы обучения и воспитания спортсменов, изучает законы выработки спортивных навыков и умений.
Сравнительная психология – изучает и сопоставляет психику животных и человека, причины существующих сходств и различий.
Экологическая психология - изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека (проблемы шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемы взаимовлияния природы и человека).
Юридическая психология - психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.
Для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, а также процесс интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии с другими науками (через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т. д.).